Сельские учителя, врачи и работники культуры вот уже четыре года не могут получить полноценную компенсацию за положенные им дрова
После отмены натуральных льгот, то есть замены натуральных льгот ежемесячными компенсационными выплатами, выяснилось, что нововведенные компенсации сильно «недокомпенсируют». Федеральный закон «Об образовании» обязал региональные власти полностью компенсировать за счет средств регионального бюджета сельским учителям, врачам и работникам культуры расходы на покупку и доставку твердого топлива. Однако еще в 2005 году власти Псковской области посчитали, что стоит поберечь бюджетные деньги, ограничившись частичной компенсацией.
«Жизнь по средствам»
Фото: Лев Шлосберг |
Представители сельской интеллигенции с этим, разумеется, не согласились. Но только единицы из них решились отстаивать свои права и доказывать незаконность действий «оптимизаторов» через суд. За минувшие с тех пор годы суды разных уровней неоднократно признавали данную позицию областных властей незаконной. Дважды это признавал и Верховный Суд РФ [ 1 ]. В конечном итоге, весной 2008 года пункт областного закона, касающийся «частичной компенсации», был признан самими парламентариями попросту утратившим силу. Впрочем, легче от этого никому не стало: нового решения псковские областные законодатели тогда так и не приняли, и тысячи сельских жителей в Псковской области в итоге вовсе остались без компенсаций.
В феврале 2009 года народные избранники вновь попытались решить проблему сельской интеллигенции – установить компенсации в размере 2995 рублей (при площади жилья менее 40 кв. метров) и 3385 рублей (для жилищ площадью более 40 кв. метров соответственно). И компенсировать в полном объеме все расходы сельских учителей на твердое топливо сверх установленного норматива при условии предоставления отчетных финансовых документов, что вызвало бурную реакцию всех, кто знает, как в Псковской области (и не только в Псковской) продаются дрова [ 2 ].
29 апреля 2009 года областным Собранием депутатов закон «О внесении изменений в закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» был принят.
Казалось бы, по истечении стольких лет и стольких судебных дел проблема с компенсациями могла бы быть решена. Однако на удивление стойкое нежелание региональных властей нести «лишние» расходы способствовало появлению в законе небольшого уточнения. Согласно новой редакции закона, все расходы сельских работников социальной сферы на твердое топливо будут компенсироваться. Но только при предоставлении подтверждающих документов. Что сделать практически невозможно. Как и невозможно понять, каким образом рассчитывается утвержденный в законе норматив.
Получается, что, во-первых, установленные в законе суммы более чем недостаточны – чтобы топить деревенский дом, нужно 7 кубометров дров в год. Если прицеп дров, в котором 3,5 кубометра, стоит около 3 тысяч рублей, а на зиму требуется как минимум две машины дров, то обходится это удовольствие в 7-8 тысяч рублей (что в сельской местности известно каждому), то норматив 2995 рублей не покрывает и половины расходов. А, во-вторых, документально подтвердить покупку топлива на селе в большинстве случаев попросту невозможно: «черные» лесорубы (а их абсолютное большинство) кассовыми аппаратами не пользуются и уж тем более никаких «справок» не выдают. А значит, никого документального подтверждения быть не может.
Мало того, что люди долгое время оставались вообще без каких-либо компенсаций, так к тому же теперь, когда закон опубликован и уже вступил в силу, мучения сельских интеллигентов не уменьшились ни на грамм. Через три месяца осень, и сельские жители уже, еще до принятия закона, заготовили запас дров на зиму 2009-2010, потому что дрова нужно подготовить к отопительному сезону, но лишь единицы из тысяч сельских учителей имеют на руках чеки и смогут получить компенсацию.
«Возможны изменения и в сторону справедливости»
Начальник главного государственного управления социального развития Псковской области Армен Мнацаканян от каких-либо комментариев на тему «топливной эпопеи» наотрез отказался и предложил по вопросам учителей обратиться в государственное управление образования. Отказывать лично и объяснять причины своего отказа Армен Липаритович не счел нужным и передал отказ через секретаря.
Точно таким же образом отказалась от комментариев и начальник государственного управления образования Псковской области Вера Емельянова, любезно перенаправив нас опять же через секретаря, к г-ну Мнацканяну: дескать, с дровяными проблемами сельских учителей – к его ведомству.
Но начальник управления соцразвития по-прежнему категорически не желал отвечать за нюансы новоиспеченного закона и в еще более твердой форме передал через секретаря, что будет общаться только после официального запроса. При этом порекомендовал обратиться к председателю комитета по социальной политике Псковского областного Собрания Александру Христофорову.
Александр Николаевич, в отличие от г-жи Емельяновой и г-на Мнацканяна, уходить от общения не стал и изложил все, как думает: «Есть определенная сумма доплаты, и если этот вариант не устраивает, по предоставлению документов будет небольшая компенсация. Ну а как можно требовать государственные средства без подтверждения? Это ведь элементарный порядок! - возмущенно произнес народный избранник. - И просто так никто платить никому не будет».
Но как быть с тем, что в большинстве районов нет легальных лесопилок с кассовыми аппаратами и у людей нет никакой возможности приобрести дрова и получить чек? Александр Николаевич оставался непреклонным и твердо отстаивал свой взгляд: «А если нет возможности предоставить чеки, значит, кто-то что-то делает неправильно и, следовательно, в таком случае нужно будет довольствоваться обозначенной в законе суммой», - аргумент был похож на окончательный диагноз. И с абсолютным спокойствием и невозмутимостью добавил: «А вообще, вы знаете, можно ведь всегда внести изменения в закон. В том числе и в сторону справедливости».
«Еще чего-то не хватает»
Изъяны в области справедливости в многострадальном законе заметил и председатель областного Собрания Борис Полозов. В течение недели, правда, Борис Геннадьевич, ссылаясь на множество важных дел, отказывался от разговора и переадресовывал нас то к г-ну Христофорову, то к г-ну Мнацканяну, уверяя, что именно они обладают полной информацией по данному делу.
Однако подпись под законом г-н Полозов поставил, закрепив таким образом результат голосования депутатов. Хотя депутаты знают, что законных лесопилок в большинстве районов не существует. Выход-то простой: или принимайте норматив, предполагающий полную компенсацию, или создавайте законные лесопилки в районах.
Борис Полозов, как выяснилось, темой владеет полностью: «Есть в этом проблема. Но во многих районах – не буду говорить во многих – в некоторых районах, - поправил себя Борис Геннадьевич, - такие организации существуют. Они созданы и на сегодняшний день обеспечивают людей. И когда обсуждался этот вопрос, может быть, не на сессии, а в кулуарах, было решено рекомендовать органам местного самоуправления такого рода организации – либо они будут муниципальные, либо они будут частные с участием муниципалитетов, - описывал предысторию обсуждения закона председатель Собрания.
Но в районах, как удалось установить корреспонденту «Псковской губернии», об этих «ценных» указаниях ничего не знают.
Борис Геннадьевич и с этим согласился: «Я, вообще говоря, понимаю всю сложность ситуации, в которую были поставлены эти люди. Соответствующие задания ответственные работники администрации на этот счет получили от первого вице-губернатора. А то, что изъян в этом законе есть – да, вне всяких сомнений. Я об этом, собственно, говорил на сессии, когда задавал вопросы г-ну Демьяненко».
Получается дикая, если называть вещи своими именами, ситуация. Сельские учителя понимают это и отстаивают свои права. Власти, в свою очередь, тоже понимают права учителей, но готовы сделать все, чтобы представители сельской интеллигенции свои права не отстояли: «Вы поймите, что абсолютно совершенного в этой жизни ничего не существует, - с неожиданной улыбкой стал оправдывать несовершенство принятого закона г-н Полозов. - Ничего. Вот вы задайте сами себе вопрос, и поймете – идеального ничего нет. В том числе и законов. Я все прекрасно понимаю, но если мы сегодня создадим такие условия, то завтра они скажут – нет, нам еще чего-то не хватает, понимаете?» – вдруг обратился прямо ко мне г-н Полозов.
Между тем «чего-то не хватает» десяткам тысяч «отдельных категорий граждан» по всей области, которые страдают от того, что, как выразился Борис Полозов, «законодательство – это фактически отражение нашей реально складывающейся жизни и наших возможностей. Вот на сегодняшний день мы в состоянии действительно гарантировать те объемы [компенсации], которые прописаны в законе. Появится возможность – значит, будут прописаны соответствующие цифры в бюджет и проведены соответствующие изменения в законе».
В завершение нашей беседы Борис Геннадьевич дошел до аргументов философских: «Чего бы мы ни достигли, это уже закон философии, всегда можно сказать, что нужно сделать что-то лучше», - высокопарно резюмировал он.
«Чисто по делу»
Каждый отопительный сезон: 2004-2005, 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 годов сельская учительница из Рубиловской волости Островского района Лидия Васильевна Романова обращается в суд, который регулярно признает ее незыблемое право на бесплатное обеспечение тем самым твердым топливом и на его подвоз прямо к дому.
И каждый раз она – наверно, единственная во всей Псковской области – эту компенсацию получает.
Удивительно, но это, похоже, только стимулировало законотворческую деятельность Псковского областного Собрания депутатов. Парламентарии снова и снова перерабатывали закон в «нужном» направлении. И если верить словам г-на Полозова, в этой части народные избранники на сей раз преуспели: «В соответствии с федеральным законодательством вот тут в данном случае все в порядке», - уверен председатель Собрания, несмотря на два подряд решения Верховного суда, признавшие областной закон не соответствующим федеральному. И заметил: «Другое дело, что тут вопрос стоит чисто по делу – ну, как бы улучшить этот закон. А что касается судов, то я уверен, что все иски будут отклонены. То есть мы, авторы данного законопроекта, и те, кто внесли изменения, и те, кто проголосовали, однозначно окажемся правы».
Уверенность председателя Собрания в своей и своих коллег правоте покажет только жизнь. И, действительно, возможно, очередные суды.
Но речь не только о судах.
Похоже, что парламентарии не задаются вопросом, откуда на их дачах, в их каминах берутся дрова. И уж тем более не забивают себе голову какими-то чеками и квитанциями. Можно предположить, что пока народные избранники соизволят внести в закон «поправки в сторону справедливости» (если соизволят), жизнь сельских специалистов обещает быть столь же разнообразной и не менее насыщенной в судебном плане, как и раньше: «Практически все лесопилки в районах находится в частных руках и говорить о подтверждающих документах практически невозможно. Это абсолютное нарушение закона, - уверен председатель областного профсоюза учителей Юрий Андреев, которому ни разу не удалось убедить депутатов областного Собрания принять точку зрения учителей. - У нас тридцать раз на одни и те же грабли наступают. Идет сознательное нарушение закона «Об образовании. С этими обстоятельствами бороться очень тяжело. Но бороться – надо».
И документы, получения которых теперь требует областной закон, не вызывают у их потенциальных получателей оптимизма. Ведь ничто не мешает властям установить такую форму документов, какую ни одна организация выдать не сможет.
«Вы только подумайте, документы могут не подойти, то есть опять придется идти в суд и доказывать, что чеки не фальшивые, а настоящие – с пессимизмом говорит муж Лидии Романовой Александр, вместе с ней прошедший все суды. У него хватило на это понимания закона, физических и моральных сил. Именно он, Александр Романов, крестьянин и депутат сельского поселения «Рубиловская волость», ходил, ходит и, по всей вероятности, ещё будет ходить по судам – с областным и федеральным законами в руках. Вплоть до Верховного. «Как будет на самом деле – практика покажет. Но мы уже готовим документы в суд на следующий отопительный сезон», - признался Александр Владимирович.
Обращение в суд уже стало приметой смены времен года как для семьи Романовых, так и для тысяч других сельских учителей, врачей, работников культуры Псковской области. Подготовка к новому отопительному сезону давно совпадает для них с подготовкой к новым судебным разбирательствам.
Законы не горят.
Юлия КРАСНОВСКАЯ
1 См.: Е. Ширяева. Отдать и не грешить // «ПГ», № 33 (402) от 20-26 августа 2008 г.
2 См.: М. Киселев. Судьба депутата //«ПГ», № 17 (438) от 6-13 мая 2009 г.