Квартет американских режиссеров вышел из гильдии и добрался до праздничного дежурства
«Четыре комнаты» (Four Rooms),
режиссеры Эллисон Андерс (Allison Anders), Александра Рокуэлл (Alexandre Rockwell), Роберт Родригес (Robert Rodriguez), Квентин Тарантино (Quentin Tarantino)
Каждый год начинается по стремительной геометрической линии, название которой, я, со своим гуманитарным образованием, вряд ли подберу. Новый год в нашей стране теперь официально отмечается много дней.
В эти дни страна будто делится на два лагеря. Условно назовем их «праздничные» и, соответственно, «будничные». Первые сначала долго готовятся к празднику, а затем под самый бой курантов засыпают в «оливье». Первого января часа в три ночи просыпаются, и с новыми силами поджигают все накопленные салюты. После этого шатаются по улицам, орут радостные песни из репертуара «Дорожного радио» и всех поздравляют: «С новым годом!!!» Числу к 14 января, усталые, но довольные доползают до своих рабочих мест.
«Будничные» идут на корпоративные посиделки в какие-то клубы. Им неведомо чувство праздника, для них просто закончились очередные 365 дней работы. Все чинно и мирно. А потом никаких тебе «путинских каникул». Работа и – шаг за шагом – к вершинам менеджерского небосклона.
Но есть и промежуточное звено, не так зацикленное на процессе отдыха и не так озадаченное мечтами о занятии должности топ-менеджера в межнациональном холдинге. Это люди, которые просто покупают подарки и наслаждаются атмосферой праздника, которая создается в их доме запахом мандаринов и шуршанием оберточной бумаги. Конечно же, эти люди выкраивают себе время посмотреть хорошее праздничное кино. Любое, но при условии, что это будет не затертый шедевр Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!».
Выйдя на работу под Новый год, коридорный отеля Тед (Тим Рот, Tim Roth) не ожидает, что его смена окажется настолько необычной, и ему придется выполнять такие поручения постояльцев. Казалось, ночь началась, как всегда, Тед сидит за стойкой администратора и отвечает за то, чтобы у постояльцев в номерах было все необходимое: ванные принадлежности, постельное белье и «Библия» в комоде. Но четыре номера этого отеля пожелали от Теда особых услуг.
Фильм состоит из четырех киноновелл, связанных с постояльцами каждого из четырех номеров.
В новелле «Потерянный ингредиент» («The Missing Ingredient») Тед попадает на шабаш ведьм. Чуть не погибает от руки ревнивого мужа в этюде «Ошибочный номер» («The Wrong Man»). В истории «Непослушные» («The Misbehavers») еле уносит ноги от шаловливых детишек гангстера (Антонио Бандерас, Antonio Banderas). Принимает участие в странном пари эксцентричных господ Брюса Уиллиса (Bruce Willis) и Квентина Тарантино в заключительном эпизоде «Человек из Голливуда» («The Man from Hollywood»).
Все это превращает ночное дежурство Теда в фейерверк возмутительных и невероятнейших действий. Но, несмотря на все сомнительные приключения, коридорный сохраняет спокойствие даже в самых патовых ситуациях.
Одним из основных постулатов американской гильдии режиссеров является тезис «Один фильм — один режиссер». Поэтому всем четырем режиссерам этого фильма потребовалось выйти из состава гильдии, чтобы произвести картину на свет – до того им хотелось снять этот интеллектуальный «капустник». Главный герой у всех четырех новелл один, но каждая снята разными режиссерами. Фильм получился неровным и достаточно неоднозначным.
«Потерянный ингредиент» снята малоизвестной в России Эллисон Андерс и служит лишь натуралистичной метафорой на современный феминистический мир.
Артхаузный творец Александра Рокуэлл снял забавную инсталляцию на грани шизофрении про радикальный метод поддержания супружеского очага.
И если первые две истории лишь разогревают любопытство зрителя, то новеллы, снятые Родригесом и – особенно – Тарантино, - это настоящие короткометражные шедевры. Культурные ссылки сменяются одна другой, чем не пиршество вкуса. Тут и сатира на надоевших всем гламурных голливудских кинозвезд, и злободневная самоирония над «криминальными чтивами», снятыми когда-то самими Родригесом и Тарантино. Ведь только в фильмах Тарантино и Родригеса персонажи от безделья не знают, как лучше провести им новогоднюю ночь: наполнить шампанским бассейн или на спор отрубить кому-то палец.
Держится все это разношерстное, в хорошем смысле, безобразие, на актерском таланте неистового Тима Рота. Что он вытворяет в этом фильме, с помощью своей мимики, не поддается описанию. Трудно поверить, но в «Четырех комнатах» комедийному дару Тима Рота позавидовал бы и человек-маска Джим Керри (Jim Carrey).
Несмотря на то, что фильм должен был получить название «Пять Комнат», но один из эпизодов было решено выбросить еще до начала съемок, несмотря на то, что в четвертом эпизоде, снятом Квентином Тарантино, за 21 минуту действия слово «f*ck» и его производные произносятся ровно 193 раза, несмотря на все это, фильм «Четыре комнаты» - настоящее праздничное кино, которое поможет «праздничным товарищам» не заснуть раньше времени лицом в салате. И развеселит усталых от работы будущих топ-менеджеров. А «промежуточному звену» даст повод посмеяться над новыми шутками родом не из «Иронии судьбы».
Даниил ЯКОВЛЕВ.
Смотрите на лицензионном видео.