и чем он в таком случае пахнет
Уже который раз Псков погружен в клубы белесого густого дыма. На горящий торф, а тем более лес и траву валить грешно – не тем пахнет. Не нужно собак-ищеек, чтобы найти «преступника» - нос сам поворачивается в сторону городской свалки.
Дым этот, между прочим, не только неприятен, но и вреден для здоровья. Главный врач псковского городского центра госэпидемнадзора Олег Кузнецов рассказал, что в результате сгорания пластика – тех же пакетов и бутылок – выделяются диоксины, высокотоксичные вещества первого класса опасности. Лабораторий, где можно было бы распознать их и вычислить концентрацию в воздухе, в Пскове нет ни одной. На всю Россию таковых две – одна в Москве, другая в Нижнем Новгороде.
Определить степень опасности, таким образом, нет возможности. Косвенно о ней могли бы свидетельствовать случаи отравления среди граждан. Пока «скорая помощь» с ними не сталкивалась.
По общепринятой версии, возгорание произошло по вине детей, которые забавы ради подожгли траву около свалки. Поскольку свалка не отделена от окружающей территории противопожарными рвами, огонь, не долго думая, перекинулся на мусор. Мусор и рад бы не гореть, да засуха не оставила другого выбора.
Как сообщили корреспонденту «ПГ» в пожарной части № 2, пожарные ездят тушить свалку уже четвертые сутки подряд. Последний (на момент подписания номера) вызов был в ночь со 2 на 3 сентября. По словам помощника начальника пожарного корпуса Станислава Федорова, огнем было охвачено до 50% площади свалки. Вглубь – прогары до 1 метра. Тушить сложно, работы еще много.
Между тем, и в администрации города, и в ООО «АСПО», которое отвечает за сбор и хранение мусора в Пскове, утверждают, что свалка уже не горит. Просто тлеет. Того гляди, перестанет.
Как и пожарные, работники ООО «АСПО» причину обширного распространения пожара видят в том, что тушить огонь начали не сразу. Виктор Матвеев, начальник производственного отдела, рассказал, что сигнал о подожженной рядом со свалкой траве поступил еще днем 27 августа. Сразу же был сделан звонок в МЧС с просьбой о помощи. Но вместо того, чтобы послать машину, дежурный оператор стал выяснять, оплачены ли запрашиваемые услуги и т. д. В общем, не сложилось. Не сошлись характерами.
По 01 тоже не смогли сразу дать пожарную машину – не было свободной. А с 28-го числа уже полыхало вовсю.
Виктор Сергеевич отметил еще один момент. Когда пожарная машина от МЧС все-таки приехала, в ней не было команды (!), один водитель. Соответственно, вместо пожарного расчета тушением огня были заняты обитатели свалки, в просторечье – бомжи. Им, конечно, нужнее всех, живут они там, но городской мусор-то – дело общее, всех касается.
Сейчас свалку засыпают грунтом, возят песок аж четырьмя КамАЗами. Технический директор ООО «АСПО» Виктор Колоусов уверяет, что во избежание повторения плачевного опыта свалка будет окружена настоящими окопами.
Дышать полной грудью, или хотя бы вздохнуть с облегчением, пока рано. Дым по-прежнему идет. Хоть и без огня.
Светлана ПРОКОПЬЕВА.
Рисунок: Михаил Ларичев