Французы объединили в одном лице Робин Гуда и Джеймса Бонда
«Арсен Люпен» (Arsene Lupin),
режиссер Жан-Поль Саломе (Jean-Paul Salome)
У каждого народа существует как минимум по одному псевдоисторическому персонажу, объединяющему в себе различные национальные качества, которыми он пользуется для своей выгоды и во благо людей. Подобный герой практически непобедим. Многие люди верят в его реальное существование, чему во многом потакают всевозможные книги, комиксы и фильмы.
Во Франции таким персонажем стал Арсен Люпен – грабитель-джентльмен, придуманный чуть больше ста лет назад писателем Морисом Лебланом (Morise Leblant). Для французов фигура Арсена Люпена стала культовой и не менее значимой, чем у англичан Шерлок Холмс, разве что музея нет, посвященного этому персонажу.
Арсен Люпен – отважный авантюрист, благородный вор, роковой герой-любовник. Характер и поступки Люпена позволяют сравнивать его с такими персонажами как Робин Гуд и Джеймс Бонд. С одной стороны, это вор, крадущий ради удовольствия, с другой – герой, бросающий вызов участникам политического заговора. Рожденный в семье преступника, с малолетства обученный воровству, Люпен не признает никаких законов и правил, за исключением одного – он никогда и никого не убивает.
Для большинства французов до сих пор остается загадкой происхождение этого персонажа. Многие ломают голову над тем, существовал ли на самом деле Арсен Люпен или человек, послуживший прототипом. Легенды и истории о Люпене подхлестывают неуемную фантазию писателей, использующих образ обаятельного мошенника в романах, комиксах, японских анимэ, сериалах и художественных фильмах.
Недавно свет увидела новая киноверсия люпеновских авантюр – совместный франко-итало-испано-британский проект с большим по европейским меркам бюджетом (около 30 млн. евро) и голливудским размахом экшн-сцен и спецэффектов. Это, с одной стороны, свидетельствует о растущих запросах европейской публики, а с другой – о стремлении французских создателей фильмов выйти с сугубо национального уровня на международный. Как водится, в подобных случаях пытаются «продвигать» родного персонажа, еще не заезженного массовой культурой в других странах образа.
Главнокомандующим экспансии на мировой кинорынок французского добра под названием «Арсен Люпен» стал режиссер Жан-Поль Саломе. В рекламе к фильму заявляется, что картина визуально выдержана в лучших традициях «Видока» (Vidoc). Даже сюжеты имеют точки соприкосновения. Тем не менее, зная предыдущую работу режиссера – «Белфегор: Призрак Лувра» (Belfegore: Le Phantom de Louver) – при просмотре картины можно было рассчитывать на столь же бездарно потраченное время. Обычно в фильмах подобного рода все вытягивает сюжет или харизматичный персонаж, а от режиссера требуется лишь незначительные навыки руководителя съемок.
Новый «Арсен Люпен» поставлен по одной из новелл Леблана «Графиня Калиостро» (1924), в которой герою довелось спасти таинственную красавицу от смерти, влюбиться в нее и уже только потом выяснить, что она – главная фигура монархического заговора.
Действие в картине разворачивается в 1894 году в Нормандии. Имя молодого Люпена известно уже всей Франции, а его виртуозные ограбления давно стали притчей во языцех. Воровству Арсен с детства учился у собственного отца, который к тому же был инструктором по кикбоксингу.
Однажды накануне Рождества отважный герой, рискуя свободой, решает продемонстрировать необыкновенное мастерство. Пока представители высших слоев общества предаются развлечениям на палубе пассажирского корабля, Арсен Люпен расхаживает с фальшивыми усами, скользя взглядом по всему, что блестит. Одной рукой лаская женщину, другой он уже снимает драгоценности с ее шеи.
Вскоре после этого, когда в его судьбе появляется загадочная женщина Джозефина Балсамо, графиня Калиостро, которая приговорена к смерти, жизнь Люпена обретает иной смысл. Арсен спасает графиню от гибели, а их отношения перерастают в бурный роман. Графиня попутно втягивает его в мистическую игру с драгоценными католическими распятиями, политическими заговорами, убийствами, таинственным кладом рыцарей-тамплиеров и прочими атрибутами приключенческого жанра. Между «делом» Арсен пытается прояснить судьбу без вести пропавшего отца.
Однако не так-то просто уследить за, казалось бы, простым сюжетом, в котором события стремительно сменяют друг друга. Лица различных персонажей поначалу мелькают, словно в калейдоскопе, образуя с каждым разом все более необычные связи. Практически до самого финала приходится прилагать значительные усилия, чтобы удержать в памяти содержание первых сцен, значение которых проясняется лишь в сочетании с последующими, спустя час экранного времени.
Вместе с тем стремительность смены событий и тем в диалогах нисколько не отражается на темпе картины, который сохраняет особую плавность до финальных титров, лишь иногда ускоряясь в особо динамичных сценах, погонях или поединках. К тому же, учитывая специфику единоборства, которым овладел Арсен, обучаясь у отца, боевые сцены выглядят наилучшим образом. Почти как боксер Мухаммед Али: порхает как бабочка, жалит как оса.
К каким бы результатам ни привели таинственные поиски главного героя, в любом случае основное внимание зрителя будет сосредоточено на его персоне, на то, с каким изяществом и легкостью он выходит из той или иной ситуации, всегда оставаясь самим собой.
Для придания образу живости постарался актер Ромен Дюри (Romen Dury), с удовольствием напяливший цилиндр и пенсне, которые пришлись ему как родные.
Роль загадочной Джозефины Балсамо, вскружившей голову Люпену, досталась англичанке Кристин Скотт Томас (Kristin Scott Thomas), номинировавшейся на «Оскар» за фильм «Английский пациент» (English Patient), а также сыгравшей в «Миссия невыполнима» (Mission Impossible), «Госфорд Парк» (Gosford Park) и другие.
Художественный образ Арсена Люпена во многом отличается от привычных героев массовой культуры. В сравнении с другими персонажами, которым также отводится значительное место в комиксах, литературе и фильмах, Люпен выглядит куда более живым. В нем нет искусственных черт характера, которые сразу же обнаружили бы в нем совершенно определенного персонажа. Однако наличие некоторых особенностей, общих для большинства героев подобного типа, дают повод сравнивать Арсена Люпена с другими представителями произведений о «супергероях».
Персонаж существенно выигрывает у чем-то похожих на него Зорро, Фан-Фан Тюльпана и других героев тем, что весьма не однозначен. С одной стороны – это романтический образ, способный завладеть разумом и сердцем гимназистки XIX века, с другой – носитель отрицательных черт, которые списываются ему со счетов тем же романтическим идеалом. Пусть Арсен Люпен – вор, но искусный и благородный, творческая личность. К тому же он –ярко выраженный интеллектуал, разгадывающий невероятные головоломки. Ну, чем не «убийца» женских сердец?
Неоднократно проводились попытки ввести в современный кинематограф популярных персонажей XIX века и более позднего времени, но практически все они, не найдя зрительского отклика, провалились. Причиной неудач могли быть искусственные ситуации, в которых помещали героев, и неверно расставленные акценты образа. У сбалансированного Арсена Люпена есть все шансы стать новым героем, учитывая то, что он еще недостаточно известен.
Первый камень брошен. При должной тренировке на головы зрителей уже в ближайшее время посыплются новые герои, подобные Арсену Люпену. Зрители любят хорошие поучительные загадки.
Артем Корюшкин.
Смотрите на лицензионном видео.