Российские социалисты пытаются влиться в европейское левое движение с советским багажом за плечами
В мае 2006 года состоялся очередной, четвертый по счету, Европейский социальный форум. На этот раз красные флаги со всего мира сгруппировались в Афинах. Мы присоединились к ним в составе российской делегации, чтобы обновить впечатления о «левом движении».
Фото: Светлана Прокопьева. |
Надежда погреться на Эгейском побережье в первый же день поездки погибла под леденящим северным ветром, выстудившим Афины. И только спелые мандарины – красивые, но кислые – в обилии рассыпанные по ветвям и асфальту, говорили о том, что лето в Греции все-таки было.
* * *
Поводом для посещения родины Олимпийских игр и оливкового масла стал очередной Европейский социальный форум – крупнейшее событие в ежегодном календаре мирового «левого» движения, собирающее под своею сенью альтерглобалистов всех мастей и окрасов. Не «анти», а именно «альтер». То есть, пускай мир глобализируется себе на здоровье, но по-другому. Без империалистических войн, диктата ТНК и перекачивания ресурсов «третьего мира» на счета элит стран «золотого миллиарда».
Компания собирается невероятно пестрая: троцкисты, стремящиеся к автономии курды, феминисты (-тки, простите), коммунисты, гринписовцы, маоисты, и прочие, прочие, прочие. Всех объединяет склонность к социалистическим идеям, смутное ощущение глобальной несправедливости и мечты о лучшем мире. И если в обычной жизни «левые» ведут сектантский образ жизни и часто с трудом находят между собой общий язык, то на ЕСФ в течение нескольких дней воцаряется атмосфера братского единения и взаимопонимания. Чему изрядно способствует, как это ни парадоксально, ненавязчивый языковой барьер. Ломаный английский не дает возможности уяснить тонкости различных трактовок одних и тех же понятий.
Фото: Светлана Прокопьева. |
Фраза «а вот в Лондоне…» не покидала наши беседы: первый для нас, лондонский форум, как первая любовь, навсегда стал эталоном качественного «левого» мероприятия. Афинский форум ощутимо проигрывал в сравнении. Власти Афин «задвинули» IV ЕСФ в отдаленный район на берегу Пирейского залива, в место, которое называется «Старый аэропорт». Это и есть аэропорт – огромное бетонированное пространство и несколько ангаров. В одном из них проходили заседания форума (а вот в Лондоне был дворец – Alexandra Palace). Здесь же город отдельно – форум отдельно. ЕСФ не влился в жизнь греческой столицы, а просуществовал параллельно, соприкоснувшись с ней вплотную только в последний день, во время традиционного шествия альтерглобалистов.
Народу в Афинах было поменьше (чем на британском форуме), эмоции – попрохладней, дискуссии – поспокойнее. Не было торжественного открытия с участием мэра столицы (как в Лондоне), не было специально организованного подвоза участников форума и бесплатных проездных билетов (не то, что в Лондоне). Отметим справедливости ради, что успешности Лондонского ЕСФ в немалой мере способствовала ярко выраженная «левизна» тамошнего мэра, Кена Лингвистона. Большего социалиста среди глав европейских столиц, пожалуй, не найти.
В общем, в Лондоне нам показалось, что весь мир одномоментно шагнул влево. На этот раз скорее возникло ощущение «левого брожения».
Уже второй раз мне пришлось убедиться в том, что «левые» – никакие организаторы. Расписание – перепутано. Аппаратов синхронного перевода – не сыскать. В этом левом хаосе разум невольно начинало клонить вправо. Попытки социалистов «изменить мир к лучшему» пока что слабо отрепетированы.
Вот, например, на ЕСФ в Афинах сымитировали «коммунизм»: любые продукты питания продавались на площадке форума только по талонам, стоимостью 1-5 евро (за наличные деньги – только сувенирно-памятная продукция). Распространялись талоны через лидеров делегаций. В результате все ходили голодные и искали эти несчастные талоны. Знакомства с «нужными людьми» приобрели решающее значение. Победивший социализм, что и говорить.
Фото: Светлана Прокопьева. |
Опять же, дискуссии и brainstorming – это не «левые» методы. Обсуждают и вырабатывают решения те, у кого в руках рулило власти или хотя бы рычаг влияния, а они в подавляющем большинстве случаев находятся «справа». У леваков другое оружие – прямое действие. Митинги, демонстрации, акты солидарности – вот это по ним. И обо всем этом, кстати, весьма удобно сговориться на ЕСФ. Пролетарии всех стран встречаются, обмениваются координатами и гарантируют друг другу поддержку в нужный момент.
Говорят и слушают – лидеры движений и организаций. Остальные – припадают к пульсу бурлящей реальности и утопают в эмоциях. Программа форума такова: загореться идеями революции от обилия красных флагов; проникнуться своеобразием аутентичных культур, послушав балканский фольклор; возмутиться несправедливостью глобализации, посмотрев фотографии из стран третьего мира; посочувствовать борьбе угнетенных народов, представленной в виде скульптурных композиций и инсталляций. Подзарядившись – вперед, на улицы.
ЕСФ традиционно выходит на митинг в последний день встречи. В Афинах итоговая демонстрация альтерглобалистов получилась чуть поменьше, чем в Лондоне – тогда был реальный повод, начало войны в Ираке – зато агрессивнее. И взрывы, и слезоточивый газ, и горящий «Макдональдс» имели место. Но важно отметить, что россияне – очевидцы событий (а беспорядки начались как раз около российской делегации) – уверены, что люди, швырявшие «коктейли Молотова», пришли со стороны, а в форуме участия не принимали. Хотя кто может поручиться?..
* * *
Именно на улицах, по которым течет разноцветная, огромная толпа, состоящая из молодых, бодрых, очень активных людей, организованно орущих песни и лозунги, приплясывающих под бой барабанов, как раз становится понятен весь смысл ЕСФ. Да, участники форума очень разные, у них нет единой программы действий и конструктивных предложений вообще, но они способны собраться и провести скоординированную акцию протеста. И с ними нельзя не считаться. Потому что к ним присоединяются все, кто не занимается политической борьбой, но чувствует «неправильность» тех или иных политических решений. В глобальном смысле «левые» нужны, чтобы одергивать «правых», то есть «правящих», говорить им время от времени: эй, полегче на поворотах!
В какой-то момент мне показалось, что мир европейской политики нечеловечески гармоничен. По крайней мере, если смотреть на него не изнутри, а со стороны и сверху, не вдаваясь в частности. Конкретные политические программы вообще не имеют значения. У руля – «правые», на другой стороне – «левые». Я имею в виду, что даже социалисты, приходящие к власти (что не редкость нынче в Европе), неизбежно «правеют», будучи вынужденными перенимать и использовать традиционный, по сути «правый» политический инструментарий. Они могут вести активную социальную политику внутри своей страны, чуть ли не коммунизм строить в своих муниципалитетах, но они не могут не солидаризоваться и не сотрудничать с такими «оплотами империализма» как ВТО, Мировой банк, транснациональные корпорации и пр. Даже самый «левый» парламент и президент всегда будут «правее» «левого» движения. Потому что они составляют вершину общественной иерархии, а альтерглобалисты выпадают из нее вообще, не соглашаясь с конъюнктурой, не принимая общие правила игры, как когда-то хиппи и битники.
В целом, это как зеркало и отражение. Эмоциональные, неформальные, жаждущие всеобщей социальной справедливости «левые» весьма логично уравновешивают собой «правых» - разумных, логичных, думающих о суммарном общественном благе (то и дело переходящем в прибыль транснациональных корпораций). Чувства против логики, сердце против мозга. Одно немыслимо без другого, а идеал – в гармонии.
* * *
Фото: Светлана Прокопьева. |
Но, учитывая, что российская политика в целом не слишком вписывается в общемировой тренд, требовать гармонии с Европой от отдельных партий и движений не приходится. Зеркало и отражение. Когда власть в стране принадлежит аморфному и бесцветному право-левому образованию, внятного оппозиционного движения тоже не получается.
В Афинах российская делегация смотрелась бледнее всех прочих: без транспарантов, флагов и воздушных шариков, не говоря уже о музыке или костюмах. Скандировали: «Наша родина – СССР». Идти рядом с ними не хотелось.
Кстати говоря, многие действительно не пошли, пусть даже не по идейным, а по туристическим соображениям. На демонстрацию явилась от силы половина всего состава российской группы. Для большинства наших соотечественников Афины с их памятниками и магазинами оказались большим событием, нежели шествие альтерглобалистов. На красные флаги мы и так уже насмотрелись, а Парфенон – когда еще повидаешь?..
На афинском примере мне стало понятно, что уж в чем, в чем, а в одном Карл Маркс точно не ошибся: социализм – следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Прежде чем идти на борьбу капитализмом, нужно вволю насладиться его прелестями. И в буквальном, и в переносном смысле.
Светлана ПРОКОПЬЕВА.
Афины – Псков.