Железный скобарь. Фото: Алексей Семёнов
В более ранние времена о скобарях – ни в плохом, ни в хорошем смысле – никто не слышал. Во всяком случае, ни в летописях, ни в словарях, ни в художественной литературе до прошлого столетия слово «скобарь» не встречается. Так что рассказы о Петре I и скобах – из области мифологии ХХ века. В Большом толковом словаре русского языка под редакцией С. А. Кузнецова, изданном в Петербурге в 2000 году, «cкобарь» все еще фигурирует как «грубый, невоспитанный человек».
Совсем недавно, на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов, в Пскове была предпринята попытка избавиться от негативного смысла, так сказать, «очиститься», придать слову «скобарь» благообразие и закрепить вновь рожденную легенду, связанную со скобами. Наибольшую активность проявили псковские литераторы.
Сами псковичи не торопились называть себя скобарями, но многолетняя работа «по реабилитации» все-таки сыграла свою роль. Слово «скобарь» зазвучало часто и громко.
И все же скобарем себя назовет не каждый пскович. Но те, кто все-таки назовет, с каждым годом становятся все изобретательнее. Идея «отмыть чёрта до бела» никуда не исчезла. Желание сделать так, чтобы название «скобарь» произносилось с гордостью, оказалось сильнее многих прочих желаний. Тем более, что идеей давно заразились псковские кузнецы, у которых фантазия еще более буйная, чем у местных писателей.
Многочисленные литературные альманахи под названием «Скобари» ушли в тень. За дело взялись крепкие ребята в фартуках, склонившиеся над наковальнями. И у них получилось лучше, чем у писателей. Они научились разгибать скобы и завязывать их красивым бантиком.
Одним колоколом у Пскова стало больше. Фото: Алексей Семёнов
Псковские кузнецы используют сильнодействующие средства. Они жгут сердца людей не только глаголом. Судя по празднику, который был устроен в Пскове 1 октября 2011 года, кузнецы решили выжечь каленым железом память о скобаре как недалеком и грубом человеке.
При всей неоднозначности праздника под названием «День Скобаря», само действо получилось необычайно живым. В каком-то смысле, вышла антимасленица. Это тем более бросалось в глаза, что некоторые участники были на виду и на Дне Скобаря, и на «Всероссийской масленице». Митьки, например. И тут подтвердилась старая истина: когда у организаторов нет неистребимого желания удивить мир и освоить огромный бюджет, на первый план выходят творчество и азарт.
Кузнецы и их единомышленники сделали упор на наглядную агитацию. Сама мысль о том, что из железа можно сковать все что угодно, оказалась плодотворной. Поэтому на «Кузнечном дворе» появились кованый «снеговик», вращающаяся сказочная избушка, рождественская елка, гигантский револьвер (почти настоящий), кресло «под мухой», множество больших и малых велосипедов. На голову каждый желающий мог водрузить кованую бескозырку или спрятаться за железной маской. Стоящие рядом кованые башмаки, соединенные цепью с тяжелой гирей, звали в путь. Каждый шаг давался с трудом.
В двух шагах от гири устроились питерские художники-митьки во главе с Дмитрием Шагиным. Четыре художника рисовали огромную картину, призванную навеки соединить митьков и скобарей. К вечеру готовую картину «Братание митьков со скобарем» отнесли в Псковский музей-заповедник.
Тем временем из динамиков доносились композиции группы «ZZ Top». Глава города Иван Цецерский стучал молотом в ритме барабанщика «ZZ Top» Фрэнка Бирда, а наибольшую активность проявили многочисленные дети. Особенно их интересовали велосипеды, револьвер и колокол. А под мухой можно было не только посидеть, но и покататься на ней.
Среди участников нашлись люди, которые были уверены, что в новой редакции Большого толкового словаря когда-нибудь появится новая запись: «Скобарь: вежливый, воспитанный человек».
Смелое предположение.