Француз Матье Кассовиц покорил Голливуд по-американски
Громкие имена и только они зачастую обеспечивают популярность большинству кинокартин или, по крайней мере, привлекают к ним внимание зрителей. Иногда в помощь к именам присоединяются интригующие названия. Однако и это не всегда помогает успеху фильма, хотя бывают исключения.
Тщетны попытки заправских гол-ливудских продюсеров скрыть от проницательного взгляда зрителей то, что на самом деле представляет собой картина, завернутая, словно конфета в разноцветные обертки афиш, реклам и известных актеров. Не зря многих актеров называют кассовыми, одно упоминание их имени порой обеспечивает более-менее сносному фильму большие прибыли от кинотеатральных сборов.
Никто никогда не думал, какое будущее ожидает американскую картину с интригующим названием «Готика» (Gothika), снятую известным французским режиссером Матье Кассовицем (Mathieu Kassovitz), да к тому же с привлечением кинозвезд «А» класса (первосортные актеры) таких как оскароносная (награда за «Бал монстров») Хэлли Берри (Halle Berry), Роберт Дауни-младший (Robert Downey Jr.) и Пенелопа Круз (Penelope Cruz)!
При таком раскладе весьма сложно что-то прогнозировать. На начальном этапе съемок было известно, что «Готика» станет жутким триллером с призраками, психиатрической лечебницей и морем крови. Казалось бы, все понятно!
Однако неизвестно какую «конфетку» из этого стандартного набора триллероделанья последних лет сотворит талантливый француз. По крайней мере, его творческий путь не даст никому в этом сомневаться.
Здесь, видимо, сказалась наследственность, Матье Кассовиц родился в семье режиссера Петера Кассовица. В одном из фильмов отца он дебютировал как актер. Уже в 13 лет Матье снялся в известном молодежном хите «Вечеринка» (La Вoom!, хотя в тогда еще Советском Союзе зрители смотрели эту ленту под родным названием «Бум»), прославившем также совсем юную Софи Марсо (Sophie Marso). Периодически снимаясь на протяжении 1980-х, он, тем не менее, нашел свое призвание чуть позже в режиссуре, а первым поставленным им фильмом стал «Метис (Кофе с молоком)» (Metisse (Cafe au lait), 1993), к которому Матье написал сценарий и в котором сыграл главную роль.
В следующем году снял «Посмотри на падающих людей», а в 1995 – «Ненависть» (La Haine), криминальную черно-белую ленту, повествующую о современном обществе, зараженном насилием, выплескивающимся на улицы городов. Последний фильм получил всеобщее признание, приз лучшему режиссеру в Каннах и три премии Французской киноакадемии «Сезар», в том числе за лучший фильм. Через два года Матье снял «Наемные убийцы» (Assassin(s) и в 2001 году «Багровые реки» (The Crimson Rivers), которые помимо того, что номинировались на премию «Сезар», стали новым словом в постановке триллеров. После американских братьев по жанру публика восприняла «Багровые реки» как глоток свежего воздуха.
На счету Матье Кассовица многочисленные роли в картинах других режиссеров. Из популярных фильмов здесь: «Амели» (Le Fabuleux Destin D’Amelie Poulain), «Пятый элемент» (The Fifth Element), «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатры» (Astйrix & Obйlix: Mission Clйopвtre), «Именинница» (Birthday Girl) и другие.
Последней завершенной режиссерской работой Кассавица стала «Готика» – первый англоязычный фильм в его карьере. Проект развивался достаточно стремительно. В июне 2002 года Себастьяну Гуттиересу (Sebastian Gutierrez) объяснили идею фильма. В последующие полгода им был написан и одобрен руководством компании «Warner Bros» сценарий.
Тут же было запущено производство и привлечены две актрисы из «А»-листа (Берри и Круз), после чего в качестве второго дистрибьютора присоединилась «Columbia Pictures», что связывают, скорее всего, с резко возросшим бюджетом (почти наполовину больше) в связи с привлечением звезд.
В начале февраля 2003 года было сообщено о том, что режиссером фильма станет не автор сценария Себастьян Гутиеррес, как планировалось, а Матье Кассовица. После привлечения француза Питофа (Pitof, режиссер «Видока» (Vidoc) в американскую картину «Женщина-кошка» (еще в процессе съемок) это можно воспринимать как очередное свидетельство французской экспансии в Голливуд.
Однако график все же был сорван. Хэлли Берри травмировала руку на съемках одной из динамичных сцен фильма. Актрису тут же отправили в госпиталь, где после необходимых манипуляций с костью выпустили, прописав несколько недель покоя. Соответственно, съемки были приостановлены до выздоровления Берри, а релиз (официальный выпуск фильма) сдвинули на месяц.
Американский продукт, приправленный секретами французской кухни, увидел свет. Получилось то, что ожидали: триллер, действие которого по большей части разворачивается на территории психиатрической лечебницы, над ней весь фильм полыхает молния и проливается дождь. Атмосфера самая что ни на есть жуткая.
Сюжет для большинства поклонников всевозможных «Звонков», «Молчаний ягнят» и «Шестых чувств» покажется очень знакомым. В этом и есть его единственный минус, в принципе, самый распространенный в Голливуде: проще приспособить старые идеи, нежели создать новые.
Примеров для подражания у сценаристов хватает, к тому же сам Кассовиц является таковым после выхода «Багровых рек». Во многом благодаря его мастерству, авторам спецэффектов и игре актеров, которые вжились в свои роли, «Готику» можно смотреть как нечто новое, доселе невиданное. Режиссеру удалось, несмотря на банальный сюжет, не только снять динамичный и напряженный триллер, но и показать некоторые проблемы, которые волнуют людей с незапамятных времен: что есть истина и какова настоящая реальность. Естественно, что в антураже психиатрической клиники эти вопросы пытаются решать пациенты и врачи, волей случая сами ставшие теми, кого они раньше лечили.
«Готика» показывает «призраков», которых скрывает человеческая душа. К сожалению, и здесь картине не удалось избежать штампов. Исходя практически из всех голливудских триллеров в духе «Звонка» и «Основного инстинкта» (с которого и началась эпоха психологических триллеров), любой приличный на первый взгляд человек может оказаться психопатом, а особенно этому подвержены, как это ни удивительно, врачи-психиатры. Такая нелегкая профессия.
После разговоров о психиатрах и призраках вполне логичен вопрос: при чем тут «Готика»? Собственно готика как стиль в фильме как раз ни при чем, так захотелось автору сценария, да и слово звучное, привлекающее внимание.
Безусловно, удовольствие от картины получат поклонники жанра, актеров и, в особенности, Матье Кассовица. Правду говорят, что руки мастера могут из мусора сделать произведение искусства. Кассовиц, будучи приглашенным в Голливуд, сделал все возможное, чтобы «Готика» получилась на высоком уровне. Своими родными французскими картинами он вряд ли прославился бы в Америке, хотя именно из-за них его заметили проницательные начальники развлекательного кино.
Как показал опыт, пусть лучше французы снимают фильмы в Америке, чем американцы будут переснимать французские на свой лад. Разница налицо.
Смотрите на лицензионном видео с июля 2004 года.
Артем Корюшкин