КИНО с Артемом Корюшкиным
Спайк Ли снял рассказ о хорошем «нехорошем человеке»
Сколько бы ни снимали кинокартин о плохих и хороших людях, всегда будут фильмы, в которых герои при ближайшем рассмотрении вызывают неоднозначную оценку. Опасный маньяк может оказаться добрым и отзывчивым человеком, а полицейский – морально неустойчивым типом.
Существует достаточно много картин, в которых «плохие парни» представлены зрителю хорошими. Чтобы хоть как-то оправдать их жизнь, связанную с криминалом, героям придумывают кучу всевозможных причин. Это может быть и месть за кого-либо, и цепь роковых случайностей или ошибки молодости, с которыми он пытается бороться в самый последний момент, как раз перед отправкой в тюрьму.
Такие герои нравятся большинству зрителей, здесь не надо задумываться над сложным внутренним миром человека и следить за игрой актера, которому нужно только чаще «делать лицо», полное трагизма и жалости, при очередном зверском убийстве.
Сложные образы, построенные на тонкой игре актеров, бывают непонятны зрителям без высокопарных слов героя своим «браткам» о долге и чести, а также без кровавых перестрелок.
Последняя работа режиссера Спайка Ли (Spike Lee), картина «25-й час», (The 25th Hour) сделана про «плохого парня». Спайк Ли снискал в Голливуде славу режиссера, снимающего фильмы о «черной» Америке, в которых «белые» актеры – большая редкость.
Даже в начале карьеры он снимал видеоклипы исключительно для афро-американских исполнителей, а в его первом рекламном ролике был задействован баскетболист Майкл Джордан (Michael Jordan). Ли даже прозвали за это «расистом наоборот». Хотя в его послужном списке есть картина «Лето Сэма» (Summer of Sam) о «белом» серийном убийце.
«25-й час» снят по одноименному роману Дэвида Бениоффа (David Benioff), также написавшего сценарий к фильму. Это может говорить только о том, что авторский замысел в картине не теряется.
В творчестве Спайка Ли «25-й час» стал вторым фильмом, в котором снимаются не афро-американцы.
В роли Монти Брогана, главного действующего лица, выступает Эдвард Нортон (Edward Norton), снявшийся с Брэдом Питтом (Brad Pitt) в культовом «Бойцовском клубе» (The Fight Club). По мнению большинства критиков и многочисленных поклонников Нортона, актер блестяще может справиться с любой ролью. Нортон – это актер, в отношении которого эпитет «хороший» звучит как тавтология. Либо есть актер, либо нет, и тогда никакие прилагаемые эпитеты не помогут исправить это недоразумение.
Помимо Эдварда Нортона в картине отметились другие не менее талантливые актеры, так естественно сыгравшие друзей Монти, что даже придраться в их игре не к чему. Это Барри Пеппер (Barry Pepper), выступивший в роли Фрэнка, успешного брокера, и Филип Сеймур Хоффман (Philip Seymour Hoffman) – в роли Джэйкоба, толстяка-учителя с массой комплексов.
Свое согласие на съемки дал даже бывшая звезда американского футбола Тони Сирагуза (Tony Siraguza), исполнивший роль украинского эмигранта Кости, телохранителя главного героя.
Интересен тот факт, что в качестве одного из продюсеров картины выступил Тоби Магуайр (Tobey Maguire), выкупивший поначалу права на экранизацию романа с тем, чтобы самому исполнить в картине главную роль. Однако отказался в пользу Эдварда Нортона, снявшись в «Человеке-пауке» (Spiderman).
Внешне фабула картины проста донельзя. Наркоторговец Монти Броган уличен полицией и, соответственно, должен отвечать за содеянное по всей строгости закона. Ему «светит» семь лет строгого режима.
В фильме рассказывается о последних 24-х часах Монти, оставшихся до вступления приговора в силу. Это время он пытается провести с отцом, друзьями и любимой женщиной Натюрель.
За эти 24 часа вы узнаете, что «плохой парень», испортивший жизни многим людям, не такой уж и плохой. Хотя, по его же признанию, единственное хорошее, что он сделал в своей жизни, это спас кем-то брошенного полуживого пса. Со сцены спасения собаки и начинается фильм.
За последние часы обычной жизни Монти Брогана, наполненной работой наркоторговца, ночными клубами Нью-Йорка и созерцанием пролива, вы поймете, что Монти не такой «крутой» герой, которому все нипочем. На самом деле он боится оказаться в тюрьме, и тому есть веские причины.
Спайка Ли интересует окружение Брогана. Друзья Монти провожают его словно в последний путь. Они не знают, что говорить Монти в последние его часы на свободе. Они мучаются не меньше героя Нортона, но с той лишь разницей, что им не надо идти в тюрьму. Останутся ли их отношения прежними или они забудут его? Что они сделали для того, чтобы Монти не попал в такую ситуацию и не связался с людьми, которые поздравляют его с «первой ходкой»?
Поначалу Монти винит в сложившейся ситуации всех подряд: продажных полицейских, эмигрантов с Востока (почти поголовно работающих таксистами) и Азии (продающих фрукты по невероятным ценам), русских мафиози, которые в картине попивают чай в уличных кафе, смакуя при этом чупа-чупсы. Но единственный, кто реально виноват во всем, это сам Монти, вовремя не остановившийся.
В фильме затронута проблема эмигрантов и их роль в жизни современного Нью-Йорка. Даже над главным героем стоит криминальный авторитет дядя Николай (Левани Учаниешвили).
Все мытарства героев показаны без привычных истерик, криков, воплей отчаяния и проливания слез. Герой Эдварда Нортона спокоен. О глубоких душевных переживаниях могут сказать лишь слегка наклоненная голова, искривление губ или отведенный в сторону взгляд. Срывается он только один раз – перед зеркалом с надписью: «Иди к черту», которую он безуспешно пытается стереть.
Особо показательным является эпизод, где Джэйкоб в ночном клубе остается наедине со своей студенткой из колледжа они осознают, что между ними возникают отношения. Лица их отражают внутреннее движение напряженной мысли.
В картине нет внешнего динамизма, он весь ушел во внутреннюю структуру сюжета. Все, что происходит на экране, непосредственно связано с внутренними переживаниями героев. Внешние события настолько спокойны, что даже резкие скачки во времени из прошлого в настоящее проходят почти незаметно. Вроде бы герой только что был с бородкой, а теперь уже нет.
Временные скачки присутствуют в фильме для нагнетания драматизма, чтобы подчеркнуть переживания героев. Нагнетания атмосферы в картине сравнимо с тяжелым подъемом в гору и резким падением в пропасть с ее вершины. Никакого чувства облегчения после этого нет. Лишь свободное падение.
Для большей интриги и актуальности в картину внесены кадры с панорамой Манхэттена в районе бывшего Всемирного Торгового Центра с работающими там самосвалами и бульдозерами. В начальных титрах показан памятник из света, установленный в память о трагедии одиннадцатого сентября.
«25-й час» - хорошо поставленный фильм, где каждый кадр четко фиксирован, причем таким образом, что в него попадает все, даже выбоина на фонарном столбе (обычно в американских фильмах все столбы ровные и красивые). Каждый кадр похож на движущуюся фотографию.
Фильм получился настолько правильным, что диву даешься, зачем такие картины снимать. Не каждому кинозрителю придется по душе фильм, где все герои такие, какими должны быть настоящие люди – без штампов и типажей. Исключением является, пожалуй, дядя Николай со злобным, устрашающим лицом. Таким, как это принято при изображении русской мафии. Видимо, у Спайка Ли свое представление о том, как должен выглядеть русский мафиози.
Правильный фильм, правильные характеры, правильный главный герой, которого осудило правосудие, но на самом деле судить его придется вам. Как вы это сделаете, зависит от вас. Многие люди до сих пор верят в то, что все черные кошки приносят неудачу, но так ли это на самом деле?!
На лицензионном видео с ноября 2003 года.