КИНО с Евгением Шацких
Чтобы стать героем, Гарри Фишерману потребовалось очень сильно испугаться
Индийский режиссер Шикхар Капур (Shekhar Kapur) обратил на себя внимание кинокритиков после выхода на широкий экран в 1998 году исторической ленты «Елизавета» (Elizabeth), отмеченной премией «Оскар». Фильм «Четыре пера» (Four Feathers), очередная режиссерская работа Капура, стал седьмой по счету экранизацией одноименного романа Альфреда Эдварда Мэйсона (Alfred Edward Mason).
Послужившее основой фильма литературное произведение, описывающее события великих колониальных завоеваний Британской империи, было издано в 1902 году, ровно за сто лет до появления очередной киноверсии. Стоит отметить, что шесть предыдущих экранизаций романа в финансовом отношении были признаны убыточными. Та же участь постигла и седьмую попытку – кассовые сборы не покрыли почти стомиллионный бюджет картины.
Такой показатель, как прибыльность, прекрасно отражает широту целевой аудитории фильма. Однако коммерческий успех далеко не всегда становится спутником успеха художественного. Поэтому, оценивая последний, стоит немного абстрагироваться от прозаических финансовых итогов. Тем более что речь идет о картине исторической (точнее, псевдоисторической), то есть уже в силу самой жанровой специфики претендующей на некоторую художественную ценность.
Существенная доля ответственности за реализацию такой претензии, равно как и за внешнее соответствие облику той эпохи, ложится на плечи костюмеров, декораторов и художников-оформителей. Глядя на результаты их работы, начинаешь понимать, на что были истрачены сто миллионов долларов.
Сценические наряды восхищают степенью своей детальной проработки. Как нельзя более реалистично воссозданы вооружение и военная экипировка поры 1890-х. Причем это касается не только внешнего вида английских солдат, но и специфического национального оружия противоборствующих им африканцев, что лишний раз подчеркивает скрупулезность создателей фильма в данном вопросе. В результате впечатлительного зрителя вполне может посетить ощущение, что создателям фильма удалось на время перенести съемочную площадку в XIX век. Другими словами, в отношении внешнего исторического облика, «Четыре пера» могут успешно выступать в качестве наглядного учебного пособия.
Правда, стоит оговориться – фильм получил прокатный рейтинг PG-13 (после 13 лет в сопровождении взрослых), что выглядит вполне оправданным. Несмотря на очень небольшое количество откровенно кровавых сцен, характерных для военных (или антивоенных) драм, некоторые эпизоды нельзя не назвать жестокими. Эмоциональное воздействие подобных фрагментов усилено практически полным отсутствием спецэффектов, что, похоже, становится своеобразной визитной карточкой Шикхара Капура.
Натуральные съемки являются, кстати, одной из характерных особенностей индийского кино, наряду с внушительным хронометражем и непрерывно бурлящими страстями. Все эти признаки без труда можно обнаружить и в фильме «Четыре пера», что, конечно же, не делает его индийским. Напротив, Капур постарался не злоупотребить национальными особенностями родного кинематографа, едва заметно подкрасив ими тускнеющее голливудское клише.
Выигрышным в отношении зрелищности является то, что часть съемок, относящихся к завоевательной кампании англичан в Африке, проходили непосредственно в Марокко. Необъятные просторы ангаров и павильонов Палм-Спрингс вряд ли смогли бы на равных соперничать с живым великолепием бескрайних африканских песков.
Впрочем, зритель не сразу попадает в эту знойную обитель. Действие картины начинается в расположении британского кавалерийского полка, одним из многообещающих кадетов которого является молодой офицер Гарри Фишерман, сыгранный Хитом Леджером (Heath Ledger, «Бал Монстров» (Monster’s Ball) 2001 г., «История рыцаря» (Knight’s Tale) 2001 г., «Патриот» (The Patriot) 2000 г.). Сын выдающегося генерала, способный ученик и пылкий патриот, Гарри окружен преданностью и уважением товарищей. Портрет героя был бы не полным без трепетно-нежной любви к скромной красавице Этни (Кейт Хадсон (Hate Hudson), «Почти знаменит» (Almost Famous) 2000 г., «200 сигарет» (200 Cigarettes) 1999 г.). Их чувства взаимны, и влюбленные, как водится, рука об руку стремятся навстречу совместному счастью.
Однако накануне долгожданного венчания полк Гарри призывается на фронт, усмирять армию бунтовщиков в Судане. Эйфорическое предвкушение свадьбы сменяется сомнениями и тревогой. Личностные мотивации вступают в конфликт с целями вышестоящих инстанций. Перспектива расставания с любимым человеком и столкновения со смертельной опасностью заставляет Гарри задуматься о сомнительных достоинствах военной карьеры и действительной, а не воображаемой, возможности умереть во славу отечества. Наконец, он решает навсегда оставить свой полк и армию, честно признавшись невесте в том, что главной причиной его поступка послужил страх.
Гарри немедленно становится изгоем. Его друзья – кадеты, готовые отправиться в боевой поход за славой, выражают ему свое отношение, прибегнув к старинному обычаю. Каждый из них посылает Гарри белое перо, символизирующее трусость. Такое же перо он получает от Этни. Помолвка расторгнута. На былой дружбе поставлен крест. Генерал-отец отрекается от опозорившего честь мундира сына.
Потерявший в одно мгновение все, что заполняло его жизнь, Гарри, не выдержав тяжести своего положения, в одиночку отправляется в Судан, на поиски некогда родного полка. Подвергаясь лишениям и преодолевая различные опасности, герой достигает наконец расположения британской кавалерии. За время своего нелегкого путешествия Гарри несколько раз попадает в плен, в одиночку пересекает убийственную пустыню, участвует в сражениях. Все это время он несет на себе клеймо труса – четыре памятных белых перышка, так стремительно изменивших его жизнь, и понимание ее ценности.
На этом приключения не заканчиваются. Среди однополчан Гарри находит своего лучшего друга Джека, роль которого исполнил Уэс Бентли (Wes Bentley), запомнившийся зрителям по фильму «Красота по-американски» (American Beauty, 1999 г.). Джек тоже влюблен в Этни и к моменту встречи с Гарри уже сделал ей предложение. Оба друга возвращаются в Англию и предстают перед растерянной девушкой…
Актерская деятельность австралийца Хита Леджера отличается разнообразием. Серьезная, но короткая роль в «Бале монстров», десятимиллионное участие в картине «История рыцаря», престижная роль сына Мэла Гибсона в кисло-сладком «Патриоте». В фильме Шикхара Капура Леджеру в полной мере представилась возможность показать зрителям свое актерское мастерство. В самых опасных эпизодах актер снимался без дублера. Особенно впечатляет падение со сраженного пулей на полном скаку коня.
«Четыре пера» в целом выглядят очень реалистично. Это касается не только сложных каскадерских трюков. Внимание обращает на себя высококлассная операторская работа. Батальные сцены смотрятся одновременно и натурально, и зрелищно. Что самое приятное, операторам удалось совместить непростую динамическую съемку с довольно оригинальными ракурсами. В частности, очень эффектно выглядит с высоты нескольких десятков метров окруженное несущейся конницей каре.
Изящество художественного исполнения, психоделические панорамные ландшафты и живописные африканские пейзажи окрашивают картину в самые захватывающие тона, не перенасыщая видеоряд излишней яркостью. Такой умело выдержанный баланс делает «Четыре пера» по-настоящему красивым фильмом, способным доставить удовольствие любителям эстетического кино.
Общее впечатление гармонично дополнено оставляющим довольно сильное впечатление псевдоэтническим саундтрэком от известного голливудского кинокомпозитора Джеймса Хорнера (James Horner), несколько изменившего своему патетически-фанфарному кредо.
При столь эффектном внешнем оформлении эмоциональный итог картины, несмотря на всю традиционность, становится совершенно не важным. Задолго до получения в финале картины закономерной награды, Гарри делает настоящую находку, странствуя по одинокой и безжалостной пустыне. Четыре белых пера явились для него незаменимыми учителями, а ставший его другом африканский воин помогает ему обрести то, в чем Гарри так остро нуждался, не замечая, что с самого начала носит это с собой.
В лицензионном видеопрокате с февраля 2003 года.