7 сентября 2011 года при взлёте из ярославского аэропорта «Туношна» разбился самолёт «ЯК-42». Погибли 44 человека, большинство из которых – игроки, тренеры и сотрудники ярославского хоккейного клуба «Локомотив», практически в полном составе. Шок для близких. Шок для болельщиков. Шок для всех нас, кто ещё не разучился чувствовать и сострадать. Но – заурядное событие для разлагающейся системы, выстроенной вертикальным карликом и его компанией. Причины катастрофы установят. Стрелочников найдут или назначат. Но никто не предотвратит новых катастроф. Такой задачи даже не ставится.
Катастрофы накатывают лавиной. Вот список трагедий на транспорте только за текущий год. Январь 2011 г. – теракт в аэропорту «Домодедово», погибли 37 человек. Январь 2011 г. – пожар самолета ТУ-154Б-2 в Сургуте, погибли 3 человека. Март 2011 г. – в 140 километрах от Воронежа терпит катастрофу АН-148, погибли 6 человек. Июнь 2011 г. – около Петрозаводска терпит катастрофу самолет ТУ-134-А, погибло 40 человек. Июль 2011 г. – терпит катастрофу самолет АН-24, следующий рейсом Томск-Сургут, погибли 7 человек. Июль 2011 г. – на Волге потерпел крушение теплоход «Булгария», 122 человека погибли. Июль 2011 г. – на Москва-реке катер «Ласточка» столкнулся с баржей, погибли 9 человек.
В каждом случае производится расследование. Определяются виновные и «виновные». Но ничего не меняется: в целом налицо системный кризис. Доля авиакатастроф на миллион километров авиаперевозок уже превышает африканские показатели.
Тем не менее, ни премьер-министр, ответственный за выстроенную им систему, ни даже министр транспорта в отставку не собираются. Они, судя по некоторым признакам, не испытывают чувства особой вины за гибель глубоко презираемых ими простых людей. Похоже, что министр транспорта Игорь Левитин уже создал себе такой личный экономический ресурс, что даже полное разрушение всей российской транспортной системы не отправит его в отставку.
Каждая конкретная катастрофа становится итогом рокового стечения обстоятельств. Ярославль — не исключение.
Обстоятельство первое. Именно в этот день в Ярославле начинало свою работу медведевское толковище под названием «Международный политический форум по глобальной безопасности». На него уже третий год подряд собираются всякие разные персоны, чтобы просто поговорить о важных с их точки зрения вещах. Никаких конкретных последствий эти разговоры не имеют. Но мероприятие громкое. Со всей страны (в том числе из Псковской области) собрали полицейских охранять важные разговоры. Особо важных персон слетелось немерено. Самолётов в аэропорту было размещено столько, что ЯК-42 с командой хоккеистов был вынужден взлетать с середины взлётной полосы.
Проблема? Нет, не проблема. Половина полосы — 1,5 километра, а этому самолёту достаточно и 800 метров. Запас почти двукратный.
Тем не менее, самолёт взлететь с полосы не смог, пробежал ещё около 400 метров по грунту, и только тогда оторвался от земли. Проблема? Нет, не проблема. ЯК-42 может взлетать и с грунта.
Проблема стала таковой, когда самолёт не смог набрать нужную высоту и зацепился за мачту радиомаяка, стоявшую прямо по курсу взлёта, после чего разрушился, упал на землю и загорелся.
Согласно последним данным, которые во вторник привела газета «Московский Комсомолец», ссылаясь на некий источника из авиапрома, пробег самолёта увеличился из-за того, что пилоты… забыли отключить стояночный тормоз – аналог ручного тормоза в автомобиле. Автомобилисты называют такую ситуацию «ошибкой блондинки».
Мощности двигателя самолета хватает, чтобы самолёт начал движение с включённым тормозом, но взлётную скорость набрать не удаётся.
Кроме того, источник сообщил «МК», что, согласно расшифровке речевого самописца, командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, объясняя это своим плохим самочувствием.
Стояночный тормоз должен был отключить именно командир, но, похоже, забыл это сделать, передав управление помощнику. Соответствующий сигнал на панели управления пилоты, видимо, не заметили, а звуком он не дублируется. По ходу разгона пилоты, очевидно, спохватились и тормоз отключили, но не остановили взлёт, а продолжили. Возможно, они были уверены, что смогут взлететь. Прерванный взлёт, да ещё в обстановке особых VIP-условий международного форума, наверняка повлёк бы серьёзные дисциплинарные и финансовые последствия для экипажа. Вот и решили, наверно, рискнуть…
Катастрофа снова высветила ряд проблем.
Первая проблема – проблема подготовки пилотов. Летают пенсионеры, а молодёжь идёт на эту тяжёлую и не слишком высокооплачиваемую работу без особого рвения. Учебы практически нет.
Вторая проблема — состояние самолётов. Оказалось, что саратовский завод-изготовитель самолётов «ЯК» добит и разрушен уже в «тучные» нулевые годы. Ангары разобраны, оборудование распродано и сдано в металлолом, фюзеляжи недостроенных самолётов разрезаны и тоже сданы в металлолом. Это первый случай в истории советской и российской авиации, когда предприятием-изготовителем прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение самолётов (техническое обслуживание, ремонт, обеспечение запчастями и т. д.)
По сравнению с нами, рядовыми потребителями властных и всяческих других услуг, хоккеисты – миллионеры, важные персоны. Но их небедный клуб явно экономил на качестве и безопасности полётов, арендуя самолёт подешевле.
Еще одна проблема – моральная.
Международный форум в Ярославле следовало либо отменить, либо перенести. Ну хотя бы на 40 дней. Но этого очевидного решения принято не было. Получился абсурд: обсуждение проблем современного государства, инноваций и глобальной безопасности на фоне чудовищной и нелепой катастрофы. Теория и практика безопасности совпали во времени и пространстве, но оказались совершенно разными. Похоже, что для организаторов амбициозного форума погибшие хоккеисты – такая же пыль под ногами, как и весь остальной российский электорат.
Выводы властей циничны: самолёты покупать за рубежом, частные компании – закрыть, оставить на рынке только монополистов.
Но предлагаемая монополизация авиаперевозок ещё больше взвинтит цены на билеты и сделает полёты почти недоступными для большинства граждан. Уже сейчас билет на самолёт «Аэрофлота» по маршруту Москва-Норильск стоит примерно 700 евро, а долететь из Нью-Йорка до Сиэтла (где расстояние на 1000 километров больше) можно всего за 190 евро.
К тому же в России терпят бедствие не только отечественные, но и импортные самолёты. Виной тому – вся устаревшая изношенная инфраструктура аэропортов и наземных служб. Не далее как во вторник, 13 сентября, в аэропорту Внуково самолёт российской авиакомпании «Владивосток Авиа» Airbus A-330 после посадки сбил крылом мачту перонного освещения. К счастью, никто не пострадал.
Выводы из всего этого неутешительны. Власть и бизнес заботятся только о личных сверхдоходах. Доставшаяся от СССР инфраструктура не обновляется, изношена до крайности, и одного этого достаточно для того, чтобы лавина катастроф только нарастала. Человеческая жизнь обесценивается российской властью не по дням, а по часам.
Выход один: нужна смена власти. Нужны новые руководители, нужна новая система, в которой жизнь и благо рядового человека будут стоять на первом месте.
Игорь БОРИСОВ, потребитель