Сельские учителя встретили новый отопительный сезон без положенных им компенсаций на закупку и доставку твердого топлива
В Псковской области начался отопительный сезон 2008-2009! Не сегодня, конечно, и даже не вчера, а два месяца назад. Отопительный сезон в наших палестинах начинается в октябре и заканчивается в апреле. К чему эти бесценные сведения? Чтобы напомнить: «отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности на территории Псковской области» до недавнего времени полагалась частичная денежная компенсация на приобретение и доставку твердого топлива: дров или угля.
Правда, ежемесячная компенсация, предусмотренная законом Псковской области от 5 апреля 2005 года № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области», была очень уж частичной. И никак не компенсировала сельским специалистам приобретение и доставку твердого топлива: на 230-260 рублей в месяц, прописанных в законе, за весь отопительный сезон телегу дров не купишь [ 1 ].
А это уже противоречило федеральному законодательству. П. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» говорит о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Размер условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ не допускается уменьшение совокупного объема финансирования льгот и выплат, а также ухудшение условий предоставления льгот для категорий лиц, которые пользовались льготой в натуральном виде.
То есть из каких бы возможностей своего бюджета ни исходил субъект Федерации, но компенсацию сельским специалистам – «вынь да положь» в полном объеме, если уж решили не предоставлять льготу в натуральном виде (сразу дровами, а не деньгами).
Областная исполнительная, а с её подачи и законодательная власть этого противоречия в упор не видели. И тогда граждане их поправили – в судебном порядке.
28 апреля 2008 года Псковский областной суд рассмотрел заявление учителя из Островского района Лидии Романовой о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим (в части) Закона Псковской области от 5 апреля 2005 года № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области».
Суд признал противоречащим федеральному законодательству абзац 4 пункта 1 статьи 4 этого закона (тот самый абзац о 230-260 рублях) с момента вступления решения суда в законную силу.
Псковское областное Собрание депутатов и администрация Псковской области обратились с кассационными жалобами в Верховный Суд РФ. Но 23 июля 2008 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оставила решение Псковского областного суда без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.
И таким образом сельские специалисты в Псковской области… остались вовсе без компенсаций. Напомним, что именно перспектива такого опасного развития законодательной базы в нашем регионе долгое время удерживала Лидию Васильевну Романову от оспаривания этого «дешевого» абзаца областного закона в областном суде. Она, а точнее – её представители в течение нескольких отопительных сезонов «отбивали» компенсацию, положенную ей как сельскому учителю в полном объеме, в Островском городском суде. Можно сказать, частным порядком: Лидия Васильевна подавала заявление в Островский городской суд, его рассматривали и требования удовлетворяли. Её личные требования.
Потом Островский городской суд устал. И четко дал понять Лидии Васильевне и её представителям, что надо идти в областной суд и оспаривать областной закон. Что и было сделано – со всеми вытекшими последствиями.
Таким образом, после отмены закона без компенсаций остались и коллеги Лидии Васильевны, и сама Лидия Васильевна.
Пришлось воспользоваться старой схемой: накануне отопительного сезона пойти в Островский городской суд Псковской области. В ходе судебного разбирательства представитель территориального Управления Островского района главного государственного управления социального развития Псковской области пояснила, что поскольку пункт закона Псковской области о частичной компенсации по бесплатному отоплению на момент рассмотрения дела признан недействующим, а новая редакция данного пункта еще не принята, то Лидии Васильевне в заявлении надлежит отказать.
Островский городской суд привычно указал, что право педагогических работников на жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и эта мера поддержки должна предоставляться в порядке, установленном федеральным законодательством, а при переходе от предоставления натуральных льгот к предоставлению денежных компенсаций не должен быть снижен имеющий место уровень социальной защиты данной категории лиц.
Таким образом, 8 октября 2008 года очередное заявление Лидии Васильевны Романовой было в очередной раз удовлетворено, районным управлением соцразвития компенсация на приобретение твердого топлива ей будет выплачена в полном объеме (около 3 тысяч рублей в месяц).
А никакие изменения в областной закон в части предоставления компенсаций сельским специалистам на приобретение твердого топлива так и не внесены. В апреле противоречащий федеральному законодательству абзац был отменен, в июле было получено полное и безоговорочное подтверждение обоснованности этой отмены. И всё! Нет абзаца – нет проблемы. То есть нет компенсации всем тем, кто не догадывается или не решается пойти в суд.
Мы связались с председателем Псковского областного Собрания депутатов Борисом Полозовым, который сразу понял, о какой проблеме речь. И пояснил, что сейчас «в недрах областного управления социального развития рождается новый Социальный кодекс Псковской области». Там, в этом кодексе, должны найти отражение практически все меры по социальной защите населения. Кроме того, по всей вероятности, будут исправлены те «недочеты, которые мы себе, к сожалению, позволяем». Какой-либо более точной информацией Борис Геннадьевич с ходу не располагал. Заметил лишь, что Социальный кодекс может быть внесен на рассмотрение депутатов областного Собрания уже в декабре. А по вопросу отмены компенсаций к нему лично в приемную граждане не обращались.
Председатель комитета по социальной политике областного парламента Александр Христофоров также сообщил, что спрашивать надо с областной исполнительной власти – доработка закона зависит именно от них. Сам Александр Николаевич законодательную инициативу здесь проявлять не планирует и о подобных планах 43 своих коллег ему также ничего не известно.
Более точной информацией по данному вопросу располагал начальник Главного государственного управления социального развития Псковской области Армен Мнацаканян. Армен Липаритович несколько поправил Бориса Геннадьевича: поправки в закон будут внесены в Псковское областное Собрание депутатов совершенно отдельно, не в рамках Социального кодекса. Но точно – на декабрьскую сессию этого года. О размерах компенсации пока что-то сказать трудно: проект изменений в закон сейчас проходит процедуру согласования практически во всех управлениях и комитетах администрации Псковской области. И каково будет «согласованное» решение по изменениям – еще неясно. Остается только верить, что и разработчики поправок, и те, кому предстоит их утверждать, помнят о недопустимости нарушения федерального законодательства: компенсации должны действительно компенсировать сельским специалистам затраты на приобретение и доставку твердого топлива в полном объеме.
А то, что отопительному сезону уже два месяца – что тут поделаешь. Люди у нас удивительные. Удивительно терпеливые.
Елена ШИРЯЕВА
1 См.: Е. Ширяева. Отдать и не грешить // «ПГ», № 33 (402) от 20-26 августа 2008 г.