Статья опубликована в №15 (384) от 16 апреля-22 апреля 2008
Экономика

Как нам уйти от кризиса

Экономика России сохраняет все существенные черты советской экономической системы и функционирует на прежних принципах. Если ничего не изменить кардинально, последствия будут весьма драматическими
 Лев МЕЛЬНИКОВ 16 апреля 2008, 00:00

Экономика России сохраняет все существенные черты советской экономической системы и функционирует на прежних принципах. Если ничего не изменить кардинально, последствия будут весьма драматическими

Мировой финансовый кризис по-иному ставит проблему дальнейшего экономического развития России. Удивляет легковесная трактовка кризиса и его возможных последствий для России, всё сводится к тому, что нам удастся уйти от кризиса путём манипулирования средствами из стабилизационного фонда и золотовалютных резервов, не затрагивая основ промышленной и экономической политики.

Но всё яснее обозначаются пределы модели экономического развития страны после кризиса 1998/1999 гг. Экономика России сохраняет все существенные черты советской экономической системы и функционирует на прежних принципах.

Милое единство олигархов и высших чиновников

Фото: Гай До
Экономика предельно огосударствлена, милое единство олигархов и высших чиновников, когда непонятно, где кончаются одни и начинаются другие, значительная часть экономики вообще выведена из рынка и действует на распределительных принципах при низкой эффективности использования средств и невысоком качестве предоставляемых товаров и услуг, существуют значительные антирыночные барьеры и государственный монополизм в различных формах и т. д. Жизнь, как в романе Стругацких «Трудно быть богом»: боялись прихода серых, то бишь красных, а появились… черные.

Все это делает невозможным кардинальную модернизацию экономики и переход к новому качеству экономического роста, так как экономический рост на прежней основе обостряет диспропорции до такой степени, что грозит отправить Россию в нокаут. Экономический рост в 2007 г. составил 8%. Но в России не формируется ни экспортноориентированная модель, что, например, лежит в основе экономического прогресса стран Восточной Азии, не получают развития импортозамещающие производства. Судя по всему, воспроизводится архаичная затратноресурсоёмкая структура производства. На внутреннем рынке действуют заниженные цены на энергосырьевые товары, что стимулирует данные процессы.

Отсюда – две проблемы. Одна проблема заключается в том, что каждый процент экономического роста ведет к увеличению отрицательной добавленной стоимости. Парадокс в том, что тонна сырой нефти и кубометр природного газа стоят дороже на внешнем рынке, чем готовая продукция, произведенная на их основе на отечественных предприятиях. Вторая проблема заключается в том, что быстрый рост затратного производства обостряет структурные диспропорции, что буквально вышибает из-под экономического роста энергетическую базу.

Кризис в связке с высокой инфляцией

В 2007 г. продукция добывающих отраслей в России увеличилась на 1,4%, что далеко отстает от роста внутреннего производства и потребления. Достаточно сказать, что количество легковых автомобилей в России увеличилось в 2007 г. на 2,8 млн., и теперь составляет 39 млн.

Неизбежно сокращается экспорт нефти и нефтепродуктов, например, в 2008 г. – на 4%, и все равно в ряде российских регионов возник дефицит нефтепродуктов и, как следствие, быстрый рост цен. Ожидается, что уже в начале лета будет преодолен важный психологический рубеж – цена в 1 долл. за литр.

Напряженной складывается ситуация на рынке природного газа, где в 2007 г. произошло снижение добычи. Усиливается административное регулирование, решения о подключении решают самые высокие инстанции, ужесточаются лимиты на внутреннее потребление природного газа. И вот уже вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин с тревогой говорит о перегреве российской экономики. Но проблема глубже. Данная экономическая система не может выйти за определенные пределы без своей трансформации, она не имеет мотивации к инновационной динамике, отсутствует механизм саморегулирования пропорций в процессе структурных изменений.

Все больше появляется признаков, что 2008 г. становится своеобразной точкой перелома, когда многие факторы экономического роста, например, высокие цены на экспортные сырьевые товары, начинают действовать со знаком минус, тормозя экономический рост. Согласно правительственным источникам, взят курс на ускоренное сближение внутренних цен на ресурсы с мировыми, например, по природному газу это планируется в 2011 г. Но производственный потенциал в России в значительной части – ресурсоемкий и формировался под дешевые ресурсы. Быстрое повышение цен без экономических и институциональных преобразований даст нам стагфляцию – хорошо известный феномен 70-х годов прошлого столетия. Стагфляцию вызывают структурные диспропорции, когда кризис оказывается в одной связке с высокой инфляцией. Ситуация усугубляется практикой повсеместного монополистического ценообразования в России, когда цены вздуваются на всё.

Структурную инфляцию бесполезно лечить чисто монетарными методами, необходим комплекс мер, например, налоговое стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, развитие конкурентного пространства и т. д.

Центробанк России в начале 2008 г. пытался ограничить денежную массу, повысив ставку рефинансирования и увеличив нормативы обязательных резервов, но данные свидетельствуют о более высоком уровне инфляции в нынешнем, чем в прошлом году. Экономическая аксиома – в условиях высокой инфляции экономический рост прекращается.

Импорт как будто с цепи сорвался

Тревожной складывается ситуация на российском рынке труда. Высокие доходы от экспорта привели к редкому экономическому феномену – в течение многих лет рост заработной платы во всех отраслях обгоняет рост производительности труда. Причем незначительный в начале десятилетия, в 2007 г. разрыв стал трехкратным. Несколько лет назад это способствовало расширению внутреннего рынка и развитию отечественного производства, но в последние годы рост издержек производства делает российскую экономику беззащитной перед лицом глобальной мировой конкуренции. В 2006/2007 гг. рост издержек на оплату труда на единицу произведенной продукции составил 25% ежегодно. Действительно, российский потребительский рынок стремительно растет, по 17% в год, но из них только на 7% увеличивается спрос на отечественные товары, все остальное – это радость зарубежных производителей.

По правде сказать, импорт в 2007 г. как будто с цепи сорвался, он рос в 3 раза быстрее, чем экспорт. Увеличилось количество стран, с которыми Россия имеет дефицит торгового баланса, и среди них такие крупные торговые партнеры, как ФРГ и Китай. Даже на рынке черных металлов и проката, где Россия традиционно доминировала, импорт в 2006 г. увеличился в 1,5 раза, а в 2007 г. еще в 2,7 раза.

Удивительно, что опережающий рост реальной заработной платы игнорируется. В концепции социально-экономического развития России до 2020 г. намечен рост производительности труда в 2,4 раза. А федеральные министры говорят о 5-кратном увеличении реальной заработной платы этому сроку, до 2700 долл. в месяц.

В 2007 г. на российском рынке труда установилась полная занятость, а, значит, свободные трудовые ресурсы отсутствуют. Значит, дальнейший экономический рост возможен, когда с появлением новых эффективных производств с высокой долей добавленной стоимости одновременно симметрично свертываются неэффективные производства с малой долей добавленной стоимости. А для этого должны функционировать нормальная процедура банкротства, система профессиональной переподготовки для преодоления структурной безработицы, должны быть сняты барьеры для повышения мобильности рабочей силы и т. д.

Сейчас трудно спрогнозировать, какая часть российского производственного потенциала, созданного для использования дешевых ресурсов и рабочей силы, оказывается в новых условиях за пределами экономической эффективности, т. е. неконкурентоспособно. А если еще прибавить издержки, связанные с высокой долей коррупционной составляющей, то растет тревожная уверенность, что поднимающуюся с колен Россию власти загоняют в угол. По-прежнему остается верным утверждение К. Маркса, что кризис – это насильственное восстановление пропорций в экономике. Очень хочется, чтобы процесс в России происходил не самопроизвольно, не спонтанно, не с большими потерями.

Гастарбайтеры нам не помогут

Конечно, в реальной экономике действуют много факторов, причем различной направленности. Так, в России в течение 2009–2017 гг. произойдет резкое сокращение трудоспособного населения, как результат падения рождаемости в 90-е годы прошлого века. Начиная с 2009 г., каждый год сокращение составит 1 млн. чел., до 2015 г. – 8 млн.

В Псковской области, население которой составляет всего полпроцента от общероссийского, это будет выглядеть следующим образом. С 2009 г. сокращение трудоспособного населения, а сейчас оно составляет 438 тыс. чел., будет происходить в 1,5 раза быстрее, и к 2015 г. оно сократится на 22 тыс. чел. Здесь заложены будущие проблемы производства, высшей школы, вооруженных сил и т. д. Кстати, численность женщин в возрасте от 20 до 30 лет уменьшится на 20%, с 52 тыс. до 43 тыс., следовательно, соответственно упадет и рождаемость.

Гастарбайтеры нам не помогут и новую экономику не создадут. По численности граждан других государств, работающих в России, лидируют Узбекистан, Киргизия, Китай, Таджикистан. Невысокий образовательный уровень, плохое знание русского языка – в общем, инновационный прорыв не совершить и конкурентную экономику не создать. К тому же стремительно растет отток валюты из России в виде денежных переводов. В 2007 г. отрицательное сальдо платежного баланса по данной статье составило 8 млрд. долл. Дальнейший рост уже может существенно влиять на стабильность курса рубля.

* * *

Подводя итоги, нужно сказать, что у нас дефицит времени для принятия решений. Тем более, что в российских условиях чаще всего побеждает соблазн легких решений, например, нагородить барьеров на пути трансграничного перемещения товаров, капиталов, валюты. Так, в 2008 г. ужесточены правила импорта черных металлов и проката. Но это не может быть генеральной линией, нужны другие решения. Еще древние говорили, что тех, кто следует за судьбой, она ведет, но тех, кто сопротивляется судьбе, она волочит за собой.

Никчемность российской политической и хозяйственной элиты в 90-е годы прошлого века привели к тому, что Россию проволокли по всем ямам и колдобинам самым жестоким образом, и временами она попадала в реанимацию. Будем надеяться, что изменились не только времена…

Лев МЕЛЬНИКОВ, кандидат экономических наук, г. Псков.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.