Статья опубликована в №35 (506) от 08 сентября-14 сентября 2010
Общество

«Оля, иду за тобой»

«Норвежские камушки» с острова Залита
 Елена ШИРЯЕВА 08 сентября 2010, 00:00

«Норвежские камушки» с острова Залита

Есть такой разряд людей, которые с подозрением относятся к любым благотворительным акциям. Это не те, кто заведомо считают, что пожертвование их не дойдёт до нуждающегося. Не те, кто не верит в бескорыстность любой инициативы и сразу начинает выяснять, в чём интерес просящего (особенно если помощи он просит не для себя). Нет, речь о других – о честных налогоплательщиках, полагающих (и справедливо), что каждый должен заниматься своим делом. Врач должен лечить, учитель – учить, певец – петь, чиновник – распределять отчисленные в общую пользу доходы, чтобы… Чтобы у врача была больница, у учителя – школа, у певца – концертный зал.

1 сентября 2010 года в Залитской основной школе встретили три ученика. Фото: Пресс-служба администрации Псковской области
Эти люди ненавидят тяжкое наследие прошлого – субботники. Потому что: «а за что мы платим»? Коммунальным службам, конкретному дворнику, ещё более конкретному чиновнику, курирующему сферу ЖКХ?

Их искренне злит (и повторюсь – справедливо злит), что деньги для детей, страдающих онкологическими заболеваниями, должна собирать актриса Чулпан Хаматова: а власть-то на что? При том, что рубля им на больных детей не жалко. И они-то точно той же Чулпан денег дадут, не в пример тем, кто по любому поводу голосит в Интернете: «Лучше бы здоровым сиротам помогали, или ветеранам, или бездомным» (в итоге не дадут никогда и никому).

Честный налогоплательщик, в конце концов, и на субботник выйдет, и помощь погорельцам соберёт, и лопаты добровольцам купит – безо всякой гордости за себя, хорошего, а тем более без радости. Какая радость, если гложет мысль: своими действиями я расхолаживаю тех, кто отвечает (по долгу службы!) за данный участок общей работы. Ломаю и без того ненадёжную систему государственной социальной поддержки – в пользу которой, опять же, плачу налоги. Укрепляю власть в мысли, что наш народ ничем не задушишь, не убьёшь, и можно на него нажать еще немножко – всё равно сдюжит. Как-нибудь самоорганизуется, скинется, поделится. И так от этой тенденции на душе нехорошо становится, что трудно побороть желание зажать уши, услышав очередной крик о помощи.

На прошлой неделе (и немного до нее) в Пскове произошло событие, заставившее лично меня (да, да, «я сам, брат, из этих» - честных налогоплательщиков) взглянуть на частную благотворительную инициативу по-другому – это ситуация с Залитской школой.

С самого начала я была уверена, что островной школе [ 1 ], даже если в ней останется один ученик (сейчас их три), исчезновение не грозит. Ещё до всех заверений со стороны администрации Псковской области. Потому что там практически невозможно найти законные основания для фактической ликвидации, а филиалом-то она и так уже является.

Но и опасения жителей острова Залита нужно воспринимать всерьёз. Они давно уже действий власти боятся меньше, чем проявления внешнего делового интереса к их острову. Об истории банкротства бывшего колхоза-миллионера имени Залита лет семь назад псковские журналисты писали много, но там – совсем другая история. А нынешняя, судя по некоторым осторожным даже не заявлением, а сообщениям, началась с того, что к зданию школу проявили интерес люди, решившее развивать в этих живописных местах туризм.

Против денег иногда труднее бороться, чем против их отсутствия. Рыбаки, наверное, это давно усвоили, раз уж пришли со своей бедой к людям, от проблем всяческих социальных оптимизаций далёким: певице Ольге Кормухиной и музыканту Алексею Белову («Парк Горького»), у которых на острове несколько лет назад появился свой дом.

Об этом интересе Ольга потом лишь вскользь упомянет на пресс-конференции, где будет объявлено о благотворительном концерте в пользу Залитской школы: «Туризм нужно развивать, но не туристы буду рыбу ловить. Это очень сложное, опасное ремесло, которому учатся с детства». Она говорила о детях, растущих на острове, и, казалось, что эти слова, эти мысли, ты уже где-то слышал или читал: «Оторвать этих детей от корней – значит, потерять их… В своей среде человек развивается цельно… Они любят своё озеро, своё дело».

И да – действительно проще приставить к трём невольным избранникам по три учителя, чтобы они «охраняли эту ремесленную элиту», чем всё в одночасье разрушить. Я потом вспомнила, что когда-то цитировала в «Псковской губернии» во время очередного витка напряжённости вокруг псковских малокомплектных школ опубликованные в «Российской газете» записки Василия Пескова о Норвегии («Норвежские камушки» [ 2 ], - как раз в то время её опубликовало «Псковское агентство информации», которое сейчас выступило одним из организаторов концерта в пользу школы с тремя учениками [ 3 ]).

В Залитской школе соседствуют голандская печь, компьютеры, школьная доска 1980-х и фотография старца Николая Гурьянова. Фото: Пресс-служба администрации Псковской области
Процитирую отрывок из записок Пескова снова:

«Норвегия первой в Европе ввела (1860 год) бесплатное и обязательное обучение детей с семи до четырнадцати лет. Воспитанию тут и теперь уделяют пристальное внимание. В маленькой деревеньке по дороге из Осло на юго-запад мы перекинулись словом с молоденькой учительницей, только что приехавшей сюда на работу.

- Сколько же будет учеников у вас в школе?

- Одиннадцать.

- Одиннадцать?

- Одиннадцать.

Школа в деревне была закрыта, но в этом году опять открывается. Учительница осматривала помещение, принимала разного рода утварь, привезенную на жёлтом грузовичке.

- Всюду, где есть минимум пять учеников, с этого года открываются школы...

Несколько лет назад правительство, подсчитав, во что обходится обучение в таких вот разбросанных по стране поселках, нашло, что следует мелкие школы закрыть, а открыть в округах школы большие, хорошо оборудованные. Одних ребятишек привозить сюда на автобусах, других – поселить в интернатах...

Алексей Белов и Ольга Кормухина в Пскове. Фото: Аванесов Артем, Псковское агентство информации
И вот теперь это, казалось бы, разумное решение пересмотрено. Опять открываются, пусть хуже оборудованные, пусть с одним учителем, мелкие школы. Жизнь показала: обучение и воспитание в отрыве от родителей – неполноценное воспитание. Но это не всё. Вырастая вдали от дома, от земли, деревенского уклада жизни, от всего, что в детстве привязывает человека к родному месту, молодые люди «теряют корни». Они равнодушны к тому, где им жить. Они становятся, как сказали бы у нас, травою перекати-поле».

Вот оно – что понятно и певице, и музыканту, и журналисту. И даже, наверное, чиновнику: пресс-конференция проходила в пресс-центре администрации Псковской области, на ней присутствовал и. о. председателя комитета по культуре Александр Голышев (вероятно, в коридорах власти всё же не решились придать концерту чёткий социальный, без пяти минут политический, оттенок, «смягчили» до культурного мероприятия).

Только что назначенная заместитель губернатора по социальным вопросам Вера Емельянова [ 4 ] публично и не один раз поддержала идею концерта (и лично пришла). Губернатор Андрей Турчак так вообще 1 сентября, за день до события, отправился на остров – детей поздравил, с рыбаками поговорил – о разном… У него в блоге запись по этому поводу сделана очень любопытная [ 5 ].

В общем, как-то оказалось, что всем всё понятно. Все всех поддерживают. И концерт – дело хорошее, и от собранных денег никто не откажется (правда, по сообщению ПАИ, средства музыканты перечислили на счёт залитского прихода: «Все средства, вырученные с продажи билетов, будут перечислены на счёт церкви Святителя Николая на острове Залита. Распоряжаться деньгами будет настоятель храма отец Паисий. Таково было общее решение жителей острова и родителей учеников, которые обучаются в Залитской школе»).

И вот это – поворотный момент. Для честного налогоплательщика. Во-первых, потому что 300 тысяч рублей, вырученные за концерт, - это не только то, что псковичи смогли дать школе. Это ещё и то, что они ЗАХОТЕЛИ ей дать. Сверх положенного по закону. От себя, лично. Во-вторых, потому, что то самое государство, которое перед нами в вечном долгу (это не ирония), не только от своих обязательств в кои-то веки не отказалось, но и от предложенной помощи высокомерно не отмахнулось. То есть как-то по-человечески, сообща всё получилось.

Не было противостояния. Была инициатива снизу, поддержанная сверху. Что заставляет задуматься: а, может быть, так и надо? Обществу – проявлять инициативу (без той самой задней мысли «а за что я деньги плачу»), а власти её с благодарностью принимать? К исполнению, прежде всего. Тем более, что обществу-то подчас лучше видно, кому надо помочь и как именно это сделать.

Совсем недавно одна из моих близких друзей занималась сбором гуманитарного груза для погорельцев. И оказалась под сильным впечатлением от реакции власти, когда за помощью при перевозке пришлось обратиться в административные структуры: помогли! И быстро помогли. Ещё и поблагодарили за «ориентировку» на местности, потому что блогеры быстрее получали конкретные, можно сказать – адресные, сигналы о помощи, что здорово уточняло общую работу. И теперь тоже думает: может, так и надо? От общества – всё та же инициатива и посильное участие, от власти – инструмент, с помощью которого всё можно сделать, довести до конца?

Ольга Кормухина на сцене БКЗ с учеником Залитской школы Николаем. Фото: Аванесов Артем, Псковское агентство информации
За этими рассуждениями как-то не особо видна оказалась роль главных героев залитской истории. Я про Ольгу Кормухину и Алексея Белова. А они ведь о том же… На пресс-конференции Ольга, пытаясь объяснить идею общего дела (в том числе конкретного – залитского) к восторгу журналистов вдруг сняла туфли: «В Древней Греции делали так: на одной подошве писали своё имя, а на другой - «Иду за тобой». Оля — иду за тобой, Оля — иду за тобой».

Все смотрели, как ступают по воздуху Ольгины туфли.

И захотелось пойти за ней.

Многие и пошли – сразу в кассу Большого концертного зала областной филармонии.

2 сентября в этом зале состоялся один из самых лучших концертов, о котором невозможно рассказать. Не знаю, чего стоило Ольге Кормухиной и Алексею Белову «взять» такой разный зал. Он наполовину был «серебряный» – пришло много пожилых людей. Были дети, были «старые» (в смысле преданные жанру) рокеры и совсем молодые люди, которые в своей жизни, боюсь, никогда не слышали и не видели такой качественной, такой профессиональной работы.

С острова Залита люди приехали, один рыбак опоздал, вошёл в зал мокрый после дождя, с букетом «домашних» цветов и сразу к сцене – и только опять же высочайшей профессионализм позволил Ольге Кормухиной изящно выйти из его железных объятий. От всех залитских она вывела на сцену того, ради кого и собрался этот разный зал: «раба Божьего Николая» (Ольга и Алексей люди глубоко верующие, воцерковлённые), одного из трёх учеников Залитской школой. И он поблагодарил всех…

Такой вот получился концерт-урок, в завершение которого все встали: и в благодарность за искусство, и в благодарность за школу. Наверное, первый такой урок в жизни многих. Ведь можно, оказывается, помочь. Просто помочь, не заменяя собой тех, кто и так обязан это делать.

«Вместе», а не «вместо» – главное, что хотелось бы выучить.

Елена ШИРЯЕВА,
специально для «Псковской губернии»

 

1 См.: М. Андреев. Свято место // «ПГ», № 31 (350) от 15-21 августа 2007 г.

2 См.: Е. Ширяева. Особенный предмет // «ПГ», № 34 (403) от 27 августа – 2 сентября 2008 г.

3 Соорганизаторами концерта выступили Псковское агентство информации, телекомпания «Телеком», радиостанции «Седьмое небо» и «Радио Дача». Поддержку в организации концерта оказали Шансон ТВ, салон печати «Ника» и Государственный комитет Псковской области по культуре.

4 См.: К. Минаев. Кубик Турчака-2 // «ПГ», № 33 (504) от 25-31 августа 2010 г.

5 См.: А. Турчак. «Остров. Школа для троих»: «Первого сентября после городских школ был на Талабских островах, точнее, на острове Залита в Псковском озере. Там эта история, показанная накануне по Первому о школе с тремя учениками, которую решили сохранить, несмотря на её крайнюю неэффективность по всем финансовым расчётам. В репортаже один из учеников посетовал, что ему не хватает девчонок в классе, высказывали опасения специалисты по поводу качества образования, но уверен, что решение мы приняли правильное. Школа или пустота. Отдельные коллеги-губернаторы «предъявляли» мне за это вчера на Госсовете. Но это — остров, «школьные катера» даже вместе со школьными автобусами проблемы здесь не решат. Именно на острове особенно остро чувствуешь, что школа и местное общество неразрывны. Школа в прямом смысле — это жизнь и надежда на возрождение. Поэтому на праздничную линейку из трёх человек пришло чуть ли не всё местное население, включая питерских дачников…» (http://turchak.ru/blog/2216).

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.