На митинге многодетных семей в Пскове власти старались держаться в стороне от народа
В минувшую субботу в Пскове состоялся еще один митинг. На этот раз его провели не политики, а активисты общественной организации «Дети – наше будущее», которая объединяет многодетные семьи региона. Впрочем, как ни старались организаторы сделать митинг исключительно общественным, от политики уйти не удалось.
Многодетные родители проиллюстрировали выбор, стоящий перед страной, красочными картинками. Фото: Лев Шлосберг |
На следующий день после того, как многодетные семьи заявили о проведении митинга, с ними вызвался встретиться переговорить губернатор Андрей Турчак. Предыдущая встреча главы региона и активистов движения состоялась ещё 18 августа минувшего года: как заявили сами родители, беседа получилась интересной, все «вышли из здания областной администрации окрыленными», однако время шло, но никаких изменений не было. Ни компенсации проезда, ни льгот по коммунальным услугам, ни решения вопроса с земельными участками, ни многого другого – всего того, что многодетным семьям положено по закону – ничего этого областные власти многодетным семьям так и не предоставили.
В декабре 2011 года г-н Турчак заявил депутатам областного Собрания, что на одной из ближайших сессий будет рассмотрен вопрос о компенсации проездных билетов для детей из многодетных семей. Но когда закон вступит в силу, абсолютно неизвестно. Да и то компенсация будут только частичной.
В итоге митинг, который осенью выглядел как обозначение проблемы, стал митингом категоричных требований и протестом против бездействия чиновников.
Станислав Мишаков, председатель Псковской областной организации многодетных семей «Дети – наше будущее». Фото: Лев Шлосберг |
Журналисты, окружившие митингующих, шутили, что, мол, пишущей и снимающей братии на площади было едва ли не больше, чем тех, кто пришёл на митинг. Это, правда, никак не повлияло на освещение события: псковские информагентства хором «замолчали» митинг, да и другие СМИ были крайне скупы на информацию.
Видимо, мероприятие не было признано достаточным информационным поводом. Даже присутствие на митинге председателя областного Собрания Александра Котова делу не помогло. Очевидно, потому, что г-н Котов был скорее не на митинге, а около митинга: он так и не нашёл, что сказать многодетным семьям: незаметно пришёл, незаметно ушёл, стоял в стороне, ближе к сотруднику администрации области и полиции.
Возможно, Александр Алексеевич не ожидал, что на областные власти будет вылит такой поток критики, после которого, в общем-то, комментарии были уже излишни. Возможность дать многодетным родителям прямое обещание помощи председатель областного Собрания не использовал.
«Мы хотим напомнить чиновникам об их основной задаче – это, в первую очередь, защита интересов псковичей, а не решение своих личных проблем, за счёт нас – жителей, т.е. своих кормильцев, - заявил активист движения Сергей Иванов. – Это мы платим налоги и создаём новые рабочие места, а они с этого только кормятся. Мы хотим напомнить власти, что это мы – настоящая власть, а они выбраны и назначены нами для решения именно наших проблем, а не своих. И когда они нам заявляют – это мы вам подняли пособия, нет, это ложь. Это они, взяв наши деньги в виде наших налогов, нам же их и вернули».
Многодетные родители проиллюстрировали выбор, стоящий перед страной, красочными картинками. Фото: Лев Шлосберг |
Вот только проблеме демографии в области уже порядка 50 лет, но руки до нее у властей все никак не доходят. В 1964 году (!) Псковская область стала первым российским регионом, в котором появилась убыль населения.
«Только за последние десять лет вымирание населения в области составило почти четверть всего населения области. Численность области сократилось с 800 тыс. до 600 тыс. человек! Кто ответил из руководителей за фактический геноцид коренного населения? Нет таких. Получается на деле, что у нас можно забраться наверх и, прикрываясь своей выборной должностью, творить всё, что своей душе угодно и при этом не будет никакого наказания. Мы вам говорим: хватит, держать нас за овец и стричь как вам удобно. Мы заявляем, что заканчивается наше терпение», - грозно подытожил Сергей Иванов.
В самом длительном выступлении на митинге прозвучала и религиозная тема, причем весьма неожиданно. Сергей Иванов напомнил: «Уже два десятка лет существует православная общеобразовательная школа, которая ютиться в малоприспособленном помещении на городском кладбище Жён мироносиц. Кто-нибудь из прихожан-чиновников за это время хоть один рубль пожертвовал? – Нет. Помог помещением для школы? – Нет. Митрополит Псковский об этом во всеуслышание заявил? – Нет!
Сказал Господь Бог Иисус Христос: «Не по словам, а по делам узнаете их». Получается, что нашим церковнослужителям и власти нужны безграмотные в духовном смысле люди. И церковноначалие, хочет того или нет, но потворствует этому. Часто у современных церковных менеджеров звучит фраза, которую якобы сказал апостол Павел: «Вся власть от Бога». Тем самым говорят людям: смиритесь с тем, что у вас есть и кто вами правит.
Но на самом деле это ложь, никогда Апостол Павел так не говорил. Слова евангелия звучат так: «Нет власти аще не от Бога, но сущии власти Богом учреждаются суть». То, что мы сейчас имеем – это бич Божий во вразумление нам!».
Председатель областного Собрания Александр Котов, кажется, не слышал произносимого. Во всяком случае, никакой реакции не было.
Ещё более грозный предводитель движения «Псковское гражданское общество» Сергей Костец обратился к многодетным семьям со словами поддержки и провёл скрупулёзные подсчёты жителей и денег, которые на решение демографических проблем в области были запланированы, но «до адресата» так и не дошли.
«Мы вымираем уже много лет, регион вымирает. За 2010 год в Псковской области теоретически вымерло два средних по величине районных центра. В 2011 году мы потеряли количество людей, равное по численности Усвятскому району!».
На митинг в защиту прав многодетных семей вместе с родителями, несмотря на мороз, вышли и дети. Фото: Лев Шлосберг |
«Собирались выделить на демографию почти 36 миллиардов, а выделили что-то порядка 812 миллионов, и то непонятно на что и не видно, куда пошли деньги и пошли ли вообще», - возмутился Сергей Костец.
Не смог организатор оппозиционного митинга 10 декабря не оттоптаться на счёт «митинга стабильности», который прошёл в Пскове 4 февраля [ 1 ]:
«Вспомните митинг, который прошел неделю назад – там все ратовали за стабильность! Да, мы стабильно с вами вымираем, очень стабильно. С такой стабильностью мы скоро все с вами въедем на Орлецы, там все стабильно!».
От лозунгов к конкретике перешел руководитель движения «Дети – наше будущее» Станислав Мишаков, который возмутился положением дел с лекарствами для детей в псковских поликлиниках.
«Всем детям до 3 лет и многодетным до 6 лет положены бесплатные лекарства. Еще недавно получение такого рецепта было лотереей. Если рецепт выписывал врач, что бывает до сих пор не всегда, то лекарств не оказывалось в аптеках. Замкнутый круг. Врачи упорно и настойчиво не желают оформлять льготные рецепты на дому, хотя по закону это возможно. В этом году финансирование на закупку лекарств по бесплатным рецептам увеличено в два раза, около 140 миллионов рублей. И до сих пор люди звонят и говорят, что им отказывают в рецепте, отказывают в аптеке. Почему?», - задался вопросом г-н Мишаков.
Вопрос риторический. Хотелось бы узнать, возвращаются ли неиспользованные деньги в госбюджет и, если нет, то куда они пропадают, с учётом того, что до назначения не доходит, по словам общественной организации, и до половины.
«После наших просьб и требований в поликлиниках появились объявления о льготных лекарствах. «Со списком льготных категорий, имеющих право на получение бесплатных лекарств, вы можете ознакомиться...», - продолжил Станислав Мишаков. – Это тугой канцелярский язык или попытка снова отодвинуть родителей от их прав? Почему не написать в доступной форме – «всем детям до трех лет положены бесплатные лекарства»?
Дети получили возможность лично напомнить властям о своих правах. Фото: Лев Шлосберг |
После завершения митинга многодетные родители ещё долгое время общались, расспрашивали друг друга о деталях встречи с губернатором, обсуждали вопросы выделения участков земли для строительства домов.
«В августе пообещали, что к концу года, сейчас говорят, что в конце марта, но все-таки начнут выделять первые 34 земельных участка. А как можно узнать, на каком месте лично мы в очереди? То мы были 27-е, потом 36-е стали…», - допытывалась у Станислава Мишакова одна из мам.
Оказалось, что областное управление соцзащиты формирование очереди многодетных семей на земельные участки до сих пор никак не регламентировало.
«Как всегда окажется, что впереди будут те, кто будет угоден чиновникам», - развели руками родители.
Александр Котов, стоявший неподалёку, скорее всего, слышал эту беседу, но включиться в беседу не решился. Возможно, просто не хотел повторять за Андреем Турчаком и Арменом Мнацаканяном.
Но зачем тогда глава законодательной и представительной власти приходит на митинг протеста? Засвидетельствовать свое молчаливое почтение? Лица запомнить?
Впрочем, если вспомнить, что во время выборов председателя областного Собрания г-н Котов тоже не нашел нужным выступить [ 2 ], все становится на свои места.
С учетом того, что февральская беседа с губернатором у многодетных семей тоже не совсем сложилась, реакция властей на требования народа впечатляет и удручает.
«То, что в интернет-СМИ назвали «конструктивным диалогом», на деле было разъяснительным монологом губернатора, и только», - пояснили уставшие от хождений по чиновничьим кабинетам родители.
Может быть, с точки зрения областных властей «конструктивный диалог» граждан и властей в России так и выглядит, а другим быть просто не может?
Денис КАМАЛЯГИН
1 См.: Д. Камалягин. Воззвание к «авторитету» // «ПГ», № 5 (577) 8-14 февраля 2012 г.
2 См.: Д. Камалягин. Ролевые игры // «ПГ», № 49 (571) от 21-27 декабря 2011 г.