Валентин Иванов и Валерий Петров ищут «точки соприкосновения» с горожанами и надеются на их помощь в реформе ЖКХ: «Если мы поднимем тариф до 90% стоимости, за дотациями обратятся 30-35% жителей Пскова»
РЕЗОНАНС
В предыдущем выпуске «Псковская губерния» опубликовала развернутый материал «Жилищно-коммунальная дыра» (см. № 20/141) об острых проблемах коммунальной сферы города. На момент подписания номера газеты в печать вопросы, адресованные нами к администрации Пскова, по независящим от редакции причинам, остались без ответа.
Встреча обозревателя «ПГ» с первым вицемэром Пскова Валентином Ивановым и вице-мэром по ЖКХ Валерием Петровым состоялась уже после выхода статьи в свет, по инициативе самих руководителей администрации. С их взглядом на ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве Пскова мы предлагаем познакомиться читателям.
- Чем объясняется наличие в Пскове сразу трех управлений, занимающихся коммунальным хозяйством?
В. Иванов: Когда мы приступили к работе в администрации, долги города по выполненным работам в энергетике составляли более 300 миллионов рублей. Это катастрофически – при городском бюджете в 600 миллионов иметь долг в 300 миллионов.
К тому времени в городе насчитывалось три коммунальных ведомства: комитет жилищно-коммунального хозяйства, который совмещал и хозяйственную, и управленческую функции (Сергей Калинин), комитет коммунальной энергетики (Сергей Мещерин), он отвечал за энергетику, за связь с олигархами – газовиками и «Псковэнерго», решал текущие вопросы: где-то электричества не было, кого-то отключили; и, наконец, МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (Святослав Пидуст).
Мы решили упразднить существовавшие три комитета и создать вместо них комитет городского хозяйства (Михаил Радионов), а функции комитета коммунальной энергетики и МУП «УЖКХ» передали управлению генерального заказчика (Святослав Пидуст). Мы специально создали некоммерческую структуру управления, так как через нее идут огромные деньги. Я считаю, что это правильно: все находится под контролем администрации, и ни одна копейка, ни один заказ не пройдут мимо.
- Но управление ЖКХ еще осталось, и структур по-прежнему три... Сколько человек работает в них? Не дублируют ли они функции друг друга?
В. Иванов: Да, пока мы по объективным причинам не смогли объединить управление жилищно-коммунального хозяйства и управление генерального заказчика, но сейчас рассматривается возможность сократить МУП «УЖКХ» человек на 20 и объединить его с гензаказчиком. В этом случае численность работников объединенной структуры составит 50 человек. На практике уже сейчас работой УЖКХ руководит начальник управления генерального заказчика Святослав Пидуст. В МУП «УЖКХ» мы собрали контрольно-технические функции, а в УГЗ – аналитические.
- В чем отличие функций Управления генерального заказчика от двух других городских коммунальных ведомств?
В. Иванов: В ведении управления гензаказчика находится заключение договоров, контроль, платежи, оценка. Комитет городского хозяйства разрабатывает договоры, определяет стоимости предоставляемых услуг, готовит и расставляет кадры в городском хозяйстве. Он не вмешивается в производственный процесс, а наблюдает за ходом работ, анализирует и вносит в городскую Думу и администрацию города свои предложения.
Единственная задача управления генерального заказчика – сформировать муниципальный заказ, проверить его качество и оплатить. Либо продать этот заказ на конкурсе, что и делается примерно в 50% случаев. Основная функция управления ЖКХ – технический надзор, то есть проверка качества выполненных работ.
В УГЗ создан расчетно-кассовый центр (РКЦ), через который идут все расчеты. Таким образом, мы можем ими эффективно управлять. РКЦ и централизация средств созданы для того, чтобы волевым порядком оплачивать энергоресурсы за муниципальные организации. Если это отдать на откуп самим предприятиям, то либо они заплатят, но окажутся в тяжелом положении, либо не заплатят и ситуация станет неуправляемой.
- Удобно ли так работать?
В. Иванов: Наверное, не очень. Действительно, люди иногда путаются, но если бы мы не произвели этих изменений, то получили бы ситуацию, какая была в Великом Новгороде или Вологде. Например, год назад долг ЖКХ Новгорода был более 600 миллионов рублей. У нас таких долгов нет.
- Сколько сейчас Псков должен за коммунальные услуги?
В. Иванов: Сейчас долги коммунальной сферы составляют порядка 60 миллионов, но это - текущие платежи энергетикам. Энергетики пытаются заставить нас делать предоплату, но по закону они не имеют на это права. Эти платежи вызывают опасение только зимой, так как если мы начнем полностью оплачивать энергетику в этот период, бюджет останется «голым». У администрации города с «Псковэнерго» существует договоренность частично оплачивать услуги уже летом, когда энергопотребление ниже.
- Как Вы можете объяснить регулярные претензии депутатов городской Думы к работе управления генерального заказчика? Почему, по Вашему мнению, во многих городах упразднили такие управления как неэффективную структуру?
В. Иванов: Претензии депутатов городской Думы не к деятельности управления, а лично к Пидусту. Он у нас фигура, умный парень, у него сильная экономическая группа. Он работает с тарифами, но чтобы понять положение дел, нужно посвятить этому вопросу много времени, провести анализ платежеспособности населения. Я даже не назвал бы это претензиями. Просто поднимать тарифы – непопулярно.
С тем, что во многих городах упразднили УГЗ как неэффективную структуру, я не согласен категорически. В Москве, в Госстрое, меня спрашивали, как работать с управлением генерального заказчика? Я объяснил, что это эффективная структура, только очень большая нагрузка на начальника и его заместителей.
Сегодня в Москве созданы ДЕЗы – дирекции единого заказчика. В Петербурге пошли по другому пути, создав управляющие компании, чисто коммерческие структуры. В этом случае появляется большая возможность для маневра, но и больший простор для того, чтобы «схимичить».
- Чем Вы можете объяснить, что ООО «АСПО», коммерческая структура, не может контролировать поступления средств от населения за свои услуги на счет управления гензаказчика?
В. Иванов: Может контролировать. Дело в другом. Так как это первое иностранное предприятие, то, чтобы показать, что в городе Пскове можно работать, мы пошли на непопулярную меру. По разным причинам платят за услуги не 100% населения, а 90-92%. Кстати, похожая ситуация и в Польше, поэтому учредители ООО «АСПО» поставили условие, что эти 8-10% неплатежей им возмещает городской бюджет. Из-за финансовых трудностей погашение этой суммы происходит несвоевременно.
В. Петров: Такая схема была в прошлом году. К этому году мы подняли тариф в два раза, он достиг уровня экономически обоснованного, поэтому по договоренности с польской стороной дотации ООО «АСПО» в городской бюджет не включались. Остались долги по прошлому году – это один миллион рублей. Есть задолженности по платежам населения – тоже миллион. Остальное – два миллиона – долг по федеральным и областным льготам, который мы компенсировать не можем. Итого около четырех миллионов, да, это большая сумма.
- Что же делать, ведь работники ООО «АСПО» говорят, что на предприятии складывается проблемная ситуация?
В. Петров: Мэром Пскова принято решение в июне месяце 2003 года погасить долги за 2002 год. Также мы готовим обращение в адрес областной администрации с просьбой обратить внимание на задолженность областного бюджета перед городом за предоставленные льготы. Только по одному закону о ветеранах Пскову должны 52 миллиона рублей. Наши действия могут быть только такими. Или обращаться в суд.
В. Иванов: Что делать – не знаю, в прошлом году Валентина Матвиенко объявила, что текущие платежи по льготам Москва выплачивает. Но мы ничего не получили, за 2002 год задолженность только выросла и по всем видам льгот составляет на сегодняшний день около 100 миллионов. По текущим льготам мы только что получили 8,6 миллиона рублей.
Вопрос очень сложный, он касается не только ООО «АСПО», но и всей коммунальной сферы. В энергетике политика государства – «отдай и не греши». С одной стороны – это наведение порядка. А раз так, то мы обязаны в первую очередь рассчитываться за электроэнергию и газ. Получается, что мы должны вырезать деньги из других статей. У нас за последние пятнадцать лет еще не было такой низкой зарплаты среди бюджетников в сфере ЖКХ. Она сейчас в полтора-два раза ниже средней по городу.
- И все-таки, может ли такое предприятие, как ООО «АСПО», контролировать поступление денег за свои услуги?
В. Петров: Может. Мы регулярно предоставляем им реестры. Они могут сверить их в управлениях микрорайонами. Они ставят вопрос о выделении им отдельного расчетного счета, но они не готовы пока заключать договоры с каждым жителем города. С частным сектором – пожалуйста. Мы даже заставляем их заключать договора с хозяевами частных домов.
Платежи за сбор твердых бытовых отходов идут на отдельный расчетный счет и ни на какие другие цели отвлекаться не могут, в отличие от денег МУП «Горводоканал» и МУП «Псковские тепловые сети». Проблема ООО «АСПО» - в отсутствии дотаций на компенсацию льгот. Мы это предприятие не бросим. Если ситуация станет совсем неприемлемой для польских учредителей, часть долга по льготам мы оплатим из городского бюджета. Такие примеры были у нас с газовиками.
- Чем вызваны задержки и неполный объем при перечислении средств на счет предприятия МУП «Горводоканал» (цитата из экспертного заключения ОАО «Институт экономики ЖКХ»)?
В. Иванов: Это ошибочное заключение. Этот пункт был включен по предложению самого «Горводоканала», чтобы подтолкнуть нас к решению проблемы долгов. Но мы и так ее знаем. Основной должник «Водоканала» - не управление гензаказчика, а «Тепловые сети». Не считая льгот, они должны 15 миллионов.
В прошлом году город недополучил 159 миллионов рублей из-за того, что наши жители платили не 80% (норматив на этот год – 90%) стоимости услуг ЖКХ, а только 63%. Хотя Правительство России заявляет, что стопроцентной оплаты услуг ЖКХ не требуется, на мой взгляд, оно все же не знает реального положения дел в стране.
Недополученные миллионы сказываются. Энергетика города требует 220 миллионов в год, а в бюджете прописано – только 84 миллиона. Безвыходное положение. Пока администрация города ничего предпринимать не будет, но пройдет 1100-летие, и мы обратимся в городскую Думу с тем, чтобы пересмотреть городской бюджет. Руководство города обращается в Госстрой и Минэкономики. В Госстрое нас понимают, а в Минэкономики говорят: денег нет.
Получается, что роль федерального Правительства и областной администрации выше, чем это принято считать?
В. Иванов: Мы считаем, что из-за низкой зарплаты большинство наших жителей не в состоянии платить 90% от стоимости услуг ЖКХ. Сейчас дотации на услуги ЖКХ оформили 5-7% горожан, общая сумма дотации – около одного миллиона. Если мы поднимем тариф до 90% стоимости, за дотациями обратятся 30-35% жителей Пскова. Я внес предложение в Минэкономики и Госстрой: заключить договор о том, что мы переходим на оплату услуг ЖКХ согласно нормативу, а они гарантируют нам, что средства на дотации жителям будут перечислять вовремя. Но в Москве на это не пошли, сославшись на то, что работают они только с регионами, а не с местным самоуправлением.
Тогда я обратился к вице-губернатору, начальнику управления строительства и архитектуры Псковской области Владимиру Моисееву. Но областные власти также не захотели заключить такой договор – зачем им подставлять себя, это же надо добиться, чтобы в федеральном бюджете были предусмотрены соответствующие средства. А если по стране все муниципалитеты начнут заключать такие договоры? Это же миллиарды рублей обязательных расходов! Поэтому Правительству выгодно настоящее положение дел.
Наша задача – в течение пяти лет постепенно, несмотря на нищий бюджет, поднимать заработную плату, и тогда люди смогут платить столько, сколько требует федеральный стандарт.
Сейчас мы заканчиваем детальный анализ состояния ЖКХ города. В МУП «Псковские тепловые сети» экономическое состояние улучшилось. Планируются и меры по улучшению состояния «Горводоканала».
Пока нет условий для создания конкурентной среды в ЖКХ. У нас уже есть задумки акционировать «Псковские тепловые сети» и «Горводоканал», как, например, в Дании. Но там 100% акций – у муниципалитета и мэр города – председатель совета директоров. Опасность только в одном, что может состояться чисто русский вариант: денег у города нет и кто-нибудь подтолкнет нас продать акции. Во Франции, где ранее все коммунальные предприятия были частными, сейчас идет их деприватизация.
Почему же жители Пскова все равно жалуются на низкое качество коммунальных услуг?
В. Иванов: Потому что они действительно низкого качества. Мы это понимаем. Если завтра вдруг кто-то убедит жителей платить 100% за эти услуги, я не гарантирую, что сразу все изменится. Почему?
В сфере ЖКХ очень низкая зарплата и квалифицированный, ответственный работник не будет держаться за свое место. Пять лет назад для поддержания жилищного фонда города мы закладывали 20 миллионов. В 2002 году – всего 13 миллионов. Управления микрорайонами – самая убогая отрасль городского хозяйства. Видя движение уровня платежей в сторону соответствия федеральному стандарту, мы планируем изменить функции МУ УМРов, сделав их заказчиками, а производить работы будут частники. Подготовкой нормативной базы занимается сейчас комитет городского хозяйства.
Но реформа ЖКХ не зависит только от уровня платежей. Это еще и культура населения, очень много зависит от человека. Например, жильцы ветхих домов почти не платят за коммунальные услуги. Некоторые квартиросъемщики уничтожают свое жилье, мы даже их за это привлекаем к суду.
Улучшить жизнь можно только в контакте с самими горожанами. Но найти точки соприкосновения получается не со всеми.
Беседовал Константин ШМОРАГА.
От редакции. «Псковская губерния» благодарит заместителей мэра Пскова В. Н. Иванова и В. А. Петрова за высказанную позицию и предлагает продолжить обсуждение темы на страницах газеты всем заинтересованным лицам: руководителям предприятий, организаций, самим горожанам.
На фото: Валентин Иванов, Валерий Петров.
Фото: Игорь Соловьев.