«Что бы ни говорили, ничего не может быть такого очаровательно-простого и чудно-поэтического, как Ницца!»
Мария Башкирцева. Дневник, 28 апреля 1876 г.
Ницца для русской культуры – не последний город. В ХIX веке на русские деньги на Лазурном берегу строили особняки, храмы, дворцы, разбивали парки… И в ХХI веке строят.
Ницца для многих наших соотечественников стала символом праздной роскоши, а если сказать помягче – символом беззаботности.
Ницца – это бесчисленные курортные романы, в которых объектом любви высупает так называемая красивая жизнь.
Фотография с выставки «Был и я в стране чудесной…»
За полторы сотни лет в этом смысле мало что изменилось. Но, наверное, один из самых известных русских памятников – не храм и не вилла. Он нематериален. Это дневник юной Марии Башкирцевой, написанный в Ницце в позапрошлом веке на вилле Aqua-Viva. В нём есть такие слова: «Человек бедный теряет половину своего достоинства; он кажется маленьким, жалким, имеет вид какой-то пешки. Тогда как человек богатый, независимый полон гордого покоя. Уверенность всегда имеет в себе нечто победоносное, и я люблю в Г. этот вид - уверенный, капризный, фатоватый и жестокий».
Фотография с выставки «Был и я в стране чудесной…»
Ницца напоминает того таинственного и победоносного Г. На фотографиях, представленных в Пскове, Ницца тоже выглядит уверенно (даже самоуверенно). Она капризна, фатовата, но совсем не жестока. Кто-то из посетителей сказал, что она однообразна. В том смысле, что нам показали только парадную часть. Предложили любоваться её предсказуемой прибрежной красотой.
Фотография с выставки «Был и я в стране чудесной…»
В воздухе носились слова «беспроблемность», «медитативность»… Получилась каникулярная выставка. Нет денег или желания ехать в Ниццу? Так и не надо никуда ехать. Ницца сама к вам приехала. Получайте. Цветная, чёрно-белая. Та, которую принято любить.
Фотография с выставки «Был и я в стране чудесной…»
И ещё важно, что, как и любой прибрежный город, это отличное место для ожидания. На выставочных фотографиях это тоже заметно. Люди чего-то ждут. Сидят и ждут, причём не у моря погоды, а чего-то другого.
Ниццу основали греки в IV-м веке до нашей эры. Название звучало тогда немного иначе – Никейя, в честь богини победы Ники. С тех пор так и повелось: если ты в Ницце, то ты – победитель.