Современный российский кинематограф весело решает вечную проблему «маленького человека»
«От 180 и выше»,
режиссер Александр Стриженов.
В последнее время отечественный кинопроизводитель резко упал в глазах потенциальных потребителей, охочих до качественных молодежных комедий. Фактически до сих пор верхом современного комедийного искусства считаются рязановские комедии, особенно после выхода дилогии «Даже не думай», окончательно дискредитировавшей жанр «новой русской комедии» в глазах продвинутой молодежи.
Если до этого зрителю приходилось перебиваться забугорной продукцией в духе «Американского пирога» и иже с ними, то теперь пустующую нишу пытаются заполнять чем попало, претендуя при этом на оригинальность и бесподобность. Однако ни с тем, ни с другим ничего хорошего не вышло. То снова преподносят тот же «Пирог» в новой обертке, то показывают нечто совершенно невероятное с буквально вселенским охватом, не подумав о целевой аудитории «шедевров».
Поэтому можно утверждать с полной уверенностью, что новый проект «От 180 и выше» Александра Стриженова наконец-то эту нишу заполнил. Актер, телеведущий (передача «Доброе утро») и режиссер, Стриженов сыграл более чем в 25 фильмах («Снайпер», «Захочу – полюблю», «Лидер», «Ребенок к ноябрю» и др.) и теперь сам решил вплотную заняться режиссурой.
Для него «От 180 и выше» – первый самостоятельный режиссерский проект. Работа над предыдущей картиной «Упасть вверх» (2003 г.) состоялась в соавторстве с режиссером Сергеем Гинзбургом. При должной раскрутке «Упасть вверх» мог бы как комедия собрать неплохую кассу. Однако лавры режиссерской славы достались Стриженову только к проекту «От 180 и выше».
В рекламе обещалось, что картина является молодежной комедией, посему ожидалось нечто в духе «Американского пирога» с соответствующими шутками, как правило, бьющими мировые рекорды по плоскости и анти-интеллектуальности.
К счастью, а для кого-то, может, и наоборот, вместо очередного стандартного мучного продукта с американским рецептом наши кондитеры сотворили свое собственное блюдо, которое менее всего напоминает комедию. «От 180 и выше» - скорее мелодрама с элементами комедии.
Сценарист Юрий Коротков, автор хитов: «Авария – дочь мента», «Волкодав», «Страна глухих», «Кармен» и др., решивший попробовать себя в качестве комедиографа, сотворил, с одной стороны, нечто очень близкое к теме того же «Пирога», но как-то аккуратно миновал пошлости, сведя фильм к романтической развязке. Кроме темы, фильму от американских собратьев досталась разве что манера съемки в самом начале, когда Москва показана в стиле сияющего Лас-Вегаса, да «хэппи энд», так не свойственный отечественным работам.
Картина посвящает зрителя в таинства жизненной метрологии. 180 – это рост. Рост настоящих красоток, которых главный герой картины, администратор фитнес-центра Костя, называет новой породой людей, доселе не существовавших. Для Кости 180 – это не просто метрические данные. Высокая королева рядом с мужчиной – символ успеха и состоятельности. Однажды Костя решает доказать всем и, главное, себе, что может настать звездный час и для мужчины маленького роста. И приглашает на свидание девушку не ниже 180 сантиметров. Используя служебное положение, Костя обзванивает клиенток фитнес-клуба. Но получает отказ за отказом, в каждом из которых раскрывается небольшая история девушки.
Роль Костика в комедии исполнил обладатель театральной премии «Чайка» за роль Чаплина в спектакле «Чарли Ча» Евгений Стычкин, ранее работавший в таких картинах как «Пчелка», «День полнолуния», «Ретро втроем», в сериалах «Графиня де Монсоро», «Самозванцы». После картины Константина Мурзенко «Апрель» о Евгении Стычкине заговорили как о культовом актере.
Фильм дал ему прекрасную возможность раскрыться как комедийному актеру. Евгений Стычкин удачно вписался в роль «маленького человека», правда, не совсем в том ключе, в котором о «маленьком человеке» писали русские классики. Он, будучи сам невеликого роста, в буквальном смысле играет роль маленького человека.
На фоне других героев, представляющих собой до боли знакомые типажи, его персонаж – самый живой. Наравне с ним разве что Гоша Куценко, который существенно разбавил роль ревнивого бизнесмена.
Костя – обычный, забитый комплексами человек, который в итоге склоняется к мнению, что «мужчина должен уметь совершать поступки, даже если это просто преодоление собственных комплексов, иначе он не мужчина».
Простые истины, которые доносит режиссер до зрителя, оказываются актуальными и для нашего времени. Работе Александра Стриженова можно предпослать слова незабвенного Ивана Андреевича Крылова: «уж сколько раз твердили миру…». Уж сколько раз утверждалось, что неважно, кто какого роста, важно, что это за человек. В знак особого стеба и понимания важности проблемы авторы не поленились измерить каждого человека, приложившего усилия к работе над картиной, в результате в титрах мы лицезреем рост актеров и других работников.
Теперь не приходится сомневаться: метрический рост, каким бы он ни был, никак не сказывается на личностном росте режиссера и всей съемочной бригады. Утверждение доказано, даже если для его подтверждения вам потребуется развернуть свои мозги на 180 градусов.
Артем КОРЮШКИН.
Смотрите на лицензионном видео.