«Drolls»: «Мы не стилизуем, а стараемся реконструировать»
Когда упоминают слово «средневековье», всегда хочется добавить – «мрачное». А еще в сознании всплывают соответствующие ассоциации: старинные замки с темными коридорами, костры инквизиции, схоластика… Вот уж поистине сила стереотипа! Однако есть люди, которые вот уже пять лет как своим творчеством упорно доказывают обратное.
Живут они в Петрозаводске и зовутся «Drolls», что в переводе с английского означает «забавы». За прошедшие 800 лет, считают ребята, человечество изменилось. Но не человек. Он по-прежнему любит веселиться и радоваться жизни. И делает это, как и прежде – под музыку.
Музыка группы «Drolls» – уникальна, как, впрочем, и набор инструментов, которые они используют: ландскнехттроммель, дарбукка, мандолина, глокеншпиль, гобой, а также корнамуз, бансури, виела и это еще далеко не весь список.
Все это чудо желающие могли услышать 22 января, в субботу, в клубе TIR. Желающих оказалось немало. Свободного места было – разве что яблоку упасть.
Разодевшись в костюмы средневековых жонглёров и трубадуров, музыканты почти полтора часа веселили публику старинными напевами. Правда, для неискушенного уха музыка «Drolls» могла показаться несколько однообразной. Однако задор и жизнерадостность, сквозившие чуть ли не в каждой композиции, покрывали это сполна.
После концерта Игорь Соловьев (вокал, мандолина, саз, аль-уд, кантеле, готическая арфа), раздавая новоиспеченным поклонникам автографы, рассказывал том, что представляет собой музыка группы «Drolls».
«Средневековая культура нисколько не древнее рок-музыки»
- Как вам приём?
- Приём замечательный! Огромный поток энергии! Мы очень много концертируем и по России, и по Ближнему Зарубежью, и очень довольны, что приехали в Псков. Очень милый город. Спокойный. Вообще мы очень любим спокойные города…
- У нас в России есть коллективы, играющие подобную музыку?
- Есть, но их не так много.
- Как вы думаете, с чем это связано?
- Мне кажется, здесь очень сложно, наверно, найти единомышленников. Потому что эта культура – не наша и ею сложно заниматься.
Понятно, что рок-музыка более доступна. Её играют везде. Она ближе к современному сознанию. Но средневековая культура нисколько не древнее той же самой рок-музыки. Потому что истоки рок-музыки мы находим в этом средневековье. И мы создаем такую атмосферу. Поэтому как одна из версий названия нашего стиля – средневековый рок-н-ролл. Но это только одно из названий, потому что это музыка странствующих музыкантов, которые впитывают разные культуры. Так же и рок-н-ролл – он тоже впитывает разные культуры. В разных странах по-своему играется. Есть какие-то каноны, но всё равно каждый играет по-своему.
- А почему вы играете именно западноевропейскую музыку, а не Балканскую, например, мы же ближе к восточным народам…?
- А в средневековой музыке ведь очень много и традиционной музыки стран Балканского полуострова, Турции. Странствующие музыканты, например, жонглеры, трубадуры из Франции, играли не только свою музыку. Они могли въезжать куда-нибудь в южные страны и впитывать эту культуру.
- То есть это синтез?
- Конечно. Во времена крестовых походов было взаимопроникновение культуры Запада и Востока. Не было ограничений.
«По крохам, по ниточке ищем, слушаем…»
- Вы играете уже около пяти лет…
- Да в октябре мы отмечали свое пятилетие.
- За это время что-то изменилось в вашей музыке?
- Да, изменилось. Мы начинали со стилизаций. В репертуаре у нас была музыка эпохи Ренессанс и Барокко. А по прошествии двух лет стали заниматься именно средневековьем – до ХV века. Есть такой жанр «early musik» (c англ. –ранняя музыка), то есть музыка до эпохи Ренессанс.
Это музыка жонглёров, которая еще не имеет жестких рамок определенного стиля, жанра. Все еще только варится, соединяется. Хотя, конечно, «наметки» уже есть.
И, кроме того, теперь мы не стилизуем, а стараемся реконструировать. Есть мелодия, и больше ничего. А мы уже сами начинаем раскидывать ее на инструменты, то есть делать аранжировку.
- Где вы берете материал для аранжировок, то есть саму мелодию?
- На Западе есть свои коллективы, которые занимаются культурой средневековья. Мы на них опираемся. По крохам, по ниточке ищем, слушаем, оцениваем, через себя перевариваем и потом исполняем по-своему.
- А тексты песен откуда? Сами сочиняете?
- Нет. Сами мы ничего не сочиняем, берем готовые текст и мелодию. В этом и заключается реконструкция.
- На каком языке эти песни?
- Основные языки, на которых мы исполняем – старофранцузский (прованс), староиспанский, старогерманский и, естественно, латынь.
- Откуда у вас знание таких древних языков?
- Слушаем записи, консультируемся у филологов, знающих французское или испанское произношение. Это нам помогает.
«…к этой музыке мы пришли сами»
- Вы используете исключительно средневековые инструменты?
- Да, хотя, конечно, пока еще нам сложно отказаться от таких инструментов как гобой. Это же современный инструмент – сын шалмея. Но когда у нас появится полностью весь арсенал, тогда мы совсем откажемся от современных.
- А где вы их достаете?
- Стараемся приобретать у мастеров, потому что их в магазинах не купишь. Ибо специализированные магазины есть только в Европе, и они очень дорогие. А у нас в России есть мастера, которые могут эти инструменты изготавливать. Либо покупаем их у иностранцев. Например, арабский аль-уд купили у араба…
- А где вы учились играть на таких экзотических инструментах, у нас ведь вряд ли где-то этому учат?
- Все мы закончили консерваторию. И если я играю на струнных щипковых инструментах (сам я по образованию гитарист), для меня очень легко освоить другой струнный щипковый инструмент, потому что я имею какую-то базу. Также и духовики тоже, имея базу, сами осваивают эти инструменты.
- А в консерватории вы обучались игре на классических инструментах…
- Конечно, традиционной академической музыке. А к этой музыке мы пришли сами. Нас никто не учил.
«Ещё одно доказательство…»
- У вас на сайте есть кавер-версия «In Taberna», представляющая собой сплав современной и средневековой музыки, этакий эксперимент…
- Это просто наша забава, шутка. Ещё одно доказательство идеи современности средневековой музыки, которая прекрасно ложится на сэмплерные ритмы.
- Вам самим эта вещь нравится именно в таком звучании?
- …Ну, во всяком случае, на сцене мы бы такого никогда не играли… нам бы этого совсем и не нужно было… Кроме того, в мире существует очень много коллективов, которые занимаются именно соединением старинной музыки и электроники. А мы всё-таки хотим как-то почувствовать, проникнуться этой культурой, используя живые инструменты. Потому что как только привнесёшь электронику, тонкий аромат этой культуры потеряется.
Беседовал Сергей СИДОРОВ.