Красота и польза с самого Дна
В выставочном зале областного центра народного творчества (что на улице Некрасова, д. 10) до начала ноября будет открыта выставка «Традиции и современность. Изделия мастеров Дновского района».
Фото: Александр Тимофеев. |
Можно сказать, единство времени, места и действия сиречь содержания, как в классическом театре.
Место. Областной Центр народного творчества и объединяет и координирует усилия районных Домов ремесел – учреждений культуры, призванных изучать, собирать, хранить и развивать ремесленные традиции «на местах». Время от времени устраиваются выставки, отражающие ситуацию и достижения в том или ином регионе – и вот подошёл черёд района, центром которого является городок с прелестным именем Дно.
Содержание. То, что представлено на экспозиции – отражение состояния народных ремесел и рукоделия в отдельно взятом куске русской провинции. Потому – «традиции и современность». Так сказать, в живой взаимосвязи и диалектическом противостоянии.
Время. Сегодняшнее. Настоящее длящееся. Та самая действительность, в которой мы все барахтаемся. На выставке – то, что дошло из прошлого от традиции и то, чем представлено современное народное искусство. Что есть: чем богаты, тем и рады.
Экспозиция небольшая – всего несколько десятков предметов в двух залах. Качественный и стилевой разброс – громадны: от старинных, начала века вязанных кружевных шалей и платков до современной вышивки крестом по узорам, взятым из продающихся в газетных киосках сборников.
Фото: Александр Тимофеев. |
Изменилось время. Погибли многие традиции, забыты или пришли в упадок техники. Осталась искренность – то, что является сутью и спасением народного искусства. Пусть это не совершенно технически, наивно, порой смешно даже. Пускай это кич. Но это не индустриальный – глупый и заносчивый – кич-дизайн машинного века. Это благородный, искренний и доверчивый кич. Одним словом, «эделькич», как его называют в немецкоязычном мире. Отсюда – уже один только шаг к высокому искусству наива. И – как знать, может быть, через какое-то время вся эта самодельщина будет внимательно изучаться в качестве фона и контекста, благодаря которым стало возможно появление какого-то замечательного явления русского наивного искусства.
Во всяком случае, лично я слова плохого не скажу про всех этих вышитых крестом и вырезанных по дереву Пушкиных, Богородиц, ангелов, Иисусов Христов, богатырей, букеты и пейзажи.
Впрочем, к счастью, и техника далеко не всегда погибла или забылась безвозвратно: достаточно взглянуть на полотенца с традиционной вышивкой, датируемые серединой прошлого века и – в соседнем зале – современные, сделанные в прошлом или позапрошлом году, со скрупулезнейше снятым древним магическим узором, выполненным сложным двусторонним швом, пусть и не по домотканому полотну, но с настоящим завершением-подзором, вывязанным крючком.
Есть тут и авторские вещи, стоящие далеко от традиции, но – тем не менее – рукодельные и очень стильные, например, колье и кулоны, плетеные в бисере и стеклярусе (они выставлены неподалёку от вязаных шалей и платков начала века и стилистически очень рифмуются с ними, напоминая о модерне). Или вот – вязанные крючком изящные детские платьица. Имя автора – мужское, это вдовец, вяжущий для дочери. Целая история тут, но о ней – когда-нибудь в другой раз. Одно только хочу сказать: по-моему, это вот – как раз очень по-мужски. Настоящее мужественное поведение – такое. Но я отвлёкся от темы.
Есть несколько предметов, в общем-то, не подпадающих формально под тему, заявленную в названии выставки: это старинные вещи фабричного производства из коллекции Дновского Дома ремёсел. Но, во-первых, они очень удачно дополняют экспозицию – все эти паровые утюги и самовары. А во-вторых, один из этих экспонатов – настоящая звезда и гвоздь экспозиции: в общем-то, ни к селу ни к городу стоящий тут громадный офицерский сундук времён Первой мировой. Некогда он принадлежал казачьему офицеру Борису Платонову, сохранности он отличной, к теме выставки не имеет ни малейшего отношения, занимает чуть ли не ползала – и не жалко: отличная штуковина, с медными накладками и внутренним объёмом, произвольно меняющимся при помощи специальных перегородок.
Ну где ещё такое увидишь?
Фото: Александр Тимофеев. |
Между прочим, некоторые вещи (не старинные, а те, что сделаны современными мастерами) можно и купить. Один роскошный плед уже только ждёт окончания работы экспозиции, чтобы отправиться ко мне домой – и это тоже часть удовольствий «выставки для семейного похода в выходной день».
Вот только выставочный зал в воскресенье закрыт, а в субботу работает только до четырёх. Может быть, уважаемая дирекция придумает что-то в этом плане? Там бы ведь и чаю попить – из самовара. И плести чего-нибудь поучиться, или вышивать – как в старину, понимаете ли.
И будет у нас тогда на улице Некрасова, как в Государственном музее этнографии в Санкт-Петербурге.
И Красота. И Польза.
Юрий СТРЕКАЛОВСКИЙ.