Статья опубликована в №40 (862) от 18 октября-24 октября 2017
Вернисаж

Зайти на «Мираж»

В игре воображения не бывает проигравших
Алексей СЕМЁНОВ Алексей СЕМЁНОВ 29 октября 2017, 20:30

С конца сентября в псковской художественной галерее «Дар» проходила выставка петербургского художника Наталии Трубиной «Французские парки». Обычно французскими называют парки, имеющие геометрически правильную планировку. На ум сразу приходит эпоха барокко, дворцы, дамы, кавалеры, парики… Париков на картинах Наталии Трубиной нет, но есть нечто другое. «Французские парки» Наталии Трубиной это что-то пёстрое, сказочное, но без королевских дворцов и плодов усилий королевских садовников. И если появляются коты, то без сапог. В её картинах – совсем другие сказки.

Если говорить коротко, то французские парки могут быть где угодно. Хоть на Луне. Это заметно и по работам Наталии Трубиной. Монмартр, Бретань… Но это и парк Монрепо, и сельская местность под Изборском, где художник подолгу живёт. Такие парки расцветают не только наяву. Это может быть игра воображения. Игра, в которой нет проигравших.

Одна из центральных работ новой псковской выставки вообще называется «Мираж». На ней белый пароход, который то ли летит, то ли идёт. Да и остальные работы имеют отношение к чему-то зыбкому, неустойчивому, недолговечному. Мы видим «Туман», «Иней»…

Наталия Трубина. «Мираж».

Туман рассеется, мираж развеется, иней растает, тени исчезнут, листья осыпятся… Но пока что с нами «инея сводчатый терем», как у Пастернака. Мираж пойман на лету и отправлен в единственно надёжное место.

Голубые сосны похожи на колонны. Ни веток, ни игл мы не видим. Зато видим свет. Возможно, всё-таки это и есть колонны королевского дворца, которого как бы нет.

Наталия Трубина. «Голубые сосны».

Ещё одна примечательная работа называется «Бретань»: приморская сельская дорога, растущие в наклон деревья и приглашающая в далёкий путь морская даль.

Само слово «парк» происходит от латинского parricus - «загон, ограда». Но здесь нам показывают то, что неизбежно выходит за установленные пределы. Неприкрытую красоту.

Наталия Трубина. «Деревенский натюрморт».

И здесь же, рядом с картинами, за стеклом стоит посуда, расписанная Марией Туриной. Зелёные жуки, улитки, кузнечики, стрекозы, цветы, стручки гороха… Из таких чашек надо пить что-то особенное. Например, бушуевский иван-чай (предыдущая выставка в этом зале называлась «Иван-чай»).

Спустя несколько дней в той же галерее, среди картин Наталии Трубиной, блиц-портреты посетителей на бумаге рисовала её дочь Мария Турина. Первым, кто начал позировать, был пришедший с репетиции артист псковского драмтеатра Виктор Яковлев.

Вскоре художник вручила ему цветной портрет, нарисованный на обойной бумаге. В глазах Виктора Яковлева читалось: «Неужели я так выгляжу?» Но перед телекамерой артист постарался подобрать «правильные» слова: «Необычно, неожиданно… Всегда интересно, когда видишь себя со стороны…»

На мастер-класс Марии Туриной Виктор Яковлев пришёл с репетиции спектакля «Старик» по пьесе Горького, где он играет главного героя. «Если вам кажется, что вы не похожи, то имейте в виду: это не ваш портрет», - сказал я Виктору Яковлеву. «А чей?». – «Портрет героя, которого вы сейчас играете на сцене». - «Старика что ли?» - «Да, старика».

Наталия Трубина. Голландские тюльпаны.

***

Выставка «Французские парки» - это то место, в котором наиболее чувствительным посетителям хочется надолго «припарковаться».


Чтобы оперативно следить за самыми важными новостями, подписывайтесь на наши группы «ВКонтакте», «Телеграме», «Твиттере»«Фейсбуке» и «Одноклассниках».

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.