Настоящий русский офицер в условиях заданной государственным заказом реальности
«Май»,
режиссеры Марат Рафиков, Илья Рубинштейн.
Жил-был старший лейтенант Евгений Печалин (Андрей Кузичев). За 28 лет этого «жилья-былья» не нажил ни жены, ни детей. Все свое существование он потратил на то, чтобы стать настоящим русским офицером в каноническом понимании этого образа, то есть Печалин старался во всех жизненных катаклизмах оставаться честным и благородным.
В один прекрасный майский день Печалин был награжден внеочередным отпуском в Москву продолжительностью три дня. От своего командира старлей получает несколько ценных заветов: привезти фломастеры, термос и группу толковых призывников на службу (в Чечню), а также найти себе хорошую и добрую девушку. К тому же знакомый просит Печалина передать семье погибшего друга в Москве дембельский альбом.
Весенняя Москва в предвкушении Дня Победы. Печалин в предвкушении большой и чистой любви. Во время отпуска Печалин встретит своих сослуживцев и одноклассников, станцует вальс у «Большого театра», но не сможет отдать дембельский альбом погибшего парня его беззаботно-незнающей о гибели сына семье. Отметит 9 мая, в первый раз поцелуется и, конечно же, найдет девушку своей мечты по имени Виктория (Виктория Толстоганова) – то есть настоящую жену русского офицера. Пустяки, что Вика бывший врач, а ныне проститутка, главное, что человек она хороший.
Странное и неоднозначное кино. Обычно такие характеристики получают действительно неординарные фильмы. В случае с фильмом «Май» - это просто данность фактам. Хотя творческой группе не откажешь в старательности при создании атмосферы лиричного настроения.
Жанр «Мая» определен создателями, как патриотическая сказка, со всеми вытекающими из этого факта условностями повествования. 28-й летний красавец и умница старлей Печалин, ни разу не целовавшийся с девушкой. Виктория – врач, перековавшая «мечи на орала» девушки легкого поведения и благородный милиционер, подрабатывающий сутенером, и прочие нелепицы разбросаны заботливой рукой сценариста и режиссера Ильи Рубинштейна.
Вместе с тем видно, что фильм снимался с верой демиургов в идеалы. Любовь, честность, самопожертвование для создателей «Мая» - не громкие слова с плаката. Особенно хороши в фильме два эпизода. Про таксиста, выдавшего сентенцию про май: «Нету прихода, — сетует водила. — Раньше, бывало, вдохнешь воздуха весеннего – и будто кусок мая вдохнул, а сейчас — ничего. Нету прихода». И отповедь главной героини фильма Виктории про семейные пары в метро, возвращающиеся воскресным вечером из гостей. «Разве для этого парни добиваются девушек, дарят им цветы и посвящают стихотворения, чтобы спустя несколько лет ехать из гостей с такими ненавидящими друг друга лицами?» – задается вопросам девушка. Но, снимая фильм про русских военных офицеров, авторы то ли перепутали столетья, то ли выдали желаемые ими фантазии за реальную жизнь.
Примечательна история создания самого фильма, снятого уже в далеком от нас 2003 году. «Май», видимо, так бы и остался лежать на полках кинохранилища или был бы любимым домашним видео Ильи Рубинштейна, если бы в 2006 году фильм «Питер FM» Оксаны Бычковой не показал бы продюсерам, что в России есть спрос на комедийные мелодрамы. Тем более, фильм как подарок был обвязан красной лентой патриотизма и просто просился к выпуску на экраны в преддверии 9 мая.
В общем, все смешалось этим «Маем» - и государственный заказ, и романтическая сказка, и патриотическая доминанта. Туда же для вкуса добавили некоторые комедийные моменты, исполняемые боевым другом Печалина, милиционером с золотыми зубами по фамилии Гаевский (Андрей Мерзликин).
На выходе с киноконвейера зритель получил приятный, но одноразовый продукт, который любопытно посмотреть, но по окончании фильма при переосмыслении всех сюжетных линий понимаешь, что тебя все-таки одурачили. Одурачили без дурного умысла, а просто так получилось в этот майский день.
Даниил ЯКОВЛЕВ.
Смотрите на лицензионном видео.