Статья опубликована в №5 (324) от 07 февраля-13 февраля 2007
Неделя

Проверено: мины есть

Избирательный кодекс Псковской области начал работать так, как задумывали его создатели
 Максим КИСЕЛЕВ 07 февраля 2007, 00:00

Избирательный кодекс Псковской области начал работать так, как задумывали его создатели

«Бомба замедленного действия», осенью 2006 года заложенная большинством депутатов Псковского областного Собрания третьего созыва в Избирательный кодекс региона, сработала. Из 9 партий, заявивших о своем намерении принять участие в выборах депутатов Псковского областного Собрания, на вечер понедельника «в строю» оставалось всего семь, из которых только четыре зарегистрированы избиркомом. Возможны новые жертвы.

Напомним, что осенью 2006 года в Избирательный кодекс Псковской области были внесены поправки, согласно которым партия, намеренная участвовать в выборах в областное Собрание, должна выставить региональные группы кандидатов во всех двадцати двух округах, причем выбытие любого из региональных списков из борьбы означает автоматическое снятие с выборов всей партии. Противники поправок с самого начала указывали на то, что они могут стать орудием политической борьбы [ 1 ]. Их прогнозы сбываются.

Во второй половине дня 29 января, когда областная избирательная комиссия уже готовилась прекратить прием документов у партий, Псковское региональное отделение партии «Яблоко» отозвало ранее поданный единый список кандидатов.

Лидер регионального отделения партии Лев Шлосберг в заявлении об отзыве списков, поданном на имя председателя облизбиркома Михаила Иванова, мотивировал свое решение тем, что на отдельных кандидатов, включенных в единый список, оказывалось административное давление. В заявлении для СМИ он сообщил, что руководители организаций, где работают некоторые кандидаты из списка «Яблока», сообщили своим подчиненным, что участие в списке этой партии является «нежелательным решением». В результате, по его мнению, «людям могут грозить не только увольнение, но и более серьезные обстоятельства».

«В понедельник такая «реакция» на одного из наших кандидатов привела меня к выводу, что дальнейшее участие как минимум нескольких наших представителей в этих выборах может привести к угрозам, которые мы как партия будем не в состоянии устранить», - сообщил Лев Маркович.

По его словам, «в ситуации, когда над их благополучием и покоем нависла угроза, мы не можем не реагировать. При этом никто из кандидатов не заявил о своем выходе из списка. Но мы видим, что стоит людям «держать удар», и сами приняли это решение. Мы не будем платить безопасностью людей за мандаты депутатов областного Собрания. Нам не нужны ни выборы, ни мандаты депутатов такой ценой. Смелость не в том, чтобы рисковать другими, смелость – в том, чтобы рисковать собой».

«Своим решением мы выводим людей, вошедших в единый список, из-под огня, и выражаем свой протест против таких выборов. Это не выборы, это война на персональное уничтожение. Надеемся, что наше решение нанесет удар по планам псковских специалистов по черным политическим технологиям, и будет способствовать возвращению выборов в русло законности. Отзыв единого списка никоим образом не означает отказ от участия партии в выборах депутатов Псковского областного Собрания», - заявил Лев Шлосберг: в выборах примут участие выдвинутые «Яблоком» одномандатники.

Тем не менее, избирательная комиссия Псковской области предпочла проигнорировать факт заявления Л. Шлосберга. На заседании облизбиркома, состоявшемся 30 января, было принято решение об отказе в регистрации единого списка «Яблока» по причине того, что пакет документов, необходимых для регистрации не был предоставлен в срок. Лидер псковских «яблочников», впрочем, заявил, что не намерен предпринимать действия по обжалованию формулировки отказа в регистрации списка, так как это «не имеет принципиального значения» и публичная позиция партии заявлена.

Отзыв «яблочного» списка вызвал волну комментариев, мнения авторов которых кардинально разделились.

Представители одних политических сил признавали факты давления. Первый секретарь областного комитета КПРФ Сергей Гоголев признал, что «давление на себе и на своих людях почувствовало не только псковское «Яблоко». А председатель Псковского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Михаил Брячак заявил, что «давление на кандидатов оказывается повсеместно, и на кандидатов-самовыдвиженцев и на представителей партий. Другое дело иметь волю и преодолевать эти препятствия. Лев Шлосберг выбрал более легкий путь – снял списки «Яблока». Тогда еще многим казалось, что «Яблоком» дело ограничится.

Другие, напротив, оспаривали сам факт административного давления. Пресс-центр администрации Псковской области в минувший четверг распространил официальное заявление заместителя губернатора Андрея Морозова, в котором тот обращался к Л. Шлосбергу «с убедительной просьбой: в случае, если Вам, уважаемый Лев Маркович, известны достоверные факты административного давления на ваших кандидатов, рекомендую Вам незамедлительно сообщить о них в Избирательную комиссию и правоохранительные органы. В противном случае, Вам следует отказаться от попыток дезинформации средств массовой информации».

Но ответ Л. Шлосберга прозвучал еще за два дня до реакции вице-губернатора: «Я не считаю возможным назвать их имена, потому что тогда надо открывать имена тех, кому угрожали, а это недопустимо. Угрожали известные в Псковской области персоны. Более того – их знает вся область».

4 февраля список партий, допущенных до участия в выборах депутатов Псковского областного Собрания, вновь сократился. На заседании избирательной комиссии Псковской области в регистрации единого списка кандидатов было отказано региональному отделению Союза Правых Сил.

Причиной решения об отказе в регистрации стало недостаточное количество региональных групп: несколько кандидатов выбыли из партийного списка после проверки документов избирательной комиссией области. Якобы два кандидата из списка оказались членами другой партии – кто именно и какой именно, не уточнялось. При этом Анатолий Тиханов, лидер Псковского регионального отделения СПС, заявил, что список партии «был составлен практически идеально».

В региональном отделении СПС сообщили, что партия, возможно, будет добиваться регистрации своего единого списка кандидатов в судебном порядке. Однако принятие решения по данному вопросу остается за федеральным руководством «правых».

Норма Избирательного кодекса Псковской области с максимумом обязательных региональных групп, по мнению экспертов, не соответствует Федеральному закону «О гарантиях избирательных прав граждан», так как в нем присутствует норма, в соответствии с которой основанием для отказа в регистрации списка или отмены регистрации может быть только «превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов».

Таким образом, обязательными можно было объявить не более чем 11 региональных групп из 22 возможных, но никак не все.

После «вылета» СПС эта норма Избирательного кодекса Псковской области впервые сработала на практике и стало очевидным, что областная избирательная комиссия, несмотря на то, что в случае противоречия между федеральным законом и региональным должен применяться федеральный закон, на деле применяет региональный.

Аналогичная «драконовская» норма введена только в еще одном региональном избирательном кодексе – в Дагестане, где на выборах, также назначенных на 11 марта, уже осталось только три партии, при этом один из кандидатов от СПС пропал без вести, а его автомобиль был найден сожженным.

Председатель ЦИК России Александр Вешняков, комментируя предвыборную ситуацию в Дагестане, отметил, что ЦИК рекомендовал депутатам не принимать региональный избирательный закон в таком виде, но дагестанские законодатели к нему не прислушались. А там вообще 53 региональные группы.

В связи с ожидаемым 15-16 февраля визитом Александра Альбертовича в Псков можно с уверенностью предположить, что у политиков и журналистов будет к нему много вопросов.

Максим КИСЕЛЕВ.

 

1 См.: К. Минаев. Колонны по двадцать два // «ПГ», № 45 (314) от 22-28 ноября 2006 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.