«Горе от ума» может помочь обрести себя и новые горизонты
«Похитители книг»,
режиссер Леонид Рыбаков.
Не думаю, что вы знаете Катрин (Юлия Агафонова). Она одна на миллион. Конечно, познакомиться с ней можно, но это все равно, что пытаться осмыслить улыбку Моны Лизы. Пройдут века, а разгадки не добьетесь. Катрин девятнадцать или двадцать лет, но точность в вопросе о возрасте девушки не существенна. Имеет значение только то, что она умна и упоительно красива – именно той женской статью, которой могут быть очаровательны девушки, в столь юном и – одновременно – подходящем возрасте.
Ведь именно сейчас Катрин приходят в голову неразрешимые вопросы, что такое любовь, что такое жизнь и – даже – что такое смерть. Раньше ответы на все свои вопросы Катрин могла найти в томике со стихами Иосифа Бродского, но на многие жизненные вопросы не может дать четкий ответ даже гениальный поэт.
Катрин взрослеет и вместе с процессом взросления вечный сплин получает прописку в её доме. Она не ест, не отвечает на телефонные звонки, не может расслабиться или взбодриться. Катрин хотела бы исчезнуть с экранов всех жизненных локаторов, но для нее это, к сожалению, невозможно. Отчаявшись хоть как-то избавиться от своего «горя от ума», девушка размещает в газете объявление: «Умираю от тоски. В 12:00 под часами. Помогите. Катрин».
Ровно в назначенное время под часами Катрин будут ждать: «ангел молчания» - неразговорчивый боксер Саша (Евгений Сергеев), «ангел любви» - парикмахер Рита (Марина Орел) и «ангел надежды» - мальчик-мажор Паша (Максим Максот). Катрин «девушка эстетическая», она любит классическую музыку, фильмы Годара и поэзию Бродского. Казалось бы, люди эти совсем не ее круга общения. Но именно с ними Катрин проведет, наверное, один из лучших дней в своей жизни.
Воздушный мир юности нарисовал режиссер-мечтатель, а по совместительству и сценарист фильма Леонид Рыбаков. Даже и не верится, что современное российское кино про молодежь может обходиться без пошлых шуток, безпристанных заимствований из американских фильмов и беспричинной жестокости. Герои фильма живые, яркие, настоящие. Они смеются, читают книги, влюбляются, хотят найти себя в этом безумно-рациональном мире.
Молодые актеры – студенты Гитиса – не просто искренне воплощают режиссерский замысел, а словно живут на экране. Впрочем, Юлия Агафонова в интервью, предшествующих фильму, говорила, что главная героиня фильма Катрин и есть она сама.
Юлия Агафонова бесспорно талантлива, ее героини Катрин веришь, за нее переживаешь. В ее актерской игре нет никого ложного пафоса: «Ах, у девушки «горе от ума», ах, у нее постоянная хандра». Ведь действительно общество состоит в основном из средних индивидов, для которых зачастую пределом желания является какая-нибудь работа, стабильная зарплата, после работы – вечер в обществе телевизора: «все решено, исхода нет». Катрин не ставит себя выше «народных масс», она всего лишь хочет вырваться из властных объятий повседневности: «Сначала они продают нам книги, потом начнут продавать воздух и питьевую воду».
Под влиянием встречи с земными «ангелами» Катрин начинает осознавать, что книги и фильмы, это, конечно, хорошо, но есть еще и реальность, которая хоть и прозаична, но только в ней можно встретиться с «настоящими» людьми.
Картина живо развивается и быстро подходит к своему неоднозначному финалу. Стремительность действия достигается классной, современной операторской работой Эдуарда Мошковича. К тому же фильм пронизан восхитительной музыкой Ильи Лагутенко и группы «Мумий Тролль». По разному можно относиться к экстравагантному имиджу Лагутенко, но в саундтрек фильма о «Похитителях книг» Илья сотоварищи вложили нечто свое, искреннее и сильно прочувствованное. К тому же голос Лагутенко бесспорно украсил еще и закадровое повествование от автора.
Фильм-настроение, фильм-исповедь молоденькой девушки, помимо философской составляющей, подарит зрителям еще и как минимум три юмористических этюда, до которых многим российским комедиям еще расти и расти: эпизод знакомства с Катрин в кинотеатре, история встречи «ангелов» с Катрин, плюс само похищение книг. По лиричности настроения, создаваемого фильмом, искренности повествования «Похитители книг» сближаются с такими уже классическими фильмами, как «Амели» (Le Fabuleux Destin d’Amelie Poulain) Жан-Пьера Жане (Jean-Pierre Jeunet), «Миром призраков» (Ghost World) Терри Звигоффа (Terry Zwigoff), «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия и «Прогулкой» Алексея Учителя.
Как признался Леонид Рыбаков, после финальных титров Катрин «уже больше никто не видел и никто не знает, куда исчезла эта девчонка». Ищите. Возможно, «такие девчонки», как Катрин, пропадают именно в вашем городе, рядом с вами.
Даниил ЯКОВЛЕВ.
Смотрите на лицензионном видео.