Статья опубликована в №21 (543) от 01 июня-07 июня 2011
Политика

Узник замка «РФ»

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев могут быть освобождены досрочно
Денис Камалягин Денис Камалягин 01 июня 2011, 00:00

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев могут быть освобождены досрочно

На этой неделе фигура опального бизнесмена Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева вновь стала одной из центральных в российских и мировых СМИ. Информационным поводом очередного всплеска внимания к «заключенному № 1» в России стало то, что Московский городской суд, наконец, рассмотрел кассационную жалобу адвокатов Ходорковского и Лебедева по так называемому «Второму делу ЮКОСа» и постановил: приговор оставить в силе. Но срок заключения было решено уменьшить на год.

Акция «Пора меняться». Москва, 20 февраля 2011 г. Замоскворецкий мост. Фото: Илья Варламов
После этого события стали развиваться с калейдоскопической скоростью: буквально через несколько дней было оглашено решение международной организации «Amnesty international», которая приняла решение признать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узниками совести, то есть официально присвоила им статус политзаключенных.

Сам г-н Ходорковский, осужденный первоначально на 14 лет заключения по обвинению в хищении нефти и легализации незаконно полученных доходов, сообщил, что намерен воспользоваться правом на условно-досрочное освобождение. Сделал он это, хоть и заочно, в эфире управляемого Кремлем канала НТВ.

Сюжет Вадима Такменёва стал весьма показательным в развитии «Дела Ходорковского»: за последние несколько лет это был, по сути, первый журналистский материал на подконтрольном власти федеральном канале, не обвиняющий г-на Ходорковского во всех смертных грехах. Более того, сюжет выглядел даже скорее запоздалой апологией Михаила Ходорковского и был полон сочувствия к нему. Такменёв заметил, что прокуратура признала: при подсчете хищений нефти экс-главой «ЮКОСа» была допущена ошибка приблизительно на 130 млн. тонн! «По всему происходящему видно, что отношение к «заключенному № 1 меняется», - резюмировал известный журналист НТВ.

И прежде всего, это заметно по его собственному сюжету.

Буквально на следующий день г-да Ходорковский и Лебедев подали ходатайства об условно-досрочном освобождении, поскольку отбыли уже больше половины срока наказания (приговоры по первому и второму делу взаимно погашаются: больший срок превалирует над меньшим).

После этого стало ясно, что сокращение срока заключения на год не могло быть совершенно случайным, потому что этого было достаточно, чтобы заключенные могли претендовать на досрочное освобождение.

На следующий день, 31 мая, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге принял решение оштрафовать Россию за нарушения, допущенные в ходе расследования первого дела в отношении Ходорковского. Сумма штрафа составила 10 тыс. евро. Также Россия должна будет выплатить 14,5 тыс. евро в качестве компенсации судебных издержек.

Суд признал, что в ряде случаев Ходорковский удерживался под стражей незаконно, а российские судебные органы с нарушением рассматривали его требования об освобождении из-под стражи на время следствия. В итоге из 15 пунктов жалоб истца ЕСПЧ удовлетворил восемь.

Но при этом Европейский суд Ходорковского политзаключенным пока не признал.

В этот же день, 31 мая, публичные заявления по поводу выхода на свободу Ходорковского и Лебедева стали делать российские политики, в том числе представители партии власти.

«Ходорковский понес наказание – пусть теперь выходит и вкалывает! Это наши люди, наши граждане, мы их наказали по закону, они свое отсидели. И мне бы очень хотелось, чтобы они вышли», - сделал неожиданное заявление не кто-нибудь, а депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Колесников, бывший заместитель генерального прокурора РФ.

Еще раньше по вопросу Ходорковского высказался и президент России Дмитрий Медведев. На ожидаемый всеми и всё же заданный ему журналистом «Коммерсант FM» Юрием Мацарским вопрос «Опасен ли для России выход на свободу Ходорковского?», глава государства ответил кратко: «Абсолютно ничем не опасен».

Для многих это стало неким знаком. Правда, слова Медведева (как и все его слова на большой пресс-конференции 18 мая этого года [ 1 ]) политологи трактовали по-разному, вплоть до полярного восприятия одной и той же фразы.

Но тот факт, что неким силам, которые имеют непосредственное отношение к власти, стал, так или иначе, необходим выход Ходорковского из тюрьмы на свободу, очевиден.

Так же необходим, как когда-то другим лицам был выгоден арест г-на Ходорковского и его последующее заключение под стражу. И эти интересанты остаются у власти в России до сих пор.

Г-н Ходорковский, как и все его коллеги по «олигархическому цеху», никогда не был ангелом и разбогател так же, как и большинство миллиардеров: за счет полукриминальной приватизации, которой попустительствовали (которую, точнее сказать, организовывали) тогдашние власти страны. Чиновники сами разрабатывали для бизнесменов простые способы быстро, дешево и сказочно разбогатеть, используя различные махинации, в частности, залоговые аукционы. Формально все делалось в рамках тогдашних законов.

Но одни олигархи сидят в тюрьме, а другие продолжают гулять на свободе и подниматься все выше в списках Forbes.

Как не без мрачного юмора сказал депутат Госдумы Геннадий Гудков, «один олигарх получает 14 лет, а другой – $14 миллиардов за одни и те же деяния».

Михаил Ходорковский в начале 2000-х, одновременно с приходом на высшую государственную должность Владимира Путина, проявил интерес к политике. И за политику (а не за что-то другое, что ему формально не без проблем для обвинения инкриминируют) пострадал.

В свое время г-н Ходорковский заявил, что к 2008 году планирует оставить предпринимательство и заняться политикой. 2008 год был годом выборов президента. Действующая власть восприняла слова Ходорковского очень серьезно.

Еще более болезненно было воспринято высказывание Михаила Ходорковского на встрече Владимира Путина с крупнейшими предпринимателями о том, что покупка государственной нефтяной компанией «Роснефть» «Северной нефти» имела коррупционный характер. Именно г-н Ходорковский тогда заявил, что «весь рынок гудел от слухов о размере откатов». И все, слышавшие его слова, догадывались, кому в том числе предназначались эти откаты.

Известно, что все тот же Владимир Путин намекал Ходорковскому прекратить поддерживать финансово на относительно равных принципах все без исключения парламентские партии России. Также известно, что Михаил Ходорковский отказался от рекомендации Путина и продолжил финансирование по сути многопартийности.

А ведь это был 2003 год, год выборов в федеральный парламент и год, предшествующий году выборов президента. И многие полагали, что Ходорковскому эта задача по плечу.

В общем, поводов для ареста было более чем достаточно.

Как показало время, тюремный срок – это только часть дела: в тюрьме Ходорковского пытались лишить и здоровья и, возможно, жизни.

О таких планах рассказал прессе один из сокамерников Михаила Ходорковского, Александр Кучма. Интервью с Кучмой НТВ все-таки запретили выпускать в эфир. И он бросился в интернет.

«Я решил все рассказать вам быстрее, пока меня не грохнули, - рассказал изданию «Газета.Ру» г-н Кучма. - Зачем и кому я нужен, если я уже все рассказал?».

По его словам, напасть на Ходорковского в 2006 году его заставили некие люди в штатском: по замыслу, он должен был убить Ходорковского ударом ножом в глаз. А затем руководство колонии принудило его на камеру заявить о том, что на преступление его толкнули сексуальные домогательства со стороны сокамерника.

Сенсационные для системы откровения Кучмы – не единственный пример, когда спустя время герои, замешанные в деле Ходорковского, говорят о жесточайшем давлении, оказанном на них. До сих пор на слуху недавняя история с пресс-секретарем Хамовнического суда Натальей Васильевой, которая заявила, что судья (председатель суда!) Виктор Данилкин, выносивший приговор Ходорковскому и Лебедеву, «писал приговор не сам».

После всего, что произошло и открылось общественности (особенно учитывая откровения Александра Кучмы), заявить о том, что «выход Ходорковского абсолютно не опасен», мог только Дмитрий Медведев. Потому что для него действительно выход Ходорковского не опасен.

А вот что может рассказать экс-глава «ЮКОСа» про других представителей политической верхушки России, не знает никто.

Поэтому выпускать его раньше времени тоже никто не станет.

Но кто же все-таки хочет?

Навскидку есть три версии происходящего.

Во-первых, одна из сторон, претендующих на президентский пост, планирует заработать на освобождении г-на Ходорковского дополнительные голоса. Только тогда выйти Михаил Борисович сможет только за несколько дней до выборов: чтобы не успел ввязаться в президентскую кампанию ни в каком качестве.

Вполне возможно также, что Ходорковский выйдет из тюрьмы сразу после президентских выборов: тогда его слова никому уже будут не страшны, а к следующим выборам все его героические страницы биографии, как надеется режим, забудутся в народе.

Если бы г-н Ходорковский вышел в 2016-м или, как планировалось вначале, в 2017 году, то его фигура могла бы внести значительные изменения в расклад на выборах президента 2018 года. То, что при наличии желания свой политический вес за ближайшие 6 лет он не растеряет, не вызывает сомнений.

Во-вторых, реальной остается возможность того, что Европейский суд по правам человека выдаст России на основании допущенных российскими судами процессуальных нарушений предписание об освобождении Ходорковского. И чтобы не выглядеть в этой ситуации совсем глупо, власти могут попытаться сыграть на опережение событий.

Ну а в-третьих, хоть это и выглядит чем-то из разряда фантастики, определенные силы пытаются вытащить Михаила Ходорковского из тюрьмы с целью сделать его заметным ньюсмейкером в России. Но вряд ли главный кандидат на пост президента, Владимир Путин, может допустить такую провальную для себя ситуацию. Учитывая то, что именно Путин был главным инициатором «посадки» Ходорковского, вероятность этих событий стремится к нулю.

Потому как если на свободе (а тем более у власти) Ходорковский, то возникает риторический вопрос: а кем и где тогда будет Владимир Путин?

Денис КАМАЛЯГИН

 

1 См.: Д. Камалягин. Зал капитуляции // «ПГ», № 20 (542) от 25-31 мая 2011 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.