КИНО с Артемом Корюшкиным
«Американский пирог» пользуется спросом среди молодежи
Американские кинопродюсеры в последнее время с невероятной частотой обращаются к теме вольготной молодежной жизни. Молодежь, в свою очередь, начинает со все возрастающим интересом следить за появлением подобных фильмов. Пересечение интересов в жанре говорит о том, что предложение сформировало спрос.
В чистом виде молодежные комедии существуют уже около тридцати лет. Однако то ли ввиду недостаточно грамотной их подачи зрителю (скучный, неинтересный сюжет), то ли из-за слабого интереса к самому жанру особой популярности эти “комедии” не получили. К тому же в период 80-х годов XX века вовсю бушевали “Звездные войны” (Star Wars) и “Рэмбо” (Rambo), что больше привлекало публику.
Кардинально ситуация изменилась лишь в 1999 году, с выходом на экраны “Американского пирога” (American Pie), сразу же ставшего скандальным ввиду содержания, что только способствовало его популярности. Фильм стал классикой жанра. Из этого фильма кинозрители наконец-то узнали о чаяниях и надеждах нового, еще подрастающего поколения американцев.
Картина настолько всем понравилась, что авторами решено было сделать вторую часть, в которой бывшие (по первому фильму) школьники продолжили свои похождения уже в стенах колледжа. Второй “пирог” стал намного лакомее, а герои еще ближе зрителю.
После двойного успеха кинокулинары решили испечь последний пирог, которым должны завершиться комические мытарства на любовном поприще основных героев предыдущих частей фильма.
Чтобы третий “кусок пирога” не попахивал откровенной сериальностью, компанией-производителем было решено назвать его “Американская свадьба” (American Wedding). Работу над сценарием продолжил несменный сценарист и автор всех персонажей первого фильма Адам Херц (Adam Herz).
В картине осталась часть прежних актеров ведущих ролей (в основном мужских). Таким образом, произошла разгрузка сюжетной линии, переполненной в двух первых фильмах различными ответвлениями и многочисленными эпизодическими персонажами. Хотя многих из них зрители ожидали увидеть в третьем “пироге”.
Уже в названии говорится о том, что герои подошли к очередному возрастному этапу. Играть свадьбу в фильме собрались Джим (Джейсон Биггз – Jason Biggs) и Мишель (Элисон Хэнниген – Alyson Hannigan). Свадьба является стержневым эпизодом, вокруг которого и закручивается сюжет. Одним из основных “крутящих элементов” служит неугомонный персонаж по прозвищу Стифлер (Шон Уильям Скотт – Sean William Scott). Собственно большинство комических ситуаций связано именно с ним.
Актеры, закаленные работой в предыдущих продуктах американской “кухни”, а также в других проектах, смотрятся блестяще. Чувствуется, что они играют с удовольствием, отдавая игре все свое мастерство. Всегда бесподобно выглядит невозмутимый папа Джима (Юджин Леви – Eugene Levy), дающий мудрые советы своему сыну и всем, кто у него этого попросит.
После работы над “Американским пирогом” приобрели известность Джэйсон Биггз и Шон Уильям Скотт. Хотя до этого оба снимались в телесериалах. Биггз благодаря дневным телешоу получил в 1995 году награду “Эмми”. После съемок в “пироге” актеры стали пользоваться спросом и у кинопродюсеров, которые приглашали ставших звездами молодежного кино Биггза и Скотта на ведущие роли в другие картины.
Старые герои предстают в новых образах, которые они принимают в зависимости от ситуации. Кто-то намеренно строит из себя “хорошего парня”, кто-то, наоборот, а кто-то остался по-прежнему таким же увальнем, попадающим в различные нелепые ситуации.
Поскольку жанр фильма определен как романтическая комедия, отсюда следует, что актерам приходится не только “дурачиться” и строить из себя неизвестно кого, но играть и вполне серьезные сцены, в которых смех неуместен. Шон Уильям Скотт выглядит то гипертрофированным клоуном, способным мыслить лишь спинным мозгом, то солидным молодым человеком, помогающим друзьям.
Третий “пирог” больше предшествующих тянет на романтическую комедию, правда, по-прежнему с пошлыми шутками. Местами авторы перебарщивают с таким юмором, доводя некоторые сцены до полного к ним отвращения, и зритель ясно понимает: вот как не надо вести себя. Однако есть вполне приличные смешные, в чем-то даже оригинальные моменты. Например, танцевальный поединок на дискотеке, в котором принимает участие Стифлер.
Первый “пирог” пестрил пошлостями, во втором их было уже меньше, он весь состоял из небольших анекдотичных сценок, называемых гэгами. Третий – в корне отличается от предыдущих двух. Здесь удалось избежать повторения многих сцен, как это случилось во втором фильме. Хотя некоторые прежние эпизодические герои все же упоминаются вскользь.
Сцена мальчишника в “Американской свадьбе” претендует даже на уровень постановки французских комедий, где комичность достигается случайным стечением обстоятельств и тем, с какой ловкостью герои из этой ситуации выкручиваются.
Смысл первых двух картин сводился к тому, что такое “Американский пирог” и с чем его едят юные граждане США. Сквозь пошлости иногда проглядывали вопросы морали и ответственности за других людей. Американцы, конечно, не могут обойтись без малой доли морализаторства.
В третьем фильме помимо всего прочего прямо преподаны, может быть, и не специально, простые истины, о которых многие попросту забывают: что такое замужество и счастье в семейной жизни, что такое настоящая любовь и дружба. В фильме есть замечательная сцена, где Джим перед свадьбой собирает своих шаферов (всех троих), друзей по школьной скамье и просто говорит им спасибо за то, что у него есть такие замечательные друзья, которые во всем ему помогают.
В ходе фильма выяснилось, что основным другом остался все же Стифлер, которого даже не хотели звать на свадьбу из-за его неприличного поведения на людях. Этот персонаж сгладил многие острые углы, мешающие нормальному ходу свадьбы. Хотя он об этом даже и не думал.
Просмотрев “свадьбу” до финальных титров, вы поймете, что главный герой вовсе не Джим или Мишель, а Стифлер. Он является ведущим образом во многих эпизодах. Все внимание устремлено на него, все действие сконцентрировано на нем, а свадьба является всего лишь фоном основных событий, связанных со Стифлером.
Этот персонаж, в отличие от других, сохранил в себе все основополагающие признаки “американской кухни”, смысл которой состоит в том, что надо жить весело, с бурными вечеринками, не заглядывая в будущее. А будущее придет само, когда надо. Вот оно пришло, и другие герои фильма стали смотреть на него уже вблизи.
Только Стифлер по-прежнему остался в прошлом. Поэтому в третьем фильме и нет угарных вечеринок до упаду, поэтому только Стифлер, не думая ни о чем, стремится “хорошо оттянуться”. Поэтому и в название вынесено главное событие картины: “Американская свадьба”. Событие, которое, по словам невесты Джима, должно пройти красиво, а не так, как это бывает обычно в компании Стифлера.
Но именно такое понимание “Американского пирога”, которое несет в себе Стифлер, греет душу многим российским зрителям. Если уж не самим повеселиться, так хоть посмотреть, как это делают заокеанские братья по поколению. Хотя старшему поколению “пироги” могут навеять ностальгические воспоминания о своих школьных, студенческих и прочих годах молодости. Так что кушать подано.
Вот такие “пироги”!
Смотрите в кинотеатре “Победа” с 27 октября 2003 года.