Статья опубликована в №1 (122) от 15 января-22 января 2003
Мир

Проблемы России: прогноз на 2003 год

«The Washington Times», США
Сэм Вакнин (Sam Vaknin), 5 января 2003

В 2003 году России придется иметь дело с непропорциональным распределением национального дохода, сохранится и зависимость от природных ресурсов. У этой страны большое количество проблем. В западных СМИ Россию с подачи Вашингтона превозносят, в ней видят надежного геополитического партнера и безопасный регион для инвестиций.

Однако правда состоит в том, что Россия - страна третьего мира, претендующая на статус мировой державы (с ядерным оружием). Этой стране присущи все риски, характерные для средней развивающейся страны с отсталой экономикой. В будущем году ее выплаты по внешнему долгу превысят 15 млрд. долларов. При ценах на нефть выше 20 долларов за баррель и самом высоком (с 1991 года) объеме резервов иностранной валюты Россия без труда осуществит необходимые выплаты. В 2002 году Россия даже смогла выплатить часть долга вперед. Тем не менее, если доходы от экспорта в ближайшие 3-4 года сократятся на 40%, России придется опять отложить выплаты по долгам или объявить дефолт. Падение цены на уральскую нефть на 1 доллар означает потерю более 1 млрд. долларов для государственной казны.

Население России стареет и сокращается. На повестке дня тяжелый пенсионный кризис, который неминуемо разразится в том случае, если в стране не повысится рождаемость, а разваливающаяся система здравоохранения не будет восстановлена. Поток этнических русских, иммигрирующих в Россию из бывших республик Советского Союза, увеличился. Согласно информации, опубликованной сайтом Pravda.ru, за последние десять лет из России эмигрировало более 7 млн. человек.

Cектор теневой экономики, в которой велико влияние преступных элементов, - жизненно важный источник экономического роста. Большая часть частных предпринимателей и богатой элиты (в особенности в Москве и других крупных городах) процветает за счет отмывания денег и реинвестиций своих как законных, так и незаконных доходов. По данным Economist Intelligence Unit, Госкомстат регулярно завышает на 25% официальные показатели экономического роста, чтобы учесть результаты деятельности теневого сектора.

Перед Россией стоит непростая дилемма: нанести удар по теневой экономике или же дать магам-предпринимателям «серого сектора» свободу рук, которой те в настоящий момент лишены. В первом случае увеличится объем налоговых поступлений, а Россия приобретет имидж законопослушного государства.

Планируется, что в 2004 году Россия вступит во Всемирную Торговую Организацию. Это счастливое событие потребует совершения ряда мучительных шагов, среди которых отказ от государственного регулирования, либерализация и повышение уровня конкуренции. Российская промышленность и сельское хозяйство пока не готовы к этому. Возрождению спроса на товары отечественного производства способствовали масштабная девальвация и дефолт 1998 года.

В сельском хозяйстве России велика доля государственной собственности и государственного финансирования. Волна недавних слияний и поглощений в производственном и горнодобывающем секторах привела к тому, что большая часть этих секторов подконтрольна монополиям, дуополиям и картелям. Эксперты Economist Intelligence Unit считают, что около 70% ВВП России, составляющего 330 млрд. долларов, приходятся на 20 крупных конгломератов. Олигархи по-прежнему активны. Российские банки все еще парализованы, их репутация не восстановлена, хотя работа с мелкими клиентами идет на поправку.

Россияне сохраняют двойственное отношение к иностранцам. Параноидальная ненависть к ним уступила место настороженной осмотрительности. Недавно Россия усложнила процедуру выдачи виз западным менеджерам, деятелям науки и экспертам. Иностранные миноритарные акционеры, как и прежде, жалуются на то, что их обворовывают влиятельные группы финансовых интересов, обладающие хорошими связями.

Президент Владимир Путин, благодаря своим персональным качествам, сумел ослабить традиционную напряженность в отношениях между центром и регионами. Исключение составляют кровопролития в Чечне. Однако, как признал сам Путин во время прямого эфира 19 декабря, это мирное сосуществование достаточно хрупко.

До выборов 2004 года президент предпримет попытку найти пути мирного урегулирования конфликта с сепаратистской провинцией сверху, но это начинание обречено на неудачу. Для многих коррумпированных губернаторов реформы равнозначны анафеме (проклятию – прим. пер.), а скудные подачки Кремля недостаточны для того, чтобы обеспечить ему право решающего голоса на периферии.

Экономический дисбаланс между городом и деревней поражает воображение. Economist Intelligence Unit характеризует этот разрыв так: «Мощности перерабатывающей промышленности сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Эти города относительно легко пережили переход к рыночной экономике, поскольку промышленность больших городов проще диверсифицировать. Менее крупные промышленные центры не могут похвастаться подобной легкостью».

«В СССР были созданы новые промышленные центры, такие, как Томск и Новосибирск, в то время как Сибирь и дальневосточные регионы России по большей части так и остались на доиндустриальном уровне. Эти регионы до сих пор служат источниками энергоресурсов и сырья. Благодаря безграничной вере советских плановиков в масштабную экономику, крупное предприятие или небольшая группа родственных предприятий зачастую служили базой для всей экономики региона или регионального центра. Данный фактор наряду с отсутствием пособий по безработице приводит к тому, что решение о закрытии обанкротившегося предприятия является трудным с политической точки зрения».

Силовые структуры России в целом остались нетронутыми и сменили только идеологические ярлыки. Это – истина, некорректная с политической точки зрения. Силовые структуры остались такими же алчными монстрами, использующими в своей деятельности грязные методы. Российское государство по-прежнему существует без системы сдержек и противовесов: его институты вызывают сомнения, чиновники сохраняют неприкосновенность, а правоохранительные органы преступают закон.

Россияне по-прежнему жаждут «железной руки», предпочитают традиции любым нововведениям, ценят единство выше плюрализма, а индивидуализм - меньше авторитета власти. Россия – это ветхое объединение конкурирующих образований – все еще плохо приспособлена для развития капитализма и либеральной демократии. Правда, еще 10 лет назад ее положение в этом смысле было еще хуже.

Бросающийся в глаза спрос на импортные товары, стимулируемый вульгарными выскочками, не сможет компенсировать отсутствие подлинного прогресса и работающей экономики. Россию часто превозносят крупные предприниматели-эмигранты и международные финансовые институты, подконтрольные ее новому союзнику – США.

Однако в действительности «современная» «стабильная» Россия это всего-навсего блестящая вывеска, скрывающая застарелые нагноения в виде авторитаризма, беззакония, олигархии, агрессии, невежества, суеверия и репрессий, приправленных болезнями и крайней нищетой. Отсюда вытекает один надежный прогноз: все эти проблемы сохранятся и в 2003 году, причем ни одна из них не станет меньше.

Перевод: Баранкин Николай, inoСМИ.Ru.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.