До паники, подобной той, что охватила Россию во время финансового кризиса 1998 года, пока далеко, но общественное спокойствие уже начинает рушиться
«The Guardian», Великобритания
Том Парфитт (Tom Parfitt),
30 октября 2008 года
Елена Некрасова в шоке. На прошлой неделе ее, двадцатипятилетнюю девушку с юридическим образованием, уволили из крупной петербургской компании, занимающейся арендой автомобилей и недвижимости (Санкт-Петербург - бывшая столица Российской империи, расположенная на берегу Балтийского моря).
«Начальник сказал, что решение было принято в антикризисном отделе. Я даже не знала, что у нас есть такой отдел!» - сказала нам Елена.
Кремль и государственные СМИ всячески стараются приуменьшить масштабы последствий глобального финансового кризиса для России, но теперь, с замедлением производства и массовыми увольнениями, масштабы эти становятся все яснее и яснее.
Компания, где работала госпожа Некрасова, столкнулась с проблемой падения спроса, после чего было принято решение сократить расходы.
«Понятия не имею, что мне делать. Вся отрасль в кризисе, все компании сокращают штаты. Не знаю, как мне теперь искать работу. У меня есть сбережения, но их хватит только до конца года», - делится Елена.
До паники, подобной той, что охватила Россию во время финансового кризиса 1998 года, пока далеко, но общественное спокойствие уже начинает рушиться. В понедельник компания «Уфалейникель», третий в стране производитель никеля, объявила об увольнении четырехсот сотрудников - мировые цены на никель рухнули. По данным руководства компании, рыночная стоимость тонны никеля (восемь тысяч долларов, или пять тысяч фунтов стерлингов) составляет менее трети себестоимости производства на уральском заводе.
Компания «Российская медь», контролирующая четырнадцать процентов рынка очищенной меди в стране, из-за снижающихся цен на сырье заморозила все инвестиционные проекты на 2009 год.
Московские рестораны прекратили принимать оплату кредитными карточками, а администрации регионов массово увольняют сотрудников. Семилетний период быстрого роста, подпитывавшегося высокими ценами на нефть и прочие виды сырья и сопровождавшегося восстановлением репутации России как ведущего игрока на мировой арене, сменился новым периодом, свидетельствующим о потенциальной слабости российской экономики.
Аналитическое агентство Stratfor на этой неделе сообщило, что Россия переживает «массовый исход иностранного капитала», начавшийся после войны в соседней Грузии и набравший темп в результате потери доверия инвесторов к ценным бумагам, выпущенным российским правительством и российскими компаниями.
С августа этого года общая стоимость акций, принадлежащих российским олигархам, понизилась примерно на 230 миллиардов долларов. Многие магнаты, в их числе Олег Дерипаска, брали кредиты под залог акций, что вынудило их теперь распродать часть своих активов - банки требуют возвращения долгов.
Центральный банк России был вынужден ввести дневные квоты на оборот валюты, чтобы предотвратить спекуляции на быстром обесценивании рубля.
На этой неделе Кремль, ранее уже выделивший двести миллиардов долларов на займы, понижение налогов и прочие экстренные меры, был вынужден объявить о новом пакете спасательных мер.
Первый заместитель главы правительства Игорь Шувалов заявил, что правительство поспособствует удержанию высокого уровня цен на недвижимость, скупив у строительных компаний «социальные» квартиры в новостройках. Также Шувалов заявил, что будет оказана помощь банкам.
«Слухи о том, что мы поможем только некоторым банкам, тогда как остальные погибнут, не соответствуют действительности. Мы дадим шанс на спасение каждому», - заявил Шувалов.
Большинство россиян не почувствовало на себе негативных последствий падения рынков, так как какими-либо акциями владеют лишь три процента россиян. Однако, по мнению аналитиков, вскоре начнутся проблемы у представителей среднего класса, так как вливания государственных кредитов в экономику подстегнут инфляцию до уровня 13 процентов.
Стараясь сократить расходы, компании проводят массовые увольнения сотрудников.
«За последний месяц из моих коллег уволили семерых», - рассказывает двадцатишестилетняя Катя, главный бухгалтер екатеринбургской торговой компании (свою фамилию Катя назвать не пожелала). «Мне сократили зарплату на десять тысяч рублей (227 фунтов). Начальник сказал, что у него не было выбора, фирма пострадала из-за кризиса».
По мнению наблюдателей, России будет нелегко даже с теми огромными резервами, которые она накопила за несколько лет бешеного роста цен на нефть. В государственных фондах хранится до 650 миллиардов долларов; главным образом в форме зарубежных капитальных инвестиций. Пока что Россия растратила лишь небольшую часть своего стратегического запаса. Однако лорд Мандельсон, совершивший четырехдневный визит в Москву, заявил в понедельник, что Россия может пострадать из-за чрезмерной зависимости от высокого уровня цен на углеводородное сырье.
«... но если цены на нефть и цены на металлы заметно упадут, то уменьшатся и резервы, и тогда у них будет намного меньше пространства для маневра», - пояснил он.
Перевод: Евгений Губницкий, ИноСМИ.Ru.
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 30 октября 2008 г.