– это когда третий участник всегда проигрывает
Детектив – от латинского detego – раскрываю, разоблачаю.
Эта детективная история началась ещё в августе 2005 года. И двумя активными её участниками стали представители администрации Псковского района и прокуратуры Псковского района. Третий участник этого действия – население. Чтобы понять всю глубину процесса, необходимо вспомнить некоторые детали, упоминаемые мною ранее [ 1 ]. А начиналось всё так.
6 апреля 2007 года. Прошел первый дождь после якобы произведенного ремонта крыши дома. |
В последний день августа я позвонил в МУПП ЖКХ Псковского района С. В. Дмитриевой и осведомился: «Август закончился, а ремонта кровли не было». «Как это не было?» - удивленно переспросила меня Светлана Васильевна: «Вот передо мной на столе лежит акт. И в нем значится, что ремонт кровли вашего дома произведён». После нашего обращения факт ремонта подтвердила помощник прокурора Псковского района Т. М. Луговская. Как она мне впоследствии с обидой сказала: из-за меня ей на «шпильках» пришлось залезать на крышу нашего дома, и там она увидела какие-то латки, срок установки которых она определить не может. А когда мы, апеллируя к фактам, после ответа Т. М. Луговской обратились к гендиректору МУПП ЖКХ Псковского района В. М. Герасимову, он опроверг факт ремонта кровли и придумал, что якобы в это время была произведена замазка межпанельных швов на торцах нашего дома. Что также не производилось, но раз документально В. М. Герасимовым и Т. М. Луговской эти «ремонты» подтверждаются, то деньги на эти «затраты» списаны.
Но больше всего укрепили мою уверенность в том, что дело тут не чисто, действия начальника ЖКУ № 24 С. Н. Сергеева. После моего к нему вопроса: «Кто из представителей ЖКУ № 24 подписал акт о ремонте кровли нашего дома?» Сергеев повел себя неадекватно. Он позвонил в милицию и сообщил, что я учинил в помещении ЖКУ беспорядок, пытался проникнуть в бухгалтерию, и т. д. и т. п.
Именно после того, когда я обратился в прокуратуру Псковского района с письмом о том, что ответы прокуратуры района наши обращения не соответствуют действительным фактам и требуют повторной, тщательной проверки, прокурор района пригрозил мне, что в дальнейшем не будет отвечать на подобные обращения.
Затяжные ливневые дожди в конце августа и начале сентября 2006 года показали истинное положение дел с крышами в наших домах (см. публикацию «Тазики»). И как раз после этого у меня состоялся разговор с исполняющей обязанности гендиректора МУПП ЖКХ Псковского района С. В. Дмитриевой. Ощущение «dйjа vu» сразу посетило меня. Светлана Васильевна с чувством выполненного долга мне заявила, что в августе 2006 года вновь был произведён ремонт кровли нашего дома. «А сколько миллионов Вы списали на сей раз?» - поинтересовался я у неё. «Тут миллионом не пахнет», - скромно ответила мне она. Как и годом ранее, реакция последовала. Но на сей раз нам наглядно продемонстрировали, на что списали «не миллион».
2 ноября 2006 года, когда шёл мокрый снег с дождём и дул сильный ветер, к нашему дому подъехала машина с вышкой. Машину установили с тыльной стороны дома, и маляр в люльке приступил к замазке межпанельных швов на верхних этажах. Я поинтересовался у гревшегося в кабине мастера, чем они занимаются. Тот достал лист бумаги, на котором были записаны номера квартир, расположенных в торце дома, и сказал мне, что они устраняют протечки стен в этих квартирах. «Как так?» - удивился я. Ведь указанные квартиры расположены в другой части дома. «Там, за углом, сильный ветер. Вышку может перевернуть. А нам надо выполнить задание», - пояснил мастер. Я им посоветовал прекратить «переводить на ветер» материальные средства и делать ремонт при благоприятных погодных условиях. Трижды переспросив меня о том, можно ли уезжать, бригада уехала. И появилась вновь, в такую же неблагоприятную погоду, уже через две недели. Швы в этот раз замазывали уже на фасаде дома, не прикасаясь к наиболее проблемным его торцам. Мастер при этом стоял на земле и невооруженным глазом определял, какой шов промазывать маляру, а какой нет. Иллюзия ремонта была создана.
На сей раз прокуратура Псковской области в лице начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства О. И. Горовацкой фактически отказала нам в проверке фактов фиктивных ремонтов, проводимых МУПП ЖКХ Псковского района в Черехе, предложив нам разбираться в этом деле самостоятельно. Но мы к тому времени уже получили устную информацию МУПП ЖКХ Псковского района о том, что ремонты якобы проводились. А проводить следственные действия по фактам правонарушений мы полномочий не имеем. Кроме того, если в первом случае, когда я поинтересовался обстоятельствами расхищения бюджетных средств, на меня сделали два ложных доноса в милицию, то теперь в подобной ситуации следовало, очевидно, ожидать привлечения ОМОНа со всеми вытекающими последствиями.
По закону, как мы его понимаем, ещё по результатам первого нашего обращения прокуратура обязана была провести следственные действия в полном объёме и пресечь расхитительскую деятельность районных чиновников. Наши обращения по поводу хищения муниципального имущества поступали в прокуратуру Псковского района и по другим вопросам (реакция прокуратуры была опубликована в статье «Чудеса в решете»).
Но не только «ремонты крыш» являются лакомым куском для чиновников администрации и МУПП ЖКХ Псковского района. Другим «доходным» объектом для них в Черёхе является газовая котельная.
18 декабря 2006 года ко мне как к председателю домового комитета обратились жильцы нескольких квартир. Они жаловались на то, что в квартирах холодно. Всё это произошло после того, как в газовой котельной по решению руководства МУПП ЖКХ Псковского района были произведены технические изменения. Это тем более любопытно и удивительно, потому что котельная построена по немецкому проекту, оснащена импортной автоматикой, которая в течение трёх с половиной лет со дня её запуска и до октября 2006 года работала исправно и нареканий жильцов не вызывала.
Жители Черёхи уже давно потеряли доверие к начальнику ЖКУ № 24 С. Н. Сергееву и его начальнику В. М. Герасимову. У одного из жильцов дома на попечении находится мать, лежачий инвалид 1-й группы, которую постоянно надо обслуживать. А тут больной человек под одеялом при +16°С от холода синеет, когда по нормативам температура воздуха в угловых комнатах дома должна быть в пределах +20°С - +24°С. И, главное, согласно действующему законодательству: «Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается»! У другого жильца дома – малолетний ребёнок, а температура в комнате на три градуса ниже нормы. У третьего жильца, на первом этаже, всего +14°С. И так далее.
Пользуясь своими полномочиями, я обратился от имени жильцов дома к и. о. гендиректора МУПП ЖКХ Псковского района С. В. Дмитриевой. И она для составления соответствующего акта направила в Черёху своего инженера. Когда инженер Николаев вместе с Сергеевым прибыли ко мне домой, я их сразу же предупредил о том, что для контрольных замеров температуры их ожидают жильцы других квартир. Возражений инженера по этому поводу не было. Но как только был подписан акт о замере температуры воздуха в моей квартире, Сергеев, увлекая за собой молодого инженера, второпях покинули квартиру. На улице у крыльца другого подъезда их встретили пожилые люди, предупрежденный мной о визите и также ожидавшие замера температуры в своих квартирах. Но Сергеев в проверке температуры в их квартирах им отказал.
Одновременно с некачественным отоплением в Черёхе начались систематические перебои в подаче горячей воды. То её подача почему-то прекращалась, то она подавалась нагретой до +33°С (см. об этом в статье «Задачка для «чайников»). Я вынужден был по всем этим фактам обратиться в прокуратуру, приложив к обращению акт учета подачи горячей воды, составленный членами домового комитета (за 9 подписями).
16 января 2007 года, предварительно уведомив об этом, меня посетили помощник прокурора Псковского района Т. М. Луговская и представитель МУПП ЖКХ Псковского района К. В. Иванова. Целью их визита была проверка соблюдения температурного режима отопления и горячего водоснабжения. Т. М. Луговская в первую очередь уведомила меня о том, что эта проверка осуществляется incognito, и персонал ЖКУ № 24 и газовой котельной ни о чём не осведомлён. Очевидно, именно поэтому, только в тот день, в квартирах нашего дома температура полностью соответствовала норме, и температура горячей воды из крана составляла аж +58°С. Жители Черёхи тот день запомнили хорошо, потому что после нескольких недель отсутствия горячей воды им представилась счастливая возможность помыться. И они за это искренне благодарили Т. М. Луговскую.
6 апреля 2007 года. Прошел первый дождь после якобы произведенного ремонта крыши дома. |
В каждой проверяемой квартире я напоминал Т. М. Луговской о том, что следует взять с жильцов объяснение, почему начальник ЖКУ № 24 С. Н. Сергеев отказался составлять акт замера температуры воздуха. Ведь основной мотив нашего обращения в прокуратуру касался именно поведения С. Н. Сергеева. Но Т. М. Луговская отказалась это делать. В ответ на это одна из пострадавших бабушек, Л. С. Шумейко, не пустила членов комиссии в свою квартиру со словами: «Когда нужно – вас нет. А когда всё нормально – вы проверяете. Нечего у меня топтать».
Далее я предложил членам комиссии пройти в котельную. И это их ошеломило. Они сразу предупредили меня, что посторонним доступ туда закрыт. Сейчас объясню, почему. Если на «Мерседес» установить двигатель от «Запорожца» и, естественно, отключить всю электронику, то машиной этот монстр уже не назовёшь. Нечто подобное как раз и было сделано в котельной с немецкой техникой. Проверяющие явно не хотели, что бы я это видел в их присутствии. Однако не прошнурованный, с не пронумерованными страницами журнал учета подачи горячей воды они мне продемонстрировали. Температура подаваемой в жилые дома горячей воды в этом журнале значилась хотя и выше той, которая реально поступает из крана, но и одновременно ниже той, которая должна поступать согласно нормативным требованиям. Очевидно, только физическое состояние журнала повлияло на то, что в официальном ответе Т. М. Луговской был признан единственный положительный в отношении требований жителей бывшего военного городка факт, что горячая вода не соответствует требованиям, и МУПП ЖКХ Псковского района произведёт соответствующий перерасчет оплаты. Но перерасчета в своих квитанциях мы не обнаружили. И если с отоплением вопрос в итоге урегулировался, то и после визита Т. М. Луговской горячую воду продолжают подавать едва нагретой.
От юридической оценки действий С. Н. Сергеева, своим поведением традиционно для себя обидевшего граждан, прокуратура в очередной раз отказалась. Более того, там считают, что Сергеев себя повел правильно, отказавшись от контроля температуры в других квартирах, кроме моей, так как непосредственно от других граждан обращений ему не поступало. Значит, для прокуратуры должность председателя домового комитета ничего не значит.
Я предупредил по телефону г-жу Дмитриеву о том, что мы и далее будем осуществлять контроль за температурой подаваемой в квартиры горячей воды. Замеры осуществляли в течение полумесяца утром, в обед и вечером, когда люди обычно моют посуду. Средняя температура горячей воды за этот период составила +45°С, что на 12 градусов ниже минимально допустимой.
Согласно нормативным актам, перерасчет оплаты на одного человека в такой ситуации должен составить 10,3 рубля. Казалось бы, мелочь. Но умножьте эту сумму на полторы тысячи жителей ДОСов, и получится более 15 тыс. рублей. За год эта сумма составляет уже более 300 тысяч руб. И если такое положение дел с горячей водой во всём Псковском районе, то размер недодачи по данной услуге можно предположить в 1,5-2 млн. рублей. Конечно, руководство района назовёт это «экономией». Но экономия может быть только при условии соответствия качества предоставляемых услуг нормативным требованиям. Тогда вам, господа-начальники, честь и хвала, получайте заслуженную премию. А в данной ситуации эту «экономию» следует квалифицировать совсем иначе. Куда идут сэкономленные средства? Ведь мы платим за горячую воду температурой +60°С. Это особенно накладно для тех жильцов, у которых установлены водомерные счетчики.
Именно для борьбы с подобного рода происками чиновников Правительство РФ издало очень умное постановление № 307 от 23 мая 2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Руководствуясь этим постановлением, я обратился в прокуратуру Псковской области с требованием обязать администрацию Псковского района организовать в районе аварийно-диспетчерскую службу, разместить в установленных местах необходимую информацию о деятельности этой службы, и т. д.
Что же ответила нам на это начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Псковской области О. И. Горовацкая: «Подпунктом «п» п. 49 Правил оказания коммунальных услуг гражданам определено, что исполнитель предоставляет потребителю информацию о размерах тарифов на жилищно-коммунальные услуги, адреса и номера телефонов диспетчерской или аварийной службы, которая размещается либо на досках объявлений в подъездах многоквартирных домов, либо (в самом Постановлении № 307 написано «а так же» - Прим. авт.) на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов». И далее г-жа Горовацкая «добавила от себя»: «Таким образом, исполнитель услуг определяет способ информирования потребителя. В данном случае информация размещается в здании ЖКУ № 24, расположенном в п. Черёха».
Какое соответствие и в чём именно г-жа Горовацкая нашла между требованием Закона и реальным положением дел? Эта очередная, унижающая достоинство граждан формальная отписка чиновника прокуратуры Псковской области, более других отвечающего за соблюдение законности в государстве.
Прокуратура Псковского района пошла в этом вопросе еще дальше. Прокурор района нам сообщил, что «…на базе предприятия МУПП ЖКХ Псковского района создана и функционирует аварийно-диспетчерская служба для ликвидации аварий в нерабочее время. … На информационных стендах жилищно-коммунальных участков МУПП ЖКХ Псковского района вывешена информация о сантехниках, которые осуществляют дежурство в выходные и праздничные дни на конкретном участке с указанием их адреса и номера телефона».
Получив этот ответ, я составил акт общественной комиссии, состоящей из жителей, проживающих в разных домах (за 7 подписями) о том, что данная информация полностью не соответствует действительности, и попросил прокурора Псковской области г-на Н. Н. Лепихина, чтобы тот привез в Черёху автора этого противоречащего действительности ответа, который показал бы нам всё то, о чем он нам написал. С 20 февраля 2007 г. и до сих пор ответа нам не поступало. Как и не последовало ответов прокуратуры на обращение от 12 февраля 2007 г. о том, как бухгалтер ЖКУ № 24 потребовала с потребителя за выполнение услуги сантехниками согласно прейскуранту 160 рублей, а начальник ЖКУ С. Н. Сергеев за ту же работу по собственному прейскуранту 250 рублей, и на обращение от 20 февраля 2007 г., что форма платежных документов на оплату коммунальных услуг не соответствует требованиям Закона. Хотя Федеральный закон № 59-ФЗ установил срок ответа на обращение граждан в прокуратуру в 30 дней.
Тут обирается целый букет злоупотреблений: искажение реальных фактов, нереагирование на конкретные противозаконные действия чиновников ЖКХ и администрации района, отказ от рассмотрения обращений граждан.
Теперь подведём итог.
Второй наш акт (за 8 подписями) о несоответствии температуры горячей воды нормативу прокуратура Псковского района не признала действительным, сославшись на то, что к проверке не были привлечены представители ЖКХ.
В таком случае, гласит Закон, должна существовать аварийно-диспетчерская служба, которая в течение 12 часов обязана прибывать на место и составлять соответствующий акт. Но эта служба существует только на бумаге у прокурора. Реально в МУПП ЖКХ Псковского района существует отдел, который исключительно в рабочее время фиксирует по телефону обращения граждан. По простейшим подсчетам с 17.00 (окончания рабочего дня) и до 8.00 (его начала) – 15 часов. В течение этого времени вся аварийно-диспетчерская служба района «спит». А если к этому времени добавить 48 часов выходных дней, то получается перерыв в 63 часа – время бесправия, в течение которого гражданин обязан платить за воду температурой +60°С, даже если воды в его доме не будет вообще. Ведь ни одного представителя ЖКХ в это время не найти и акт не составить. А когда найдёшь, то они могут приехать только таким образом, как это было с Т. М. Луговской 16 января 2007 г., когда на час всё исправят и скажут вам, что ничего нарушающего закон и правила никогда не было. О каких 12 часах реально может идти речь?
Следуя примеру прокуратуры, так называемая аварийно-диспетчерская служба МУПП ЖКХ Псковского района также перестала реагировать на наши звонки. Только в первую неделю апреля я трижды в рабочее время сообщал в МУПП ЖКХ Псковского района о том, что в разные дни горячая вода в период с 15.00 до 16.00 подается с температурой +38°С, +42°С и +41°С, на что некто Надежда Николаевна мне ответила: «Начальник ЖКУ Сергеев сказал, что идёт наладка автоматики, вода подается +48°С. Вам этого достаточно». Для справки: настройкой немецкой автоматики занимается тот самый электрик-сантехник Саратовский, знакомый нам по статье «Кто в доме хозяин?». Эту «настройку» он осуществляет довольно часто, преимущественно по окончании рабочего дня. В представлении большинства жителей Черёхи немецкая автоматика должна быть настроена настоящим специалистом и опломбирована для предотвращения к ней доступа посторонних лиц. А в хозяйстве г-на Сергеева даже водомерные счетчики в квартирах жильцов не опломбируются по два с половиной года.
Глядя на это все, люди приходят к выводу, что ни с какой стороны эту массированную оборону МУПП ЖКХ Псковского района им не прорвать, тем более что «оборону» укрепляет сама прокуратура, стоящая вроде бы на страже закона. Как мы ни стараемся прошибить» эту «стену», чиновники своим поведением всё подводят под то, что обращений «пострадавших граждан» им просто не поступало, а, значит, и реагировать не на что.
Прав был китайский философ, сказав: «Велика сила бездействия».
Александр БОГАЧ,
ветеран Вооруженных Сил, дер. Череха Псковского района.
1 См. предыдущие публикации А. В. Богача: «Чудеса в решете или Редкий рубль долетит до середины Черехи» // «ПГ», № 20 (289) от 24-30 мая 2006 г.; «В королевстве кривых зеркал» // «ПГ», № 24 (293) от 21-27 июня 2006 г.; «Медвежьи услуги» // «ПГ», № 33 (302) от 30 августа - 5 сентября 2006 г.; «Тазики» // «ПГ», № 37 (306) от 27 сентября - 3 октября 2006 г.; People схавает? // ПГ», № 45 (314) 22-28 ноября 2006 г.; Задачка для «чайников» // «ПГ», № 2 (321) от 17-23 января 2007 г.; Кто в доме хозяин? // «ПГ», № 6 (325) 14-20 февраля 2007 г.; Пальчик чувствуешь? // «ПГ», № 11 (330) 21-27 марта 2007 г.