Опыт «разборок» не всегда спасает в «разборках» любви
«Мне не больно»,
режиссер Алексей Балабанов.
Фильмы Алексея Балабанова – характерный пример того, каким разносторонним может быть творчество современного режиссера. В фильмографии Балабанова есть и социальная драма «Брат», и фарсовая психоинсталляция «Про уродов и людей». В «Жмурках Балабанов повеселил нас криминальным стебом о бандитах середины 90-х годов прошлого столетия.
На этом эксперименты режиссера в области жанров, похоже, не закончились. Ведь при всей неодинаковости проектов Балабанова, криминальная составляющая в сюжете все-таки преобладала. Этим летом Алексей Балабанов в очередной раз удивил публику. На сочинском фестивале «Кинотавр» зрителям была представлена мелодрама «Мне не больно».
Молодые люди – Миша (Александр Яценко) – дизайнер, Олег (Дмитрий Дюжев) – бывший служащий ВДВ и Аля (Инга Оболдина-Стрелкова) – талантливый архитектор – зарабатывают деньги перепланировкой и ремонтом квартир. Они в начале своего жизненного пути. Поэтому пока их денежные запасы не позволяют снимать отдельные квартиры. Они живут вместе, своеобразной творческой коммуной. Заработки делят поровну, едят из одного котла и, когда скучно, сами себя и развлекают.
Их первым серьёзным делом становится сотрудничество с весьма обеспеченной женщиной Натэллой Антоновной (Рената Литвинова). Она пообещала неплохой аванс, и ребята энергично принялись за любимое дело. Натэлла Антоновна – взбалмошна, но весьма мила. Уже на второй встрече Тата (так Натэллу Антоновну зовут друзья) признаётся в своих симпатиях к Мише, юноша отвечает взаимностью. Нежные чувства влюбленных не устраивают Сергея Сергеевича (Никита Михалков) – серьёзного бизнесмена, на содержании которого, как окажется позже, находится Тата. Но, как доподлинно известно, настоящие чувства преодолевают любые преграды. Собрав вещи, влюблённая Тата покидает своего спонсора Сергея Сергеевича и переезжает в скромное жилище Миши. Казалось бы, влюбленные обрели свое счастье, но, как всегда, жизнь расставляет все точки над i весьма причудливо.
Чувствуется, что фильмы, лишенные очевидной криминальной доминанты, пока не так удаются Балабанову. Главная сюжетная линия – неземной любви молоденького дизайнера Миши к умудренной и распутной даме полусвета Тате – не вызывает доверия. Винить актеров в этом как-то не хочется. Ведь давно в российском кино не появлялся молодой, остроумный, а, самое главное, интеллигентный герой. Александр Яценко получил приз «Кинотавра» за главную мужскую роль. Рената Литвинова же во всех фильмах, судя по всему, играет саму себя из жизни: жеманную и вычурную богемную львицу. Не стал приятным исключением и фильм «Мне не больно». Хотя и ее роль отметили главным призом на фестивале «Кинотавр». Но! В эпизодах, где на экране вместе появляются герои Литвиновой и Яценко и начинают изображать высокие-высокие отношения, в экран почему-то хочется запустить тапком, и истошно, с надрывом, словами Станиславского закричать банальное, но справедливое: «Не верю!!!». Возможно, причиной этому не совсем удачный сценарий Валерия Мнацаканова, который сгустил краски, а в концовке картины добавил ей излишней, какой-то даже сериальной банальности. Постоянные же аллюзии сценариста к «Трем товарищам» Ремарка слишком уж назойливы.
Зато второстепенные действующие лица и эпизоды фильма, с ними связанные, просто шикарны, реалистичны и временами до коликов смешны. Эпизод с подбором одежды для грубоватой и косноязычной Али. Празднование дня ВДВ в Санкт-Петербурге. Сцена невольного знакомства героя Никиты Михалкова с персонажем Александра Яценко. Все это добавляет свежести в слезливую, по сути, историю. Самый же главный второстепенный персонаж – это Олег в неподражаемом исполнении Дмитрия Дюжева. Его речь искрится неармейским юмором, в трудной ситуации он всегда приходит на помощь товарищам. Жизненный герой. Глядя на него, невольно думаешь: «Мне бы такого друга». Из неглавных действующих лиц также хорош Сергей Маковецкий, играющий лечащего врача героини Литвиновой. Он падок на молоденьких медсестер, не брезгуют выпить коньяка в своем кабинете, но вместе с тем так трогательно заботится о своих пациентах.
Месседж фильма заложен в названии. И муссируется на протяжении всей картины. Случайно толкнули на улице – «мне не больно» – я влюбился, избили охранники спонсора возлюбленной – «мне не больно – меня любят, любовь умерла – «мне не больно» – я любил. Циники посчитают этот главный посыл фильма слишком навязчивым и затертым. Но реалии картины доказывают, что любовь – по-прежнему – самая главная вещь в мире.
Алексей Балабанов, видимо, просто устал от того количества насилия, которое выплескивается на нас с «голубых экранов» телевизоров и «белых простыней» кинотеатров. Ему захотелось снять фильм о причудливых изгибах молодости, о любви юноши к взрослой женщине. Любви спорной, мало реальной, но – тем не менее.
Балабанов экспериментировал и снял мелодраму. Стоит приветствовать такой опыт, ведь любой, даже не самый позитивный опыт, пригодится. Остается ждать или – возможно – опасаться новых жанровых раскрасок под лейблом «режиссер Алексей Балабанов представляет».
Даниил ЯКОВЛЕВ.
Смотрите на лицензионном видео.