Российские официальные власти отсутствовали на международном Экономическом Форуме в Крынице
В российской прессе вы практически не найдете подробной информации о международном Экономическом Форуме в Крынице. В этом году он оказался упомянут только в связи с тем, что визит в Польшу отменили Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко - по понятным причинам. Отменить отменили, но ведь собирались же. Форум между тем - уже пятнадцатый.
Россия была представлена на всех последних форумах многочисленными делегациями. В прошлом году было 160 человек. В этом - в два раза меньше. И - никаких официальных персон, кроме посла по особым поручениям, советника министра иностранных дел. Поговаривали, что так российские власти решили "воспитать" Польшу, с которой у России снова не все гладко. Но очередной приступ "обидчивости" России ударил только по России: Форум собрал около 1200 человек из десятков стран мира.
Форум в Крынице стал уникальным польским брендом, созданным в эпоху Евросоюза. Маленький курортный город на целебных водах, на гербе которого - античная амфора под тремя коронами, расположенный в 150 км от "города трех королей" Кракова и в 15 км от границы со Словакией вот уже который раз собирает "всю Европу" и год за годом продвигает интересы польского бизнеса (полностью финансирующего масштабное мероприятие), но не только.
Вот что пишет французская Le Monde: "Крыница стала символом амбиции Польши признать ее полноправной региональной державой, в новом расширенном Евросоюзе. Встреча в Крынице является для Польши хорошей возможностью определения своего влияния. Во время Форума имеют место многочисленные встречи представителей деловых кругов. Кроме того, Форум предоставляет возможность… представителям власти или оппозиции прибыть в большом количестве, выступить и измерить пульс изменений в Центральной Европе…"
В Крынице вы действительно чувствуете пульс всей Европы. А Восточной Европы - само сердцебиение.
Форум впечатляет многомерностью происходящего. В течение трех дней в десяти залах четырех зданий параллельно с утра и до вечера проходят панельные дискуссии, около ста дискуссий, разбитых на тематические блоки: Бизнес и управление, Макроэкономика, Финансы и банковская система, Наука и культура, Новая экономика, Топливо и энергетика, Международная политика и безопасность, Европейский союз и его соседи, Регионы, Общество. Название Форума 2005 года: "Европейские вызовы: модель и рубежи Европы".
А вечером - еще и дополнительные мероприятия: презентации, встречи, концерты. Крыница, город полусотни отелей, сдает себя в аренду Европе практически "под ключ".
Участники Форума оказываются в положении человека на большом рынке: почти все хочется попробовать, а возможности нет: каждый час нужно выбирать что-то одно из десяти. И так три дня.
Сюда надо приезжать хорошей командой, "рассредоточиваться по местности", захватывая все информационные поля, и "пускать корни".
Форум в Крынице похож на огромный радиоприемник: перемещаясь из зала в зал, от группы к группе, вы словно путешествуете по радиоволнам, настраиваясь на тот или иной лад. Сотни экспертов. Сотни мнений. Тысячи вариантов. Вся Европа.
В течение трех дней на континенте буквально "говорит и показывает Крыница". Телевизионная площадка для прямых включений расположена на центральной площади конгресс-центра. На виду у горожан и участников персоны VIP безостановочно дают интервью теле- и радиокомпаниям. Фоном "картинки" служит многоголосая и многофлаговая площадь.
Никто никого никуда не заставляет идти. Участники не принимают на себя обязательств посетить то-то и то-то. Организаторы и эксперты каждой панельной дискуссии, вне зависимости от статуса и титулов (включая президентов, премьер-министров, топ-менеджеров крупнейших корпораций) вступают между собой в негласное соревнование, самую настоящую конкуренцию за аудиторию. Сколько удалось собрать людей к началу? Все ли дослушали до конца? Приходили ли новые слушатели? Были ли вопросы? "Завязалась" ли дискуссия? И что, что напишут в итоговых анонимных анкетах участники? Европа принимает экзамен у самой себя. И дает возможность посмотреть друг другу в глаза разным европейским народам. Как написал об этом великий европейский публицист Леопольд Унгер: "Крыницкий форум - это лучший из всех известных мне инструментов того, что - обычно в критическом тоне - называют польской восточной политикой. Крыницкий форум показал, что лучшей экспортной "польской мебелью" остается, по-прежнему, очень нелюбимый некоторыми, польский "круглый стол". Форум учит, как лучше всего вести разговор у себя дома. К тому же, хотя громко говорить об этом не следует, Форум, хоть и экономический, преподал нам политический урок, а именно: как вести себя на пороге нового тысячелетия, дабы выбиться на ведущую роль в регионе. И как можно быстрее обеспечить себе пропуск на Запад. Если, конечно, стремиться к достижению этой цели".
Вне зависимости от отношения самой России к Форуму, Россия и ее отношения с ЕС, Польшей и миром во всех описанных экономических, политических и культурных аспектах - в фокусе внимания больше чем половины дискуссий.
И хотя многие наши соотечественники, к сожалению, пытаются вести общение в ключе "вы нас любите / не любите", аудитория диктует другой подход: ЧТО делать? КАК делать? КУДА двигаться?
Это заявлено и официально: "Для нас очень важно, - говорит председатель Программного совета Экономического Форума Зигмунт Бердыховский, - чтобы в Крыницком форуме более активно, чем до сих пор, участвовали представители России - как государственной администрации, так и бизнеса. Я верю, что Экономический Форум, целью которого является создание благоприятной атмосферы для развития сотрудничества между странами ЕС и его соседями, может иметь большое значение в создании отношений между ЕС и Россией".
Форум - главное детище расположенного в Варшаве Института Восточноевропейских Исследований. Миссия Форума звучит следующим образом: "Создание благоприятной атмосферы для развития экономического и политического сотрудничества между странами Европейского союза и его соседями. В реализации своей миссии Форум является независимым и объективным".
Официальными языками Форума, отмечу, являются польский, английский, русский и украинский.
В 2005 году Россию представляли в первую очередь эксперты организаций гражданского общества и науки, несколько депутатов Госдумы, несколько бизнесменов. И создавалось впечатление, что работа с Европой совсем не является "мейнстримом" для официальной России.
Некоторые эпизоды запомнились.
Дискуссионная панель "Выборы и легитимность власти в Европе, России и Центральной Азии". Ведущий - Глеб Павловский. Он входит в зал и садится в центре стола около своего бейджа. Рядом с ним пытается устроиться какой-то молодой человек, место и имя которого не обозначены. Павловский небрит не меньше чем два дня и одет в черную майку. Весь его вид призван говорить, очевидно, о безмерном презрении к Польше. Или к организаторам Форума. Или к публике из десятка стран. Он обводит зал глазами поверх очков и высокомерно-кокетливо произносит: "Я не люблю ничем руководить", после чего сообщает, что вести сессию будет тот самый молодой человек ФСБшного вида, вот уже как пару минут упорно втирающийся со своим стулом и ноутбуком между Павловским и директором Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаилом Погребинским. Павловский сидит как вкопанный и что-то срочно печатает на своем ноутбуке. Парень без имени пытается сдвинуть Погребинского.
Организаторы смотрят на картинку с естественным ужасом: даже если за 15 минут до сессии выяснялось, что произошли изменения в составе выступающих, бейджи менялись немедленно, стулья приносились, техника устанавливалась. Павловскому это все просто не пришло в голову. Для него это нормально - дать согласие на ведение дискуссии и отказаться от него на глазах организаторов. Какие мелочи…
Но сама дискуссия впечатлила еще сильнее. Выяснилось, что процесс легитимности (то есть общественного признания властей) - это на самом деле процесс "внешнего вмешательства". То есть никаких проблем с легитимностью избранных чёрт знает как политиков внутри облапошенных ими стран не существует: есть проклятые внешние враги, которые говорят об этом вслух и сеют смуту в государстволюбивых народах, разрушают "стабильность и демократию". Даже в России "круглый стол" с таким содержанием был бы рискованным делом с точки зрения репутации. Но здесь, в Польше, в Европе, в весьма осведомленной аудитории, у которой не существует проблем с получением качественной информации, битый час нести такое… Люди вставали и выходили из зала десятками.
После сессии уже за дверями зала я увидел руководителя Московского бюро влиятельного немецкого журнала "ФОКУС" Бориса Райтшустера. "Что, "не вынесла душа поэта"? - спросил я его. Повидавший многое журналист ответил эмоционально: "Это невозможно слушать… Это… Это интеллектуальная антисанитария какая-то!"
Тот же Райтшустер представлял на Форуме свою книгу: "Путин. Куда он ведет Россию", вышедшую на польском. На русском ее нет до сих пор. Рассказанные им на презентации эпизоды его работы на Кавказе в период выборов президента Чечни впечатляли. Как можно отреагировать на аргументированный и насыщенный фактами рассказ о практически стопроцентной фальсификации результатов выборов? Но поразили вопросы, которые стали задавать ему депутаты российской Госдумы от… сами догадайтесь.
Встает депутат в переполненном зале:
- Анатолий меня зовут. Я депутат Государственной Думы.
- Вы от какой партии?
- Сами знаете от какой!
- Ну вы скажите… представьтесь…
- Вы тут рассказывали, что были в Чечне вместе с представителями администрации президента. Кто эти люди? Как их зовут? Назовите!!! (Интонация - гэбист в действии на допросе врага народа. - Авт.)
- Я был там с Сергеем Ястржембским. И лично ему рассказывал все, что увидел.
(Депутат замолкает и садится).
Тут же встает второй раздосадованный депутат, тоже без фамилии:
- Вы сказали, что вечером в день выборов в Грозном звонили председателю ЦИКа Чеченской республики. Это невозможно. Я там был тогда и ни разу не смог дозвониться до местного ЦИКа, никакие телефоны не отвечали. (Это уже просто выдача военной тайны со зла).
- Он дал нам свой телефон лично после нашего представления перед началом работы. Я был там вместе с голландским корреспондентом, и мы позвонили председателю ЦИКа со спутникового телефона прямо с улицы. Он нам ответил.
(Садится и замолкает второй депутат).
Все это видят люди из десятков стран. Более того - они знают, что такое "ФОКУС" и кто такой Борис Райтшустер. Наши - уже не знаешь, ставить ли в кавычки слово "наши" - не знают. Они живут в другом мире.
Между тем на открытии Форума были вручены традиционные награды Экономического Форума в Крынице - "Человек Центрально-Восточной Европы" - статуэтки с похожим на лавровый листком на небольшом деревянном постаменте. Премию ежегодно присуждают наиболее успешным политикам, предпринимателям, деятелям культуры.
Политиком года был признан Лех Валенса - основатель "Солидарности", первый свободно избранный президент Польши. "Солидарности" уже 25, и Валенса ушел из нее, но он как живой классик политики признан всеми. Он сидит в первом ряду и, как кажется, дремлет. Нет, просто пока что события не требуют его участия. Но вот звучит его имя, и он поднимается на подиум. Зал рукоплещет. Валенса улыбается всем лицом и подходит к микрофону: "Я вообще-то не собирался выступать здесь и хотел быть кратким… (хохот в зале). Но раз вы решили вручить мне премию… тогда уж терпите и слушайте" (громкий хохот в зале). Его любят. Его страсть к выступлениям известна. Он - Валенса.
Но говорит он совершенно серьезные вещи: "Я хочу сказать вам, что еще тридцать лет назад мы не верили, что изменения будут возможны и свобода настанет. В Польше стояли 200 тысяч советских солдат, а вокруг Польши - миллион солдат. И казалось, что это навсегда, и мы сами не верили, и общество было равнодушно, а наши кружки насчитывали 5-10 человек, в лучшем случае 20 человек… И нас мало поддерживали. Но приехал человек, и сказал: "Не бойтесь!" - и все изменилось". Валенса имел в виду разбудивший Польшу уже в начале народных волнений визит папы Иоанна Павла Второго в 1979 году, которому не смогли воспротивиться польские власти. "А теперь мы живем в единой Европе и каждый год принимаем друзей в Крынице", - оптимистично завершил Валенса под овации.
А премию в номинации общественных организаций получила российская организация - историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал". Как потом рассказал мне его председатель Арсений Рогинский, никто заранее не говорил о присужденной премии, было известно только о том, что "Мемориал" вошел в число пяти номинантов. И он, Арсений Рогинский, правозащитник, автор текста второй главы Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"), преследуемый сейчас в очередной раз "специальными службами" опутанной и замученной чекизмом Родины, он - единственный из десяти награжденных - заставил тысячный зал встать. Он сказал о том, как "Солидарность" несла и гражданам СССР надежду на изменения, как ее успех давал немногим понимающим силы верить и работать. Но он сказал и главное сегодня: "Я верю, что весь этот… бред, который существует сейчас между нашими странами, он уйдет, он исчезнет, как дурное прошлое…" Он нашел это слово - бред. Он сказал это! И это было больше, чем любые официальные заявления, которым никто уже не верит.
А на основном пленарном заседании с участием президентов Александра Квасьневского и Валдаса Адамкуса (отсутствующему Виктору Ющенко передали "горячие аплодисменты") на подиуме от имени России выступал Юрий Афанасьев - один из первых лиц Первого съезда народных депутатов СССР, трибун, гражданин, основатель и президент Российского государственного гуманитарного университета. Он сидел в самом центре подиума, рядом с Квасьневским, и говорил хриплым голосом. Зал затих уже только от этого голоса, от этой интонации, от этого дыхания: "Я знаю, что не все разделяют это мнение, но это мое мнение, и я говорю от себя лично. Российский правящий режим находится в состоянии разложения… Но самое страшное, что произошло - это то, что наш несчастный народ замордован, изувечен, измучен этой властью. Происходит реанимация сталинщины. И сама власть становится от этого еще более жестокой и бесчеловечной, она уродует сама себя… Я не знаю выход и, к сожалению, никто не знает выход, никто не знает, как мы избавимся от этого…"
Адамкус и Квасьневский смотрели на Афанасьева, не отрываясь.
…А поздним вечером того же дня депутат Государственной Думы Анатолий Ермолин, бывший спецназовец, бывший "единоросс", автор знаменитого "Рапорта голому королю", вместе с продюсером Григорием Амнюэлем представляли документальный фильм "Реакция" - мнения рядовых (только рядовых) жителей России о деле Михаила Ходорковского. Это был второй показ фильма (первый недавно прошел в Литве). 47 минут. Только документальная съемка. И только - реакция. Во всех смыслах слова.
Авторы (включая депутата) уверены, что фильм в России не купит ни одна телекомпания. Хотя в нем о Ходорковском очень мало хороших слов. Как раз наоборот. Но правда сильна не потому, что кому-то выгодна, а потому что - правда. Она часто жестока, как кадр документального фильма.
Она все равно себе дорогу найдет. С нами или без нас. Как и Европа.
Нам бы свою Крыницу. С живой водой.
Лев ШЛОСБЕРГ.
Крыница - Псков.