Статья опубликована в №35 (354) от 12 сентября-18 сентября 2007
Общество

Крокодилы на улицах и Корова на Неве

В Санкт-Петербурге прошел марш под лозунгом «Это наш город!»
 Светлана ГАВРИЛИНА 12 сентября 2007, 00:00

В Санкт-Петербурге прошел марш под лозунгом «Это наш город!»

8 сентября – для Петербурга (Ленинграда) дата памятная, это годовщина начала трагической и героической блокадной эпопеи. Официозные СМИ особо упирали на это, когда критиковали устроителей «Марша за сохранение Петербурга» - негоже, дескать, в такой день митинговать… Однако почему-то «трудящихся Смольного» не смущали проводимые в тот же день различные рекламные шоу вроде «Море пива и колбас» или молочный фестиваль под названием «Корова на Неве», главным участником которого стала нанесшая на мероприятие визит губернатор города Валентина Матвиенко…

Санкт-Петрбург, 8 сентября
2007 года. Фото: Виктор Николаев
Организаторы же Марша – партия «Яблоко», движения «Охтинская дуга» и «Живой город», а также поддержавшие акцию более десятка различных организаций и групп – исходили из следующих соображений: даже в годы страшной блокады, в дни бомбежек и голода – архитектурное и культурное наследие города сохранялось, порой – ценой человеческих жизней. И лучшей данью уважения к защитникам города становится борьба за его спасение – от недобросовестных застройщиков, от крупных компаний, занимающихся сносом целых кварталов, от чиновников, единый росчерк пера которых может привести к выселению на улицу целых семей, и, наконец, от попытки заменить классическую символику Петербурга – кораблик Адмиралтейства, ангел Александрийской колонны, Медный Всадник – некоей иной символикой «энергетической столицы», а именно пресловутым 400-метровым «Газпром-Сити», уже давно прозванным в народе «кукурузиной» и «фаллосом».

…Перед началом акции в окрестностях концертного зала «Октябрьский» наблюдалось ставшее уже привычным скопление омоновских и милицейских машин. Обыватели задавали вопрос, что случилось. Замечателен был ответ одного из стражей порядка: «Это в честь начала блокады». Кроме того, горожане с удивлением обнаружили, что, оказывается, в Питере реанимированы ДНД – добровольные народные дружины. Дружинники были в новенькой яркой униформе, прямо из швейного цеха, с иголочки. От фотокамер они почему-то отворачивались, как ни убеждал их автор этих строк, что не стоит стесняться, ведь дружина – это хорошо, есть кому хулиганов ловить… Поговорить согласился только один дружинник из Кировского района. О трудных буднях добровольных помощников милиции по искоренению преступности он не смог поведать ничего вразумительного, а на вопрос, что он делает вдали от родного Кировского района, ответил: «Ну… тут митинг, могут быть провокации» - «С чьей стороны?» - «А и с той, и с другой» - «Что вы говорите? Неужели и со стороны властей могут быть провокации?!» - «Естественно!» Достойная уважения откровенность…

Впрочем, в этот солнечный сентябрьский день как будто высшие силы берегли спокойствие горожан. Бездействовал ОМОН, не усердствовала милиция. Провокации, о возможности которых было известно заранее, не состоялись.

Был, правда, нелепый и тошнотворный момент: в колонну внезапно вклинились чернокожие африканские студенты (как выяснилось потом, некоторые – из московского университета Дружбы народов) с плакатом «Потомки Пушкина за старый город» (почему «потомки» - никто так и не понял). У одного из них на спине был плакатик с двумя фотографиями: на одной – жалкая соломенная хижина, на другой – заводские цеха. И подпись: «Они уничтожили мой родной город. Не дадим уничтожить Питер». Такой «креатив» совершенно понятен – сторонники «газоскребов» уже давно пытаются представить защитников культурного наследия этакими отсталыми элементами, заскорузлыми провинциалами… Один из чернокожих участников массовки признался, что его пригласили и привезли в Питер «Наши». Позже информация об участии в провокации «нашистов» подтвердилась.

Оставив в стороне этический аспект поведения самих африканцев в чужом городе и в чужой политической ситуации (они совершенно не понимали, куда попали), отметим мерзость самой искрометной «задумки». Логика проста: на марше будут нацболы, нацболы – это «экстремисты», они (зачем?) начнут «бить негров», а уж тем более «нашистов», и можно будет на голубом глазу потом заявить о «фашиствующих молодчиках» из числа несогласных… Но африканцев никто не тронул, да и сами они быстро поняли, что не на карнавале оказались. А при попытке выйти из сада, где завершилось шествие и начался митинг, их ждал еще один сюрприз: сотрудники миграционной службы. Это уж вовсе из области бреда, двойная провокация – проверка документов в субботу, днем, у людей, которые, будучи студентами, заведомо этими документами обладают… Кто мог адресно вывести в одно место в городе в выходной день и «артистов», и госслужащих?

…Увы, как ни старались, совершенно искренне, многие инициаторы акции заявить мероприятие как неполитическое, без политики не обошлось. И не могло обойтись. Да, марш собрал людей самых разных политических взглядов, а то и вовсе без оных. Да, говорили не о поддержке той или иной партии, а о вещах, касающихся каждого горожанина. И не только о красоте Петрова града, а и о более «прозаических» вещах – что право горожанина на ту жалкую собственность, которая есть в его распоряжении (квартира), в любой момент может быть аннулировано: в результате уплотнительной застройки треснет дом, его объявят аварийным, и выселят людей в чисто поле. Что общественные слушания превращены в фикцию. Что даже несовершенные законы в сфере землепользования, строительства, охраны окружающей среды – попираются ежедневно. И о культуре города говорили, и стихи читали – Мандельштама, Гиппиус (великолепный актер Алексей Девотченко). И Олег Басилашвили с екатеринбургских гастролей по телефону выступил перед участниками.

Политики, причем федерального покроя – присутствовали: Григорий Явлинский, Гарри Каспаров. Если Явлинский говорил о необходимости объединенных усилий против газпромовского монстра, о взаимной поддержке между регионами, то Каспаров заявил о «местечковости» такого подхода, чем сильно обидел многих присутствовавших. В конце концов, основной лозунг марша был по-прежнему «ЭТО НАШ ГОРОД!». То есть федеральных дядь, конечно, мы уважаем, но для нас наши «местечковые» дела поважнее иных суперсерьезных раскладов, зависящих иногда от кремлевского чиха…

Правда, как выяснилось, некий «экспорт революции» в этом году наблюдается. Активистка Народно-демократического Союза молодежи Юлия Малышева, москвичка, в шутку попеняла юному петербуржцу – убежденному регионалисту, работающему сейчас в Первопрестольной: «Не слишком ли часто ты кричишь «Это наш город!» на митингах в Москве?» А «кричалка» «Выйди на улицы! Верни себе город!» перекочевала в Петербург непосредственно с московской улицы Маршала Бирюзова, где жители и общественные активисты перекрывали проезжую часть в знак протеста против уплотнительной застройки… После марша, как стало известно автору этих строк, среди участников ряда протестных движений (и явно в пику заявлению Каспарова о «местечковости») стала обсуждаться идея организации нового марша, совсем иного формата – Марша Регионов. Поживем – увидим.

Разумеется, в антураже марша были заметны уже хорошо знакомые общественности надувные зеленые и оранжевые Крокодилы, ставшие символами сопротивления чиновничье-олигархическому произволу. По окончании митинга значки с изображением Кроко (дизайн которых разработан очень известным и популярным художником, предпочитающим пока себя не афишировать) расхватывались на ура.

Всего в марше, по разным оценкам, приняли участие от 3 до 5 тысяч человек. Подконтрольные Смольному СМИ предпочли, однако, вовсе не заметить «жалкой кучки маргиналов». Ну конечно, куда более значимым для города событием стала «Корова на Неве» с участием госпожи губернатора…

Светлана ГАВРИЛИНА,
Санкт-Петербург, специально для «Псковской губернии».

Резолюция участников Марша за сохранение Петербурга

Мы, участники Марша в защиту Санкт-Петербурга поднимаем свой голос в защиту нашего любимого города, уникальной архитектурной жемчужины, доставшейся нам в наследство от предшествующих поколений, наших отцов и дедов, которые создавали этот Великий город, защищали его, отстояли и сохранили ценой своей жизни. Наш долг перед ними – сохранить его!

Мы должны передать наш город своим потомкам таким, каким мы его получили в наследство: прекрасным и величественным.

Жители города – это такая же ценность и достояние Санкт-Петербурга как и его архитектурный облик, и они тоже подлежат защите.

Поэтому мы выступаем в защиту любимого города и протестуем против его целенаправленного уничтожения.

1. Мы категорически возражаем против тех разрушений, что происходят в городе, мы против сдачи города на разграбление строительным корпорациям.

2. Мы настаиваем на отмене тех законов, которые, в нарушение наших конституционных прав, делают возможными реализацию одиозных «мегапроектов», попытку пересмотра законных прав собственности жителей на землю, уплотнительную застройку, «реновацию». Законов, создающих коррупционную и взяткоемкую ситуацию в городе.

3. Мы требуем остановить осуществление планов правительства города по конфискации недвижимого имущества граждан через «реновацию» (выставление на аукцион, продажу и снос) кварталов города.

4. Мы считаем корректировку Генерального Плана застройки города частью грандиозного обмана граждан с целью захвата земли и говорим – нет Генплану, носящему антинародный характер!

Требуем от депутатов Законодательного Собрания отклонить поправки к Генплану.

5. Мы требуем утверждения градостроительных нормативов не постановлением Правительства, а законом Санкт-Петербурга после всенародного обсуждения.

6. Мы настаиваем на обнародовании документации, подтверждающей законное право горожан на землю.

7. Мы требуем отставки вице-губернаторов Александра Вахмистрова и Михаила Осеевского, лоббирующих строительство «Охта-центра», а также председателя КГИОП Веры Дементьевой и председателя КГА Александра Викторова, попустительствующих разрушению исторического облика Петербурга.

8. Мы требуем проведения общегородского референдума по ограничению высотного строительства в Санкт-Петербурге и прекращения всех работ по подготовке строительства «Охта-центра» до принятия нового высотного регламента.

9. Мы требуем организации свободной дискуссии по проблемам высотного строительства на петербургском телевидении с представлением различных точек зрения и недопустимостью цензуры.

10. Мы требуем восстановления границ Объединенной охранной зоны памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга, установленной в 1988 году.

11. Мы требуем прекратить исключение «вновь выявленных объектов культурного наследия» из списка памятников, охраняемых государством.

12. Мы требуем прекратить уничтожение, так называемой, рядовой исторической застройки города.

13. Мы выступаем за сохранение парков, садов и скверов.

Требуем от депутатов ЗАКС преодолеть вето губернатора и принять закон «О зеленых насаждениях общего пользования» (ЗНОП) в полном виде – с перечнем зеленых насаждений, подлежащих охране, и их картографическим описанием.

Мы требуем запретить капитальное строительство на территориях садов, скверов, парков и бульваров.

14. Мы требуем ускорить реализацию проектов «нового зеленого строительства» в городе.

Мы поручаем организаторам митинга довести нашу резолюцию до сведения:

международной общественности, Государственной Думы, Генеральной прокуратуры,

Законодательного Собрания, Администрации Санкт-Петербурга.

Пресс-служба Санкт-Петербургского «Яблока», 9 сентября 2007 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.