Читатель «Псковской губернии»: «Надеется народ, что не все погрязли в авантюрных схватках за собственное благополучие»
В редакцию «Псковской губернии» поступило письмо от Галины Николаевны Дмитриевой, жительницы дер. Писковичи Псковского района. Наш постоянный читатель, она откликнулась на ряд публикаций в газете, вышедших в свет в последнее время и касающихся судьбы Псковской области. Предлагаем письмо вниманию читателей в авторской редакции.
Уважаемая редакция газеты «Псковская губерния»!
Пишет вам пенсионерка из Псковского района Галина Николаевна Дмитриева. Хочу высказать свое мнение относительно последних публикаций в вашей газете и поделиться своими мыслями.
Прежде всего, я полностью поддерживаю статью «Что и кто губит русскую деревню?» великолукских ученых И. А. и В. Ф. Ивановых [ 1 ]. В связи с этим хочу написать о давно наболевших вопросах жизни псковской деревни.
Для всех, вероятно, не секрет, что земли во многих районах нашей области уже давно скупаются различными фирмами. Точные данные на сей счет, видимо, существуют, но «вертикаль власти» их не обнародует, т. к. сама разрешает куплю-продажу земли, т. е. напрямую заинтересована в этом процессе. Хочу попросить вашу газету помочь жителям области узнать правду о земле, сколько ее осталось у различных типов хозяйств и в волостях.
Похоже, что в области создаются «имения», только при царях они кормили помещиков и крестьян, а сейчас изъяты из сельхозоборота и зарастают лесом. Это те самые земли, которые псковские крестьяне столетиями отвоевывали у лесов и сохраняли, как зеницу ока. А жизнь самих крестьян все больше становится похожа на жизнь при крепостном праве.
Пришли же к этому потому, что, начиная с 1990-х годов, руководители всех рангов бездумно и рьяно выполняли все мыслимые и немыслимые указания центра, больше заботясь о личном благополучии и думая не о народе и стране, а о том, как сохранить свое теплое место.
Всем известно, что в некоторых районах скота осталось столько, сколько раньше было в одном небольшом хозяйстве, а то и на одной ферме. Из всей области, наверное, один только «Передовик» Псковского района не поплыл по течению, не дрогнул его руководитель (как его называют за глаза, «святой Серафим»), не соблазнился, не наломал дров.
От области одно название осталось, она, может быть, уже и вся раскуплена, существует лишь виртуально. В нашем Псковском районе все бывшие административные здания – управления сельским хозяйством, райкома партии и т. д. – заняты руководителями – администрацией Псковского района. Так и хочется спросить: «Чем и кем руководите, господа хорошие?» Думают думы – что бы такое изобрести, чтобы было на чём показать, что они чем-то управляют.
Теперь у них новая генеральная линия – «оптимизация»! Слово-то какое придумали. «Оптимизм» – это прекрасное слово, призывающее к новым свершениям, преодолению трудностей. А добавили «зация» – и что-то «съёженное» от оптимизма осталось. Так и «съёживают» деревню: сначала школы, затем медучреждения «оптимизировали» – обрадовались, людей меньше стало, работоспособных выкурили; теперь добрались до волостей.
Некогда оглядываться, что там остается, надо идти вперед, дальше «реформировать», некогда думать о том, что испытывает народ и помянет ли кто-то «оптимизаторов» добрым словом. Там, где раньше, в 1950-х годах, были районы, теперь будут волости. Вот и возникает вопрос: как и чем руководите? Сидите в кабинетах или, по-современному, «офисах» и никого не хотите видеть, не хотите знать, что за чертой города делается.
Теперь вот нам говорят, что кризис пришел. Он давным-давно пришел, только озвучили эту новость сейчас. Как я понимаю, в этот период, наоборот, надо больше работать, а у нас, напротив, безработица. В деревне она, опять же, уже давно гуляет, народ вынужден ехать в город, снимать жилье, искать любую работу с нашей псковской зарплатой от 4 до 8 тысяч рублей, чтобы существовать, чтобы не превратиться в бомжей.
Жизнь оживляется лишь, когда наступает предвыборная кампания. Кто кого. Тут и о народе вспомнят. Бумажек напечатают с обещаниями людям, проклятьями друг другу, чтобы заинтересовать народ за народные же деньги. После выборов, как в нашем Псковском районе, по судам почти год будут ходить. Но мы-то знаем, что как скажет губернатор или те, кто за ним стоят, так и будет.
Выбились из кадров – нет достойных, некому руководить, в основном бьются за свое благо. На протяжении многих лет приходится видеть, что сельхозпредприятия уничтожаются, а взамен ничего не создается, селу не оказывается никакой действенной помощи.
Хочу сказать о Гдовском районе. Там судят главу района за продажу земли; так пусть бы прокуратура проанализировала, сколько в каждом районе ее продано. В Гдове, думаю, не больше, чем в других районах. Просто это показательная «порка», а конфликт в другом – кому-то оказался неугоден.
Теперь об инвестициях и проектах. В Острове и Порхове открыли молокозаводы. Руководители областного масштаба во главе с губернатором хвалили себя: наша область привлекательна, мы нашли инвесторов, они вкладывают средства. А что это значит? Думаю, всем понятно. Эти предприятия раньше вообще-то работали, но потом их кто-то закрыл. Кто? Да сами областные власти. Теперь призывают нас радоваться. Чему?! Эти предприятия на нашей территории, но они уже не наши, т. к. куплены представителями петербургского или московского бизнеса. Ну пусть хоть так, людям работу дали.
Все, что происходит в сельском хозяйстве, иначе можно выразить так: крестьянин, чтобы построить новый дом, сжигает старый, да при этом радуется, живет в землянке, влезает в долги, чтобы выстроить кое-какую хибару, теряет здоровье, домочадцы разбежались. Соседи скажут про такого – душевнобольной. Но именно так и происходит с нашим хозяйством!
Сейчас реализуем нацпроекты, строим «мегафермы». Мы, вероятно, снова впереди России всей. Разве нет у нас своего скота, коль скоро мы везем его аж из Австралии? Все у нас есть. Прекрасный, качественный скот в агрофирме «Победа», в том же «Передовике»; наконец, Ленинградская область рядом, не сомневаюсь, что если бы мы заказали, то поголовье не худшего качества купили бы дома, в России. Но у нас же амбиции, мы – богатые, привезем с другого континента. Это я называю разбазариванием средств. До такого надо еще додуматься, для этого нужно действительно «масштабное мышление».
Некоторые хозяйства, купившие австралийский скот, уже потихоньку сдают его на мясокомбинат. Я так понимаю, что если вы купили дорогих племенных животных, то отчитайтесь, проведите анализ, докажите, что он ценен для нас, что коровы-австралийки и вправду дают по 10 тысяч литров молока в год. Но этого ведь нет! Все молчат. Коммерческая тайна. Это модное современное понятие является удобным прикрытием для руководителей, чтобы не знал народ, как дела обстоят в действительности.
О жизни сельхозпредприятий в нашей области показывать и рассказывать в средствах массовой информации нечего; правильно сказано в статье Ивановых – остался один полноценный район, если объединить все сельхозугодия Псковщины. Деревню – разрушенную, униженную, зарастающую бурьяном и кустами, с деградирующими жителями стыдно показывать. Промышленных предприятий тоже почти не осталось, и о промышленности показать всю правду тоже, получается, нельзя. Псков стал областным центром торговли. От въезда до выезда всё магазины, АЗС, рынки…
Еще один нацпроект – «Образование». Прекрасная, справедливая статья учителя из Опочецкого района Гореловского была посвящена состоянию образования в нашей области [ 2 ]. Он озвучил крик души всех жителей области, не только учителей. Будет ли он услышан и понят? Министр образования Фурсенко давно не пользуется уважением в народе. Ждем, когда Медведев отправит его в отставку, ведь сам же он не уйдет.
Теперь смех в народе и стыд вызывает борьба в г. Пскове за пост главы [ 3 ]. Хотят, чтобы их было два. Но, как известно, два медведя в одной берлоге не уживутся. И некому их поставить на место, рьяных управленцев и депутатов. Занимаются борьбой за личные блага, уставы города под себя сколько угодно меняют с благословения губернатора, который не хочет нормализации обстановки, т. к. сам заинтересован – пусть цапаются, ему меньше претензий будет предъявлено, и будут еще зависимы от него. Где же честность, забота о людях, о городе?
Надеется народ, что не все погрязли в авантюрных схватках за собственное благополучие, может быть, есть еще руководители и депутаты, которые хотят и пытаются сделать что-то ради людей, как минимум – их не обманывать.
Написала почти все главное, о чем болит душа, в чем я поддерживаю авторов публикаций в вашей газете, коллектив самой газеты. Спасибо, что вы печатаете справедливые и правдивые статьи о жизни людей в нашей области, политические обозрения, поддерживаете морально своих читателей, разъясняете сущность многих проблем. Прочитаете мое письмо и, может быть, какой-то отклик напишете не только мне, но и многим людям. Судя по вашей газете, вы тоже болеете душой за народ, критически и аналитически относитесь к процессам различного характера в области – за это вас и уважаю.
P. S. Пока писалось письмо, в области сменился губернатор. Будет ли и он продолжать сжигать дом?
Галина Николаевна ДМИТРИЕВА.
Псковский район, дер. Писковичи.
От редакции. Мы благодарим Галину Николаевну Дмитриеву за неравнодушное письмо и добрые слова в адрес газеты. Мы хорошо понимаем, для кого и для чего выходим в свет. Наш читатель коснулась только нескольких проблем, поднятых газетой, и не только журналистами, но и нашими читателями. Мы убеждены, что эти проблемы сегодня – главные для страны, и живые отклики на публикации это подтверждают. Далеко не всегда в силах редакции с помощью публикаций изменить положение вещей, но открытая общественная дискуссия о том, что волнует народ, помогает людям и понять, что происходит на самом деле, и принять важные решения о своей личной позиции, своих личных возможностях. Мы уверены, что таких людей, не поддающихся дурману государственной пропаганды, самостоятельно думающих, становится всё больше. И в этом мы видим залог выздоровления всего общества, всей страны.
1 См.: И. А. Иванов, В. Ф. Иванова. Что и кто губит русскую деревню? // «ПГ», № 5 (426) от 11-17 февраля 2009 г.
2 См.: Г. Гореловский. Достучаться до небес. Открытое письмо школьным реформаторам. Часть первая // «ПГ», № 3 (424) от 28 января – 3 февраля 2009 г.; часть вторая // «ПГ», № 4 (425) от 4-10 февраля 2009 г.
3 См.: АПИ «Навигатор». Муниципальный эшафот // «ПГ», № 5 (426) от 11-17 февраля 2009 г.; М. Киселев. В порядке живой очереди // «ПГ», № 7 (428) от 25 февраля – 3 марта 2009 г.