А мы не заметили…
После многолетних споров и скандалов в Пскове наконец-то открылся католический храм. Странно, но практически никто в городе не заметил этого. А как же акции протеста «православной общественности»? А как же острая реакция европейской прессы на эти акции? Храм открыт: в воскресенье 18 сентября в новом храме была совершена первая «спокойная», то есть без наплыва высоких гостей, литургия. Что дальше?
В 2003 году Псков отпраздновал 1100-летие первого упоминания о себе в русских летописях. Мало кто вспомнил тогда, что Раскол прежде единой Православной Католической Церкви – то есть, истинно (православно) исповедующей Христа и, одновременно, объединяющей весь христианский (следовательно, известный) мир, произошёл много позже – в 1054-м.
Так что, даже если считать начало истории нашего города с Х века (с чем не согласны многие специалисты), католики в Пскове были с самого его основания: просто потому, что ещё Святая Благоверная княгиня Ольга понятия не имела о том, что христиане могут быть разделены по географическому принципу: западные – одно, а восточные – совсем другое. Не было тогда ни католиков, ни православных: была единая христианская Церковь.
Возле памятника княгине Ольге – любого, у нас их много, - припомните это.
Когда же Раскол случился, в средневековом Пскове по крайней мере с середины XIII века постоянно жили христиане западного обряда, или католики: ганзейские купцы и орденские посланцы. Далеко не всегда они были врагами Пскова, часто выступая в качестве союзников против языческой Литвы и властного Господина Великого Новгорода. Впрочем, свой храм иметь им было запрещено: единственной католической церковью на территории Северо-Западной Руси был храм святого Петра в Новгороде Великом. В Пскове же католикам было разрешено в случае необходимости (например, смертельной болезни) принимать таинства у православных.
Так было до XVIII столетия, рубежного для Пскова и всей России. После петровских реформ, основания Петербурга и упразднения Патриаршества Русь перестала ощущать себя «последним оплотом Православия», а Псков превратился в провинциальный город на окраине огромной, многонациональной и многоконфессиональной Империи. В числе его жителей (говоря тогдашним языком, мещан) было довольно много поляков, немцев и литовцев, исповедовавших католичество. В конце XVIII века они обратились к правительству с просьбой об учреждении в Пскове католического прихода. Ответ был благожелательным, и с начала XIX века тут начали служить по католическому обряду: сначала в одном из пустовавших православных храмов, потом в специально выстроенном костёле. Деньги на строительство, в числе прочих жертвователей, дал Православный Помазанник Божий Государь Александр I Благословенный. С тех именно пор старинный дом в центре Пскова традиционно называется «Домом Ксендза» (дом католического священника).
Тихо и мирно текла жизнь псковского католического прихода до самого ХХ века. Первое время после революции ничего особенно не менялось: сначала удары нового богоборческого государства обрушились на Русскую Православную Церковь. Но вскоре солнце атеизма вошло в полную силу: результатом стала духовная пустыня на месте храмов, монастырей, мечетей, синагог и буддийских дацанов на всей территории СССР. Псковский католический костёл потерял башни, был разделён на два этажа и сделался учебным помещением на улице Свердлова. Там и теперь учебно-курсовой комбинат.
Активное возрождение религиозной жизни в России началось незадолго до крушения коммунизма, в 1988 году, когда широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Вскоре после «реабилитации» Православия и серии возвращения храмов верующим Московского Патриархата начались аналогичные действия в отношении католических, униатских, мусульманских, буддийских помещений в местах традиционного проживания верующих «соответствующих конфессий». Псков к таковым отнесен не был.
Возможно, это даже и справедливо: не секрет, что после Мировой войны в Пскове практически не осталось коренного населения. Соответственно, среди жителей города в общем-то и не было потомков тех католиков, что были лишены молитвенного помещения в советское время.
Так или иначе, католическая община в Пскове была зарегистрирована заново, и у неё хватило мудрости, такта и дальновидности не требовать возвращения здания на улице Свердлова. Вместо этого псковские католики выкупили дом на Крестовском шоссе и там начались богослужения.
Община насчитывала несколько десятков человек и, если честно, сильно отличалась от аналогичных, например, в Западной Белоруссии, где в лоно Католической Церкви активно возвращались тысячи потомков католиков, насильственно отлученных от веры отцов. В Пскове таковых было немного. Зато к активному, образованному и бескорыстному проповеднику, приехавшему сюда из окрестностей Кракова, потянулась молодёжь. Появились люди, не нашедшие себя в Православии, или даже разочаровавшиеся в нём, будучи с детства воспитаны в православном духе: есть и такое в сегодняшней русской Церкви, и об этом стоит задуматься её пастырям.
Вместо этого, после объявления о планах строительства католического храма в Пскове на пустыре вблизи Димитриевского кладбища, где традиционно хоронили усопших католиков, в городе произошли какие-то идиотские «молитвенные стояния» - сиречь пикеты «православных верующих», собранных по разнарядкам, разосланным по приходам из канцелярии епископа. Город Псков немедленно стал известен за рубежом как место, где царит обскурантизм, дикость и «католикам запрещено отправлять свои обряды».
Много раз я сталкивался за границей именно с такой реакцией, когда отвечал на вопрос «откуда Вы?»
Тем временем, строительство на берегу Псковы продолжалось. Благодаря усилиям нового настоятеля католического прихода, отца Кшиштофа Королевского, прирожденного строителя и талантливого менеджера, оно было окончено в рекордные сроки. Троицкий неправославный собор – реальность современного Пскова. Тут уже проходят концерты. Тут будет орган. Это не проблема, это приобретение для города. Псковичи, очнитесь!
Покойный Папа Иоанн Павел II впервые за всю историю взаимоотношений Русской Православной и Католической Церквей в одностороннем порядке начал ставить епископов на территории, где традиционно существовали иерархические структуры Московской Патриархии, что вызвало протесты последней. Так догматический конфликт видимо вылился в банальный спор о сферах влияния. Но всякий раз, осуждая «римский прозелитизм», Москва апеллировала к идеалам христианской любви «Церквей-сестёр».
Так сказать, мы к ним со всей любовью, а они…
Тем более странной была картина долгожданного открытия и первого богослужения в нижнем, подвальном храме нового псковского костёла. Приехал епископ Тадеуш Кондрусевич – глава всех католиков Европейской России. Для католических верующих города настал праздник. Тут бы и проявить великодушие: Церковь-сестра празднует новоселье. Храм в любом случае лучше, чем пустырь: разве не так?
Не так: светские и церковные власти Пскова демонстративно проигнорировали событие. Самое интересное, что его проигнорировали и СМИ, в том числе западные и отечественные, активно набросившиеся на «акции протеста» против начала строительства несколько лет назад. Достроили, ну и чёрт с вами. Неинтересно. Скандала нет.
Кроме католиков, радость освящения нового храма разделили только участники хора Русско-немецкого центра встреч Пскова, приглашенного настоятелем для торжественного концерта и знаменитый иконописец архимандрит Зинон, несколько лет назад уже понесший гонения от правящего архиерея за симпатию к христианам Запада.
Архиепископ Тадеуш произнёс проповедь, в которой говорилось о том, что «солнце атеизма много лет жгло эту землю, лишенную Евхаристии, пока не возродился этот оазис». Было обидно: это не так. Псковская земля – часть Святой Руси, и литургическая жизнь не прерывалась тут никогда уже больше, чем тысячу лет. Литургическая жизнь Святой Апостольской Православной Церкви.
Но почему никто и ничто не напоминало об этом, за исключением молчаливого отца Зинона?
Я не знаю, как надо. Знаю, как НЕ НАДО. Так, как было. Равнодушие – не выход. Высокомерие – не ответ.
Знаю, что тот день – упущенный шанс. Большое торжество для небольшой части жителей города, к сожалению, не стало праздником для всех.
Юрий Стрекаловский.