Открытое письмо губернатору Псковской области Андрею Анатольевичу Турчаку
Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех.
К Колоссаем послание Святого Апостола Павла. Глава 4. Зачало 259.
Уважаемый Андрей Анатольевич!
К Вам обращаются псковские староверы в чаянии Вашего справедливого рассуждения о наших насущных нуждах. Речь идет о передаче храма для псковской старообрядческой общины. Религиозный подъем в современной России, вызванный законодательной свободой вероисповедания, затронул почти все конфессии нашей страны. Преимущественное положение в этом процессе возрождения, безусловно, имеют традиционные религии и, прежде всего, Православие. И хотя Конституция провозглашает равенство перед законом для всех исповеданий, на местах в провинции иногда возникают нелепые казусы (недоразумения), связанные с практическим исполнением законодательных норм областными и муниципальными властями. Подобная непоследовательность или субъективность со стороны гражданских чиновников и духовных властей, вероятно, имеет место и в нашем случае.
Община является правопреемницей и духовной наследницей предшествовавших местных религиозных организаций старообрядцев Поморского толка, действовавших в Пскове и его уезде на протяжении XVIII-ХХ вв.
При царской власти
Тысячи наших земляков из крестьян, мещан и купцов исповедовали Древлеправославную Веру.
Во Пскове существовало одновременно несколько староверческих приходов со своими воскресными школами, богадельнями и мастерскими.
Самыми известными старообрядцами в Пскове в XIX – начале ХХ века считались купеческие роды Губановых, Яхновых, Пыляевых, Хмелинских, Батовых, Жуковых, Булынниковых.
Традиционными местами деятельности псковских староверов с конца XVII в. являлись моленные при купеческих и разночинских домах.
На Запсковье – во дворе стрельца Федота Репнина, купцов Никифора Булынникова, Якова Яхнова, моленная Хмелинских на Богоявленской улице, наконец, построенная в 1913-1918 гг. по проекту епархиального архитектора А. А. Подчекаева уникальная церковь во имя Святых чудотворцев Козмы и Дамиана на Лесной улице (ныне ул. Волкова). Были свои духовные центры у староверов и на Завеличье – во дворе торговца Трофима Денисова, при усадьбе купцов Хмелинских, а в 1906-1907 гг. знаменитый общественный деятель П. Д. Батов построил златоглавую моленную на Конной улице. Все они существовали, несмотря на суровые условия преследований за старую веру, и многочисленные ограничения свободы вероисповедания.
Среди староверов особенно замечательными были именитые псковичи Василий Николаевич Хмелинский (умер в 1899 г.) и его зять Петр Дионисиевич Батов (убит большевиками в 1918 г.). Оба вели крупную оптовую торговлю, являлись гласными городской Думы, имели чин коммерции советников, и за щедрую благотворительную деятельность были провозглашены почетными гражданами Пскова.
Купцы-попечители Василий Николаевич Хмелинский и Петр Дионисиевич Батов приобретали всю необходимую церковную утварь: старинные иконы и богослужебные старопечатные книги, которые использовалась для духовных нужд общины. При их домах постоянно жили наставники, находившиеся на содержании купцов. Хмелинский и Батов организовывали местные съезды наставников для обмена опытом и согласования своих действий по борьбе с духовной агрессией никониан. Купцы были знатоками устава и знаменного пения, переписывали рукописи, спасали от уничтожения псковские древности.
Официальная государственная регистрация староверческих общин стала возможной после издания Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г., объявившего свободу вероисповедания [ 1 ].
Определением Псковского Губернского Правления от 29 сентября 1907 года была внесена в реестр старообрядческих общин под № 2 «Псковская община старообрядцев Поморского согласия» и утвержден ее устав.
При советской власти
Фотографический портрет почетного гражданина Пскова П. Д. Батова, работы фотографа М. И. Герасимова. Псков, 1913 г. Фрагмент. Из фондов Древлехранилища Псковского музея-заповедника. |
Однако вскоре последовали отчуждения храмов, молитвенных зданий, изъятия церковных ценностей и запрет на действия религиозных организаций. Так, постановлением президиума Псковского губернского исполкома от 5 января 1924 г. старообрядческая церковь при доме Батова была закрыта [ 2 ].
В 1939 г. упразднили и снесли последний староверческий поморский храм Козмы и Дамиана на Запсковье.
Тем не менее, преодолевая суровые испытания, Псковская Поморская община смогла возобновить свою деятельность в годы Великой Отечественной войны при немецкой оккупации. В конце 1941 г. у немецкой администрации староверы испросили храм Василия на Горке в центре города. До марта 1944 г. в нем служил и наставничал отец Макарий Аристархович Епифанов (1894-1987).
После окончания войны община прошла новую регистрацию. Решением Облисполкома Совета народных депутатов № 3, от 30 сентября 1946 г. было зарегистрировано «фактически действующее религиозное объединение» с названием «Псковская старообрядческая община Поморского брачного согласия», которой вместо церкви Василия на Горке был передан другой храм Николы Каменоградского на Завеличье (ул. Розы Люксембург, д. 17).
Ныне этот маленький храм является единственным церковным зданием, принадлежащим староверам не только города Пскова, но и проживающим в Псковской области.
При российской власти
3 ]. В связи с чем в январе 2005 г. мы сделали запрос в Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области (НПЦ) чтобы узнать, какой из пустующих городских храмов можно было бы попросить у властей для передачи в безвозмездное пользование, чтобы совершать богослужения и осуществлять религиозную деятельность.В НПЦ нам сообщили, что в городе Пскове и его ближайших окрестностях свыше сорока старинных храмов – памятников истории и архитектуры, и что практически все они уже переданы в пользование Псковской епархии РПЦ МП. Остались не занятыми лишь руинированные церкви Сергия с Залужья и Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Печерском подворье. Даже такие, фактически пустующие церкви, как Георгия со Взвоза, Козмы и Дамиана с Гремячей горы, Воскресения со Стадища уже формально имеют общины (хотя бы существующие на бумаге) и являются приписными к другим храмам.
Нам предложили обратить внимание на церковь Святых Козмы и Дамиана с Примостья на Запсковье, поскольку на тот момент на нее не было заявок от религиозных общин, и ее площади находились в аренде сразу у трех пользователей, из которых главным является переплетная мастерская ГУП «Славяне». Это обстоятельство затрудняло притязания на храм со стороны епархии, поскольку передача здания в богослужебное пользование могла быть осуществима лишь при переведении предприятий трех арендаторов на иные площади.
Однако для нашей староверческой общины в данном вопросе было некоторое благоприятное обстоятельство, а именно то, что один из арендаторов помещений северного придела Козмодамианского храма – наш прихожанин - мастер по ремонту и изготовлению русских музыкальных инструментов Олег Никифорович Ермолаев. Нам удалось договориться с ним о том, что в случае передачи храма староверческой общине его мастерская сможет остаться на прежнем месте, занимая площади северного придела, поскольку благая деятельность О. Н. Ермолаева не мешала бы проведению богослужений в основном объеме храма. Учитывая этот факт, наша община решила обратиться в администрацию с ходатайством о передаче церкви Козмы и Дамиана с Примостья староверам.
6 февраля 2005 г. мы подали заявку в Территориальное управление Министерства имущественных отношений по Псковской области (ТУМИО) с просьбой о передаче в безвозмездное бессрочное пользование храма Святых Козмы и Дамиана с Примостья – последнего незанятого на то время храма в Пскове.
Между тем, руководитель ТУМИО И. А. Смирнов, не мотивируя свое решение, предложил нам обратиться «за согласованием» к местному архиерею владыке Евсевию. Не желая вступать в спор с государственным чиновником о правомочности и законности данного предложения, 9 июня 2005 г. мы согласились выступить с письменным обращением к архиепископу Евсевию с изложением нашей просьбы в надежде на понимание.
По прошествии трех месяцев после нашего обращения в Епархию мы получили устный отказ, ничем, на наш взгляд, не обоснованный. В телефонном разговоре с представителем нашей общины, епархиальный секретарь о. Дмитрий (Куминов), в частности, заявил, что узнав о нашей просьбе, «члены Епархиального Совета пришли в смущение», сославшись на то, что «храм находится в центре города, в пределах видимости от кафедрального Троицкого собора». И потому, если он перейдет к старообрядцам, это может нанести ущерб авторитету епархиального руководства и повлиять на общественное сознание псковичей, в котором должно быть утверждено первенствующее значение господствующего в России исповедания РПЦ МП. Как стало известно впоследствии, на епархиальном собрании правящий архиерей прямо заявил, что «хватит староверам и одного храма». Этим обсуждение вопроса и закончилось.
Как теперь ясно, в ТУМИО по Псковской области не случайно потребовали от староверческой общины согласования нашей заявки на храм с местным архиереем РПЦ. Узнав о наших намерениях, епархиальное руководство стало тянуть время с ответом для подготовки встречного заявления своих претензий на Козмодамианскую церковь.
Видя, что на местном уровне вопрос не решается, староверческая община обратилась за помощью в центральную религиозную организацию Древлеправославной Поморской Церкви. Возникшая проблема с передачей храма была озвучена на Третьем Всероссийском Соборе ДПЦ 6 мая 2006 г., проходившем в Санкт-Петербурге. Делегаты Собора сочувственно отнеслись к нуждам псковской общины. Председатель Российского Совета ДПЦ Олег Иванович Розанов направил обращение к руководителю ТУМИО по Псковской области И. А. Смирнову, в котором предложил передать храм Святых Козмы и Дамиана с Примостья в безвозмездное пользование старообрядцам поморского согласия.
Только после официального письма, поступившего в Территориальное Управление федеральным имуществом по Псковской области 18 мая 2006 г., нам было объявлено о необходимости сбора пакета документов для представления нашей заявки к рассмотрению в Управлении Росохранкультуры по Северо-Западному округу в Санкт-Петербурге.
При этом, на словах нам было сказано, чтобы мы поспешили, поскольку на Козмодамианский храм поступила еще одна заявка из Псковской епархии, и что вопрос о его передаче теперь во многом будет зависеть от того, кто скорее сможет оформить документы для подачи в Росохранкультуру. (Как будто в таких делах действуют правила спортивных состязаний!). В то же время, нам стало известно, что, не дожидаясь решения светских властей, епархиальное руководство решило «застолбить» церковь за собой.
Но поскольку приходской общины в этом храме не было, епархиальное духовенство решило создать видимость ее существования. Один из арендаторов помещений храма Козмы и Дамиана, директор переплетной мастерской ГППО «Славяне» В. П. Найденышев, обеспокоенный тем, что после передачи храма верующим его мастерскую могут выселить из церковных стен, вынужден был пойти навстречу представителям епархии и заключить с ними соглашение, создав видимость приходской общины из числа своих работников. Поэтому он допустил проведение молебнов в главном четверике храма. По благословению архиепископа Евсевия, еще до официальной передачи и освящения Козмодамианского храма, священником Олегом (Тэором) были проведены молебны.
Мы считаем, что необходимо справедливое и соразмерное распределение пустующих храмов. Дома Божии – общенародные святыни, единое для нас наследие древней Руси. Храмы, воздвигнутые еще в эпоху единой Православной Церкви до реформы Патриарха Никона, а таковых большинство во Пскове, по справедливости могут и должны быть передаваемы не только общинам РПЦ, но и ДПЦ.
Наследие Петра Батова
Храм св. Козмы и Дамиана на Запсковье с Примостья, построенный в 1462-63 гг. Фото М. И. Герасимова. Открытка начала XX в. |
Не желая вызывать недовольства общественности, старообрядцы искали другие пути, чтобы получить в богослужебное пользование какой-либо иной древний пустующий храм. Но, в силу вышеизложенных обстоятельств, мы были лишены такой возможности. Тем не менее, каждому верующему человеку ясно, что Покровская моленная – это псковская староверческая святыня, которая не должна оставаться в поругании. Для развития и укрепления древлеправославия на Псковской земле необходимо возродить к богослужебной жизни сохранившийся Дом Божий. В то же время нельзя лишить детей радости приобщения к миру сказочного театра. Поэтому проблема имеет сугубую сложность, и решать ее необходимо весьма деликатно.
Мы уже обращались в областную администрацию к прежнему губернатору М. В. Кузнецову (27 марта 2008 г.) с просьбой о передаче нашей общине усадьбы Батова (памятника архитектуры конца XVII – начала XX вв.) и храма Покрова Богородицы – общественной старообрядческой моленной, построенной на средства псковского купца Петра Дионисиевича Батова в 1906 г. Однако на наше прошение не последовало никакого ответа, оно осталось без внимания. Хотя заинтересованность в передаче старообрядцам Дома Батова, включая Покровскую моленную, выражали также представители Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви (Санкт-Петербург), в намерение которых, при благоприятных обстоятельствах, входило полное восстановление исторического облика данного памятника архитектуры для обустройства Псковского подворья ДПЦ как важного культурного объекта в жизни города и региона в целом.
Между тем, стало известно, что администрацией еще ранее было принято решение по передаче пустующей усадьбы Батова в пользование псковскому филиалу Санкт-Петербургского финансово-экономического института под обустройство учебного корпуса и гостиницы. Ввиду официально состоявшейся передачи бывшего двора купца Батова названному учреждению, мы уже не претендуем на его полное возвращение, хотя, если бы вопрос о судьбе всего дворовладения Батова решался в совокупности с бывшей моленной, можно было бы подумать о перемещении кукольного театра в здание одного из корпусов самого дома Батова.
Церковь святителя Николы от Каменной ограды на Завеличье. Памятник псковского зодчества начала XVI в. Единственный ныне действующий приходской храм староверов-поморцев на Псковской земле. Фото: Арсений Постников. |
Просим Вас, господин губернатор, оказать содействие в разрешении жизненно важного для нас вопроса по христианской справедливости. Окажите помощь в возврате церковного достояния историческим владельцам и правопреемникам – древлеправославным христианам-поморцам.
Все необходимые архивные материалы, исторические обоснования и справки у нас собраны. В администрацию Псковской области они были представлены при обращении 27 марта 2008 г. в виде приложения на 43 листах.
Сегодня староверие – это живая связь с миром Древней Руси, с богатой и прекрасной культурой наших предков.
Председатель местной религиозной организации «Старообрядческая поморская община» города Пскова Древлеправославной Поморской Церкви
Арсений Борисович Постников,
ст. научный сотрудник Древлехранилища Псковского музея-заповедника.
Пояснительная записка
Свыше тысячи лет назад восприняв от Византии святое крещение, Россия до середины XVII века исповедовала единую Православную веру и составляла истинную Церковь Христову.
Православие на Руси при целостном сохранении христианских догматов, свободно развивалось, процветало в искусствах и творчески сроднилось с русским духом. Оно приобрело живые черты народной веры и украсилось сонмом новых святых. Русские люди стойко хранили свою веру, как важнейшую ценность духовной культуры, объединяющую народ общим мировоззрением и нравственными убеждениями.
Единство духовного мира помогало ощущать народу свою самобытность и сообща отражать вражеские вторжения иноверцев, пресекая многочисленные попытки Ватикана окатоличить Русь.
После падения Царьграда под власть турок судьба Православия переходила к Руси, ставшей главной хранительницей чистоты веры, незамутненной ересями. В начале XVI в. псковский старец Елеазарова монастыря Филофей выразил мысль о мессианском историческом призвании Святой Руси. Его доктрина «Москва – Третий Рим» стала национальной монархической идеей крепнущего Русского государства. Святорусское Царство осталось единственной независимой православной державой, в которой неизменно сохранялись древние формы богопочитания. Вместе с тем, на русских государей отныне возлагалась великая ответственность за охрану православного благочестия.
Смутное время поколебало отечественную государственность, всколыхнуло движение «воров» и черни, которые «понесли Русь розно», а польско-шведская интервенция и пропаганда иезуитов внесли разномыслие в общество. Преодолев страшную разруху и государственный кризис, Россия стала успешно восстанавливаться. Но вскоре сосредоточение на упорядочении внутренней жизни было нарушено подрывом идеологических устоев.
В середине XVII в. концепция «Москва-Третий Рим», была превратно истолкована царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном не в эсхатологическом, а в прямом политическом значении, что и явилось причиной трагедии Русской Церкви и России на протяжении последующих веков. Обольщенные мечтой о «Византийском наследии», прельстившись планом создания Великой Греко-Российской восточной империи, объединяющей все православные народы во главе с русским царем на цареградском престоле и вселенским патриархом, они совершили подмену духовной идеи Третьего Рима имперской идеей земного царства.
Чтобы подготовить идеологическую почву для создания Православной империи, царь поставил перед патриархом Никоном задачу срочной унификации древних церковных обрядов и богослужебных книг с современными греческими. Это и породило раскол – духовный надлом прежде единого религиозного сознания, разделивший русское общество на приемлющих «реформацию» новообрядцев - «никониан» и старообрядцев держащихся отеческой веры и стремящихся сохранить традиции Русской Древлеправославной Церкви.
С тех пор в России произошло разделение культуры на светскую прозападно ориентированную, укоренившуюся посреди общественной жизни, и религиозную, обращенную к народным традициям и оттесненную на окраины. Отказ от принятия реформы вызвал жестокие гонения правительства и господствующей церкви на староверов.
Преследования привели в конце XVII в. к полному истреблению священнослужителей дониконовского поставления и утрате у староверов иерархии, в связи с чем произошло разделение «остальцев древлего благочестия» на два главных направления поповское и безпоповское. Первое пошло на принятие беглых священников из господствующей церкви после их крещения «в сущем сане», создав впоследствии самостоятельную иерархию.
Второе направление, более последовательное, вынуждено было признать невозможность принятия священства от еретиков и ограничиться в богослужебной практике только теми обрядами и таинствами, которые по святоотеческому учению при необходимости в крайних случаях могут совершать и миряне. Это условие увеличило в людях чувство личной ответственности в духовных делах церкви и в миру.
Последователями старой веры оказались люди неравнодушные в богословских вопросах, мыслящие самостоятельно, любители книжной премудрости, умеющие ценить отечественную культуру и народное искусство. Они свято берегли благочестиво написанные иконы, духовное знаменное пение, рукописные и старопечатные книги, спасая для потомков древнерусское наследие. Кроме того, староверы сохранили подлинно соборный дух церкви и внутреннее достоинство верующих, в то время как новообрядная церковь получив государственную поддержку, поплатилась за это своей независимостью, превратившись в «духовное ведомство православного исповедания» в правительственном аппарате, а ее лжесоборная синодальность перешла в «церковный бюрократизм».
В современном мире при стремительных процессах глобализации, информатизации и технического развития становится невозможной изоляция национальной культуры от внешних воздействий. В то же время очевидна недопустимость и пагубность полного слияния и растворения национальных культур в усредненных стандартах массовой потребительской цивилизации, движущейся по пути чуждых неразборчивых заимствований и вытесняющей красоту и разнообразие Божьего мира.
Сейчас, когда Россия после испытаний ХХ в. утратила имперские очертания, потеряла огромные народные силы в войнах и революциях необходимо переосмыслить пережитое, преодолеть тяжкие исторические потрясения, исцелить духовные недуги, обратить внимание на нравственное оздоровление общества и проявить главную заботу о сохранении и приумножении русского народа.
История старообрядчества предлагает естественный путь развития народной культуры и общества без революций и реформаций, через сохранение традиционных христианских ценностей и нравственных идеалов святоотеческого вероисповедания, которые способны одухотворять самобытное творчество русского народа, его самостоятельный дух искания и ответственного служения. Именно так через воспитание доброй воли и духовного чувства каждого человека для предметного Дела Божьего на родной земле и может устроиться Россия.
А. Б. Постников
1 До 1917 г. староверам-поморцам принадлежали следующие духовные здания в городе Пскове: 1) каменный храм Св. Козмы и Дамиана на Запсковье на ул. Лесной (ныне – ул. Волкова); 2) общественная моленная в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Завеличье при дворовладении П. Д. Батова (ул. Конная, д. 3); 3) домовая моленная купца П. Д. Батова в его усадьбе (ул. Конная, д. 1); 4) домовая, впоследствии общественная, моленная при доме купца М. С. Хмелинского (ул. Герцена, д. 6); 5) каменная часовня на Мироносицком кладбище рядом с могилами купцов-старообрядцев Хмелинских. После лихолетья революции и советского времени из них сохранилась только полуразрушенная усадьба купца Петра Дионисиевича Батова (ул. Конная, д. 1) и общественная моленная, в которой сейчас находится детский Театр кукол (ул. Конная, д. 3). Предметы церковной утвари этих храмов (иконы, книги) были изъяты и в настоящее время входят в наиболее ценную часть фондов собрания Псковского музея-заповедника.
2 ГАПО. Ф. Р-590. Оп. 1. № 1327. Л. 31 об., 60 и об.
3 В настоящее время приблизительный численный состав староверческой общины, по данным исповедных книг за 2000 г., достигает около 250 человек, это активная часть прихода. Потомственных же староверов в Пскове и области гораздо больше.