КИНО с с Евгением Шацких
Филипп Янковский после полутора сотен видеоклипов сделал полнометражный фильм
Появление в нашем еженедельном обзоре продукта отечественного производителя – событие редкое и приятное. Едва выйдя на экраны столичных кинотеатров, фильм «В движении», продюсированный Федором Бондарчуком, вызвал самые разнообразные отклики.
«В движении» - режиссерский дебют Филиппа Янковского.
Не зависимо от того, принимать во внимание этот факт или нет, в отношении профессионализма работа оставляет очень приятное впечатление. Стоит отметить отсутствие сюжетных пробелов, что является заслугой Геннадия Островского, написавшего сценарий. Островский уже был отмечен призом за сценарий к фильму «Любовник» (2002 г.) на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
На этот раз получилось нечто актуальное и типично московское. Кстати, именно «столичная принадлежность» картины послужила поводом для многочисленных упреков со стороны критиков. Конечно, дело тут не в самой Москве, а в некоторой «элитарности» фильма, ориентированности на сравнительно узкие рамки потенциальной аудитории. Не успел «В движении» появиться на большом экране, как за ним тут же закрепилась репутация этакого «тусовочного» кино, представляющего интерес для строго очерченного зрительского контингента.
На наш взгляд, такое представление о картине является очевидным утрированием. Дело в том, что создатели фильма не скрывали своих попыток минимизировать акценты, связанные с конкретным местом действия. Причем это в целом касается национальной конкретики. В фильме с трудом узнается не только Москва, но и вообще Россия.
Команда фильма изначально взяла установку абстрагирования от клише, требующего показа душераздирающей российской действительности. Это не эмоциональная цензура, просто фильм совсем о другом. Его герои могут жить (и живут) где угодно. Синдром мегаполиса, являющийся одним из активных действующих лиц картины, обладает свойством обезличивания. Быстро развивающийся мегаполис под названием «Москва» ничем не отличается от своих европейских собратьев. Причем именно европейских – здесь кинематографические особенности совпадают с тенденциями жанра. Концентрации зрительского внимания на отстраненных героях и ситуациях способствуют и крайне отвлеченные интерьеры, и практически полное отсутствие быта. Фигурирующие в эпизодах детали окружающей обстановки намеренно стерилизованы – чего стоят, к примеру, кристально чистые вагоны и тамбуры электрички, которую пришлось специально отремонтировать для съемок. Более того, отсутствуют даже привязки к определенному времени года, что окончательно ориентирует внимание зрителей на внутренние аспекты картины.
Режиссура Янковского, плодотворно проявившего свои творческие способности на поприще производства видеоклипов, довольно специфична. Вполне закономерно, что первенец новоиспеченного режиссера унаследовал некоторые характерные черты, придающие ему схожесть с видеоклипом. Такой нестандартный подход к полнометражной художественной ленте постепенно становится фундаментальным элементом определенного стиля, причем это справедливо в первую очередь по отношению к европейскому кино. Надо сказать, жанровые особенности фильма «В движении» довольно гармонично сочетаются с динамикой и энергетикой такого подхода.
Подвижность камеры и кажущаяся непоследовательность видеоряда позволяют зрительскому восприятию с первых секунд фильма включиться в довольно скоростной процесс, напоминающий автогонки. Такой темп вполне соответствует быстроте развертывания сюжетной нити. Причем создателям фильма удалось сочетать внушительную скорость с хорошим чувством ритма – зашкаливающая динамичность отдельных эпизодов плавно сменяется ровными, спокойными сценами.
Выбор композитора для фильма несомненно добавляет очков продюсерам и режиссеру. Созданный усилиями Данилы Калашника и группы «Сегодня ночью» саундтрэк включает самые разнообразные музыкальные темы – от прогрессивных power-drum-паттернов, до гитарного цитирования в духе фьюджн и почти триллерного эмбиента. Музыка очень органично сопровождает сюжетную линию картины, подчеркивая эмоциональную составляющую отдельных сцен.
Сюжет фильма не отличается витиеватостью, ударение сделано скорее на общей динамике его развития. Таблоидный журналист Саша Гурьев, сыгранный восходящей звездой нового отечественного кино Константином Хабенским, живет в режиме постоянного бегства. Гурьев молод, привлекателен и очень успешен. Он разъезжает в стильном и современном «Ауди А6» и совсем не страдает от невостребованности.
При этом ему постоянно приходится перемещаться со все возрастающей скоростью – Саша убегает от вечно ждущей его прихода домой жены, от назойливости коллег по работе, от обозленных его компроматными репликами «новых русских». В поисках покоя и осмысленности он бросается от любовницы к жене, от увлечения к увлечению, периодически с головой окунаясь в бурлящий водоворот нелегкого ремесла журналиста. Гурьев не останавливается ни на минуту – и вместе с ним зритель без конца лавирует в наводненной реке страстей и эмоций, гоняясь за репортажами и женщинами, убегая от неприятностей и женщин.
Естественно, здесь не обойтись без очевидных параллелей. Гурьев до боли напоминает журналиста Марчелло из фильма «Сладкая жизнь», поставленного в 1959 году монстром мирового киноискусства Федерико Феллини. Схожесть траекторий движения героев настолько доскональна, что сюжет картины Янковского изначально лишен зачатков непредсказуемости. Безусловно, настолько буквальное следование давно начерченной линии не может быть отнесено в категорию достоинств фильма. То, что «В движении» оказывается слегка национализированным римейком творения Феллини, неприятно разочаровывает. Но таков сознательный выбор режиссера, и для улучшения качественной чистоты впечатления целесообразно уклониться от навязчивого желания сравнить жизнь столь идентичных персонажей.
К тому же фильм содержит множество уникальных особенностей. К числу их относится и актерская игра. Титры картины пестреют модными именами: здесь и Оксана Фандера («Одиночество крови», 2001 г.), и дебютировавшая в качестве актрисы известная поп-исполнительница Лена Перова. Яркое впечатление оставляет игра Михаила Ефремова («Кризис среднего возраста», 1997 г., «Антикиллер», 2002 г.), блестяще проявившего себя в роли рубахи-парня, в большей части эпизодов появляющегося в кадре нетрезвым. Алкогольные герои Ефремову удавались всегда. На сей раз удачный актерский тандем в этом отношении с ним составил Константин Хабенский. Все-таки только в отечественном кино употребление спиртных напитков выглядит так непосредственно и воздушно. Что касается актерского мастерства Хабенского, в основном известного зрителям по участию в телесериалах, оно оставляет очень благоприятное впечатление. Пусть его герой вышел несколько сказочным, к тому, что зависело от актерского исполнения, не возникает серьезных претензий.
К числу достоинств фильма относится и серия довольно остроумных и непринужденно сыгранных эпизодов. Жаль, что их естественность соседствует в картине с надуманной и гротескной фигурой советника президента, этакого «хорошего» политика - надежды нового времени. Не обошлось и без помпезных философских высказываний на тему нелегкой жизни русского народа. Неясно, к чему пытались воззвать с их помощью создатели картины, однако неудавшаяся шутка всегда будет вызывать у зрителя подсознательную жалость к ее автору.
И все-таки хочется о хорошем. Тем более что фильм не лишен целого ряда недостатков, которые без труда обнаружит и самый поверхностный зритель.
Со всеми спорными и очевидными изъянами «В движении» стоит посмотреть хотя бы из-за концовки. Здесь создатели фильма решились, наконец, распрощаться с параллельным миром Феллини – финал вышел самобытным и мощным. Самая живая и трогательная сцена фильма сопровождается очень удачным музыкальным рисунком. На какой-то короткий миг панический бег героя прекращается, действие замирает, образуя ценное пространство для вопросов и ответов.
Символично, что именно в концовке фильма появляются персонажи, роль которых в сюжете на первый взгляд совершенно не значительна. Однако как раз они очень многое значат для Саши Гурьева. Оксане Акиньшиной («Сестры», 2000 г.) удалось в достаточной мере воплотить образ искренности и чистоты своей героини, а сыгравший чудаковатого уфолога-любителя Константин Мурзенко («Брат-2», 1999 г.) и вовсе проявил себя как настоящий мастер эпизода. Его странный и нелепый герой – тот самый шанс, который герой Хабенского упускает на протяжении всей своей жизни. И упускает сознательно.
Гурьев не выглядит жертвой некой трясины большого города, утягивающей его все дальше и дальше в свои иллюзорные недра. Напротив, он выбирает свою жизнь, сожалея о ее суррогатной опустошенности. Просто движение – это все, что он умеет. Он сам давно уже часть движения. Саша не видит возможности что-либо изменить, а эта незаметная, но очень реальная возможность вновь возникает перед ним в финальной сцене, странным образом внося в ее трагическую безысходность надежду и оптимизм.
Точные сроки появления фильма на провинциальных киноэкранах неизвестны.