Политика ФГУП «Почта России» может привести к уничтожению почты в России
С распространением Интернета отпала необходимость покупать конверты. Электронная почта с успехом заменяет бумажную. Факсы используются чаще пригласительных открыток. Важные документы надежнее послать с курьером. Равномерное развитие торговли резко снизило актуальность посылок и бандеролей. Газеты дешевле и проще покупать в киоске. Сотовые телефоны и таксофоны на каждом углу отправляют телеграммы в прошлое. Тем не менее, в почтовые отделения не войти…
Как и многим псковичам, охваченным бумом потребительского кредитования, недавно мне довелось посылать очередной электронный перевод на адрес московского банка. Почтовое отделение встретило меня уже привычными очередями, немыслимыми еще полгода назад.
Когда минут через сорок я приблизилась к окошку, девушка-оператор поднялась со своего места и ушла “сдавать деньги”. Отсутствовала она довольно долго.
По-человечески я сочувствовала ее желанию подольше не возвращаться на рабочее место – очереди ясно давали понять, что за восьмичасовой рабочий день у операторов нет ни минуты передышки. Но чисто по-потребительски (и немножко по-граждански) я ощутила негодование. В конце концов, у меня есть и другие занятия, помимо простаивания в очередях!
Почему почта, принимая на себя все новые и новые обязательства – обслуживание выплат по кредитам, ЕДВ (единовременные денежные выплаты вместо натуральных льгот), оформление страховок, коммунальные и прочие платежи – не может увеличить число сотрудников? Ладно – клиентов, себя бы пожалели! Столько работы, неужели нет денег еще на один компьютер?
Ответы на эти вопросы оказались неожиданны.
В новую жизнь
Ситуацию на российской почте нельзя рассматривать в отрыве от полюбившейся всем монетизации льгот. И дело даже не в том, что замена натуральных льгот единовременными денежными выплатами одномоментно увеличила объем работы почты примерно вдвое. И без того очень много общего: такая же правильная идея в основании реформы и столь же кривое воплощение ее в жизнь, то же отсутствие реальных расчетов социально-экономических последствий и такое же неприятие “обратной связи”.
Почта России заслуживала реформы. Со времен Советского Союза объемы почтовых пересылок (письма, посылки, бандероли) сократились в десятки раз. До сих пор, хотя ситуация стабилизировалась, количество писем на одного человека в России остается в несколько раз меньше, чем в других странах. И дело не только в особенностях межличностного, делового или внутрикорпоративного общения, но и в уровне доверия к почте. Если письмо с одной московской улицы на другую идет несколько недель, какой смысл его отсылать?
При этом формально контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции выдерживаются, в Псковской области – на 98%, как рассказал начальник управления федеральной почтовой службы Псковской области Геннадий Федоренко. То есть речь идет не о сбоях в работе, а о такой вот ее организации. Плюс до 2003 года российская почта состояла из примерно сотни независимых предприятий, что не лучшим образом отражалось на единстве почтового пространства.
В общем, объединение всех почтовых отделений в единую систему ФГУП “Почта России” теоретически выглядело не менее оправданным, чем монетизация льгот.
В 2003-2004 гг. с независимостью на местах было покончено, но зато появилась возможность для реформирования работы всей системы, широкого внедрения новых видов услуг, создания фирменного стиля почты. Собственно говоря, объем электронных переводов (по потребительским кредитам) значительно вырос именно в результате объединения почты, когда ФГУП стало активно работать с корпоративными клиентами.
Со старыми привычками…
А потом на сцену выходит российская специфика. Благие идеи принесли свои плоды, и плоды осели в Москве. Команда управленцев во главе с Игорем Сырцовым принялась рулить “Почтой России”, мало оглядываясь на регионы.
Федеральное управление почтовой службы по Псковской области вошло во ФГУП “Почта России” в феврале 2004 г. Внимание: ноги длиннющих очередей в отделениях связи растут отсюда.
Как рассказывает начальник Псковского почтамта Валентин Иванов, превращение в филиал ознаменовалось в первую очередь полной потерей финансовой и управленческой самостоятельности. Что не было бы бедой при условии, если руководство чутко и внимательно отслеживает потребности и защищает интересы подчиненных структур.
Но этого не происходит. Из разговора с руководителями почтовых отделений я поняла, что обратной связи между центральным руководством ФГУП и регионами не существует вообще. Поэтому даже умные инициативы превращаются в полный кошмар.
“Как всегда, наши государственные милости оборачиваются издевательством. Если по лекарствам начинают помогать людям, то врачи перестают лечить больных, выписывая рецепты. Если дают ЕДВ, то людей ставят в очереди, где они падают в обморок, - говорит Валентин Иванов:
- Вот приходит директива, вроде хорошая директива: давайте крупные отделения связи будут работать без выходных, и заодно удлиним часы их работы. Хорошая инициатива? – безусловно, хорошая. Но для этого нам надо принять еще человек 15-20 операторов. Меня вызывает областное управление: организуй или клади заявление на стол! Я говорю: я не могу, при этом уровне зарплаты у нас хронический недокомплект штатов. “Давай делай!”…
Псковский почтамт оставлен наедине со своими проблемами, и при этом лишен полномочий их решать. Он не может по своей воле ни нанять дополнительных работников, ни поднять зарплаты, ни купить новое оборудование. Добиться, чтобы выделили на это средства – тоже невозможно.
Псковская почта получает одну подножку за другой – то от любимого начальства, то от обожаемого правительства.
Подножка первая. Инициативная
Валентин Иванов, проработавший в псковском почтамте уже 22 года, описал стиль управления генерального директора ФГУП Игоря Сырцова, чей опыт работы на почте в 11 раз меньше, как: “мы думаем, вы делаете”. Сверху спускается одна директива за другой, а о механизмах реализации должны позаботится на местах, так же как и о необходимых ресурсах.
Очевидно, что инициативы высшего руководства привели к некоторому росту доходов российской почты, но в регионах денег не заметили. Зато заметили, что нагрузка выросла в разы.
Крупные почтовые отделения, обслуживающие большое число жителей, буквально задыхаются от наплыва людей. Самое критичное положение в Пскове сложилось на почтовых отделениях №№ 4, 16, 24, 19. Я бы сюда добавила и центральный почтамт, хотя знающие люди считают, что там не так уж плохо. Отметим, что, несмотря на рост города, новых почтовых отделений за последние 15 лет не появилось.
Несколько примеров.
Политика снижения тарифов для корпоративных клиентов привела, как уже говорилось, к росту объемов электронных переводов. В целом в Пскове их количество увеличилось втрое. На некоторых отделениях связи – в 10 раз. Например, на п/о № 16 за один год число переводов возросло с 500 до 5 000 (до пяти тысяч!) в месяц. А количество операторов и компьютеров осталось прежним.
Люди часами простаивают в очередях. Уйти, прострочить платеж – нельзя, банк сделает тебе штраф. Аппаратура, фискальные регистраторы на почте старые, часто ломаются, и бывает, что одновременно в нескольких отделениях. Представьте, что тогда творится в остальных…
Дмитрий Черенцов, начальник 16-го отделения связи, считает, что отношение к филиалам со стороны федерального руководства – это “издевательство над пенсионерами и теми, кто оплачивает кредит”: “Если рост платежей с 500 до 5000, то любой человек скажет, что необходимо поставить второй компьютер. Разве не так? Мы знаем, что похожая ситуация по всей России, значит, и реакция должна быть соответствующая!”. Реакции нет.
Подножка вторая. Единовременная
Переводы как-нибудь “проглотили” бы, но дражайшее правительство тут же затеяло монетизацию льгот. Валентин Иванов: “ЕДВ нам свалились как снег на голову. Никто не думал – не гадал, Владимир Владимирович Путин с Зурабовым друг другу руки пожали, деньги есть, и все! А как это почта осилит – никто и не подумал. Объявили по стране, что вопрос решен, а дальше – наши бедные операторы!”.
На том же п/о № 16 введение ЕДВ увеличило количество выплат одномоментно в два раза. Восьми тысячам пенсионеров работники почты 16 тысяч раз должны выдать деньги. И для этой работы новых штатных единиц не предусмотрено.
А чтобы жизнь на почте уж совсем не казалась медом или хотя бы подслащенной водицей, подоспели нововведения Пенсионного фонда. С февраля 2005 года в Пскове при выплате пенсий перешли от платежных поручений к ведомостям. То есть вместо отдельного бланка на каждого пенсионера теперь есть один лист с десятком разных фамилий. При этом отдельно составлены ведомости на пенсии и отдельно – на ЕДВ, на тех же самых людей. Почта просила внести в одну ведомость обе графы, но ПФ не может – лицевые номера разные!
Ведомости сложны не только тем, что порой старики с трудом могут отыскать в списке свою фамилию или по ошибке расписываются не в той графе. Ведомости, в отличие от бланка платежного поручения, невозможно сразу заполнить и отложить в сторону. Они неделями в работе, истрепываются в прах, у оператора и почтальона постоянно перед собой кипа бумаг, которые приходится раз за разом перебирать.
Усложнилась система контроля. Раньше оператор в конце рабочего дня просто подшивал заполненные бланки поручений и тут же сверял их с кассой. Теперь так не получится. Проверить выплаты можно только в конце месяца, когда обнаружить ошибку уже во много раз сложнее.
Дмитрий Черенцов и его коллеги задаются вопросом: “Почему министерство труда и социального развития, которое возглавляет Зурабов, внедряет по всей стране такую систему выплаты пенсий, которая увеличивает трудозатраты минимум в два раза?”. Нет ответа.
“Раньше люди расходились без особого напряжения, - рассказывает Дмитрий Александрович. – Теперь они простаивают в очередях несколько часов и в результате – агрессия. Сейчас мы иногда с автоматами выводим людей – вызываем вневедомственную охрану, потому что истерики в очередях”.
Каприз ситуации в том, что просто взять и отказаться от сотрудничества с Пенсионным фондом почта не может. По России доля доходов почты от доставки пенсий составляет около 25%, в Пскове – до 47%. Это наша известная проблема множества малочисленных деревень. В Псковской области на 8 тысяч населенных пунктов приходится 483 отделения связи. Это на сотню больше, чем у соседей, в Новгородской или Ленинградской областях. Многие из них, естественно, нерентабельны, служат не столько коммерческим, сколько социальным целям. Сельские почтовые отделения в основном занимаются именно доставкой пенсий.
По мнению начальника Псковского УФПС Геннадия Федоренко, альтернативы почте в деле доставки пенсий, особенно в сельской местности, сейчас просто нет. Валентин Иванов считает, что пенсии, вероятно, уйдут “на обслуживание” банкам в течение пяти-семи лет.
Подножка третья. Заработная
И словно для того, чтобы добить свои филиалы окончательно, начиная с середины 2004 г. ФГУП “Почта России” затеяло еще одно хорошее дело – совершенствование структуры затрат. Дескать, это не прогрессивно, что на зарплаты уходит более 70% всех расходов, надо не больше 64%. То, что в Псковской области труд почты – это почти целиком труд операторов и почтальонов, труд “ручной и ножной”, остается без внимания.
На второй квартал 2005 г. в Псковском почтамте уже получили подтверждение, что отчисления от дохода в фонд оплаты труда сокращаются еще на 2%. Люди, которые стали больше работать, получать будут меньше.
Это не шутка. Одновременно ФГУП призывает филиалы “оптимизировать штатную структуру”. Из администрации Псковского почтамта уже выведено несколько штатных единиц. При том, что количество требуемых центром ежемесячных отчетов увеличилось с 7 до 28. Реакция сотрудников, говорит Валентин Иванов, на редкость единодушна – уходить.
Вера Инова, начальник отдела экономики псковского почтамта, тоже подумывает об увольнении. Женский день 8 марта она провела не в кругу семьи, а за составлением срочных отчетов. Она говорит: “Объем работы вырос баснословно. Людей по администрации мы сокращаем приказным порядком, и как мы будем справляться с этими отчетами – неизвестно”.
Подножка четвертая. Очередная
Доля доходов от универсальных услуг почтовой связи в Пскове не превышает 25-27%. Подписка на периодические издания добавляет еще 8-10%. Теперь доля этих доходов станет еще меньше – человек элементарно не зайдет в почтовое отделение, под завязку забитое пенсионерами и “жертвами” потребительского кредитования.
Марина Зимарская, начальник п/о № 4, считает, что основная функция почты утрачивается: “Элементарная покупка конверта превращается в проблему. Потому что если человек попробует подойти без очереди, то он получит в глаз, или как минимум нарвется на оскорбления. В результате падают наши прямые доходы. Если раньше мы зарабатывали приличные деньги, то теперь из-за этих очередей мы ничего не можем заработать! Все продажи, отправления, прием платежей уже сократились”.
Теперь почтамту дана команда срочно избавиться от очередей. Любым способом. По мнению г-на Федоренко, для этого достаточно развести по разным точкам выплату пенсий и ЕДВ и оказание универсальных услуг почтовой связи: “Единственное, о чем мы сейчас задумываемся, это организация отдельных мест для выполнения отдельных операций”. Но поскольку увеличение числа операторов при этом не предполагается, надеяться на немедленное и эффективное решение проблемы было бы наивно.
На Псковском почтамте считают, что есть один способ “разрулить” ситуацию, а заодно стимулировать людей – это перейти на сдельную оплату труда. Почтамт уже пользовался этим в сложные 1990-е годы, благодаря чему сумел сохранить штат высококлассных специалистов и сеть сельских почтовых отделений в Псковском районе. Но теперь: “Нам говорят – не смейте”. Просто-напросто запрещают, не объясняя причин, хотя все необходимые расценки на почте разработаны и утверждены.
“Выхода никакого нет, - говорит Вера Инова. – Если только идти на нарушение, делать, как мы считаем нужным. А потом и заявление об уходе не надо будет писать, сами уволят”.
«По нашим жилам и нервам идут»
О чем теперь мечтает почта? Почта хочет быть услышанной.
21 февраля работники почтамта провели конференцию и приняли постановление, в котором отразились все проблемы сегодняшнего дня. Если бы такие постановления появились в каждом регионе, считает начальник почтамта Валентин Иванов, команде Сырцова пришлось бы задумываться не об акционировании почты (есть и такие планы), а серьезно размышлять над своим поведением.
Пока что не приходится. Центральный комитет отраслевого профсоюза воздерживается от конфликта. Забастовка на предприятиях связи запрещена законом. Рядовые сотрудники почтовых отделений не имеют возможности напрямую выйти на высшее руководство, поскольку есть промежуточное звено, областное начальство. Но руководители региональных УФПС сидят на 3-6-месячных трудовых договорах и вынуждены помалкивать, чтобы не лишиться своего места, как это уже произошло с Александром Верниковским в Санкт-Петербурге. “Это люди достаточно высоко оплачиваемые, но лишенные полномочий. Те, кто что-то говорил, кто не делал оптимистических заявлений – они уже не работают. Мы все на грани”, - говорит Валентин Иванов.
Валентин Владимирович признается, что и сам он, наверное, задумался бы об увольнении, если не предпенсионный возраст и несовершеннолетний ребенок: “Раньше как-то о выходных не думал, а теперь – только бы дождаться выходных. Такой сверхэксплуатации не было никогда”.
За два десятка лет работы на почте Валентин Иванов не припомнит такого отношения со стороны руководства отрасли: “Можно терпеть, надеясь на то, что нас услышат, поймут и будет лучше. А вместо этого нам говорят, что на следующем этапе от нас забирают доходы, которые мы получаем от пенсий, и только через месяц будут отдавать. То есть, у нас могут нарушиться сроки выплаты заработной платы”. Такого на псковской почте не было даже в 1990-х.
“Это не управление, это беспредел”, - говорит Дмитрий Черенцов. Во всем мире главная ценность в экономике – это люди, а здесь, говорят работники почты, “по нашим жилам и нервам идут”.
По нашим, уверяю вас, тоже.
Глянцевые корпоративные издания “Почты России” не пишут об этом. На их страницах находят место только новые победы и достижения. Выстроенная руководством ФГУП вертикаль власти (“Лом, а не вертикаль!”, сказал Валентин Иванов) не оставляет ни малейшей лазейки для внутриотраслевой демократии.
Каким образом это должно способствовать развитию и реформированию отрасли национального значения, остается большой загадкой.
Светлана ПРОКОПЬЕВА.