Результаты выборов в Псковской области без преувеличения потрясли большинство тех, кто пришёл на избирательные участки
4 марта завершился политический марафон, стартовавший ещё осенью минувшего года. Именно тогда, осенью и зимой 2011-го, партия власти получила от народа увесистую затрещину в виде весьма низкого процента на выборах. Более того, проводимая политика и неудачные пиар-ходы (как на региональном, так и на федеральном уровне) говорили о том, что «курс на падение» будет продолжен. Руководство «Единой России», начиная от Владимира Путина и заканчивая главами муниципалитетов, обещало сделать выводы и не повторить декабрьского сценария. И не повторили.
Выборы по Гоголю
Губернатор Псковской области Андрей Турчак доволен тем, что 4 марта в Псковской области не повторилась статистика выборов 4 декабря 2011 года, несмотря на то, что легитимность властей висит на волоске. Фото: Сергей Васильев |
К тому же власть выбрала более простой и эффективный (в ее понимании) из двух вариантов: влиять не на мнение людей, а непосредственно на конечный результат. Иначе говоря, применить ещё более изощренное и более массовое «волшебство» при голосовании. Значительное число мандатов было таким образом отобрано (по-другому и не скажешь) у других партий: в итоге единороссы везде сохранили тотальный «контрольный пакет акций».
Владимир Путин на президентских выборах набрал в Псковской области 59,69% голосов. Не обязательно быть политическим аналитиком, чтобы понять, что данная цифра, мягко говоря, мало реальна: достаточно жить в Псковской области и понимать, что происходит.
«Единая Россия» в областном центре набрала более 46% голосов (в декабре Псков дал единороссам порядка 28%), а выигравшие зимой в городе коммунисты получили 24,23% (против 29% зимой). С учетом «унылых игрищ» со снятием-возвращением главы города Ивана Цецерского на самый большой декоративный пост в городе [ 2 ], большинство политических экспертов сходились во мнении, что на мартовских выборах «Единая Россия» потеряет еще 2-3 процента. В частности, журнал «Эксперт. Северо-запад» предположил, что выборы для единороссов в Пскове «могут закончиться серьезным поражением», отмечая очень сильные «левые» взгляды псковичей.
Ничего этого не случилось.
Аналитики, прогнозировавшие провал единороссов, пребывают в недоумении. Да, «Единая Россия» могла, в рамках погрешности, набрать в областном центре от 25 до 30 процентов, но с нынешним потенциалом этот результат – потолок так называемой «команды Цецерского». Результат в 46 с лишним процентов позволяет сделать только одно предположение: выборы были сфальсифицированы. И указ о фальсификациях шел сверху.
В итоге нелегитимный, держащийся на раздутом проценте, президент и его команда сделали нелегитимной и региональную власть, мотивировав ее сделать из выборов всех уровней фарс. Именно фарс, потому что всем ясно: ни Псков, ни Великие Луки не могли так проголосовать. Этого не могут понять только те люди, которые здесь не жили и до сих пор, в общем-то, не живут.
Остается только пожалеть «команду Цецерского» и самого Ивана Николаевича, которые весь этот фарс выставляют как свою заслуженную победу.
Или им даже ничего не сказали? Просто использовали вроде как и для их блага тоже?
Разумеется, теперь победители рассуждают о том, что оппозиция и протестный электорат не могут смириться с поражением, не могут поверить, что простой русский народ в большинстве своем за путинскую власть и ее наместников. Они уверены, что большая часть населения просто молча смирится с объявленным результатом и последует призывам не раскачивать лодку.
Кроме того, власти уверены, что их оппоненты не смогут добиться тотальной проверки результатов выборов – ведь только в одном Пскове придется проверять данные по более чем 100 тысячам проголосовавших граждан. Реальных сил и возможностей (кто ж даст спокойно и законно перепроверять все данные?!) для этого нет.
Все это мы уже проходили.
Уже сейчас можно предположить, как были организованы властью данные выборы, хотя, разумеется, пока нет официальных проверок и результатов, все версии можно высказывать только в качестве предположения.
За неделю до голосования в «Псковскую губернию» стала поступать информация о том, что на избирательные участки Пскова стали поступать списки избирателей, не учтенных на данных участках. Так, в один из УИКов на Завеличье, представитель которого общался с редакцией, неким лицом был передан список из приблизительно 200 человек. Для данного избирательного участка это число составляет приблизительно 18-20 процентов от всех голосующих.
Руководители участковых избирательных комиссий включали эти списки в общие списки избирателей.
Какова была дальнейшая схема действий при голосовании, можно только догадываться: голосовали ли сами члены участковых избирательных комиссий за «мертвые души» самостоятельно или по избирательным участкам разъезжали одни и те же люди, голосовавшие «дополнительно», или на каждый участок приходили несколько раз в день несколько десятков человек, пока не ясно, но рано или поздно это всё равно выяснится. Такую иголку в стоге сена не утаить.
Очевидно, что в этот раз от банальных и уже привычных вбросов, переписывания протоколов, а также слишком очевидных «каруселей» власти отказались. Именно поэтому так смело везде устанавливались веб-камеры, которые на данную схему повлиять просто не могли: чтобы предотвратить примененный способ фальсификации, контролирующий выборы человек должен был безотрывно следить в течение дня за десятками видеокамер, установленных на участках, и «организаторы» новых «мертвых душ» хорошо понимали, что это практически невозможно.
Также стало почти очевидным, что эта схема была принята исключительно для Пскова и Великих Лук: именно здесь протестные настроения особенно высоки и именно здесь, по ряду причин, высокий результат для «Единой России» был архинеобходим.
Кроме того, именно в городах, где даже соседи плохо знают друг друга, на избирательном участке наблюдатели не заметят чужаков, даже если они прибыли из другого города. В малых же городах и на селе такое почти невозможно: там все всех знают.
Городские думы этих городов могли не только значительно «покраснеть»: в случае коалиции КПРФ с «ЯБЛОКОМ» и ЛДПР, главами городов могли стать коммунисты Валерий Петров (экс-вице-мэр Пскова) и Аркадий Мурылев (в случае, если бы г-н Мурылев отказался от мандата депутата областного Собрания) соответственно. Или другие политики, по договоренности партий.
Для «Единой России» в Псковской области и власти губернатора это могло стать самым явственным началом конца.
В районах выборы оказались более традиционно организованными (как и показали результаты). Здесь, при всякой возможности, местные единороссы старались использовать «дедовские методы», в первую очередь – переносные ящики для голосования.
Неуловимые избиратели
Иван Цецерский объяснил псковичам, по какой причине «Единая Россия» 4 марта набрала на 17% большее количество голосов избирателей по сравнению с 4 декабря 2011 года: «Мы изменили себя». Фото: Александр Сидоренко |
«Я полагаю, что были составлены списки либо несуществующих, либо заведомо не голосующих избирателей, – поделился с «Псковской губернией» один из экспертов. – Массив составлял не менее 20 тыс. человек по городу Пскову и был равномерно распределен по избирательным участкам. Для Великих Лук такой массив составляет примерно 10 тыс. человек.
Перед этими выборами в Пскове и Великих Луках был сильно изменен состав участковых избирательных комиссий: массово появились новые члены и новые председатели».
По мнению нашего собеседника, в течение дня одни и те же люди приходили к заранее известным им членам избирательных комиссий, которые выполняли особую функцию выдачи именно этим людям бюллетеней по всем видам голосования.
«Эти «многоразовые избиратели» на каждом участке дали прибавку в несколько сотен голосов по всем трем бюллетеням: президент, партийный список в городскую Думу, одномандатник в городскую Думу. Не могу сказать, сколько раз они «сходили в урну», но при 2 тыс. избирателей на одном участке и явке в 50% 100 голосов – это уже 10%. Соответственно, «пакет гарантированной поддержки» составил не менее 20% голосов на каждом участке», - предположил аналитик.
20% от пришедших на выборы в Пскове 4 марта 2012 года 100 777 человек – это 20 155 избирателей.
Если обратить внимание, что и в Пскове, и в Великих Луках партия власти набрала, как под копирку, 46% с хвостиком (плюс 18 и плюс 14 процентов относительно декабря 2011 года), то данные по предполагаемому вбросу до обозначенной кем-то планки получают косвенное цифровое подтверждение.
Можно предположить, что реальные результаты «Единой России» с изъятием «мертвых душ» составили бы порядка 27-28 процентов и в Пскове, и в Великих Луках.
Такой уровень поддержки партии власти сегодня еще вполне реален, и его оспаривать никто не будет.
Ещё более показательным стал результат единороссов в одномандатных округах: из 27 одномандатных округов, которые были сформированы в Пскове и в Великих Луках, единороссы не проиграли ни одного (!!!) округа. Более того – они не проиграли ни одного из 136 расположенных в двух городах избирательных участков (!!!).
Даже там, где кандидат от партии власти был далеко не бесспорным лидером, единороссы умудрялись набирать под 50 процентов на каждом (отметим – на каждом, то есть ни одного провала, ни одного отклонения от среднего значения, которые неизбежны при нормальном голосовании живых людей) участке.
В итоге в Пскове очевидный фаворит, самовыдвиженец Николай Соболь по всем статьям проиграл единороссу и деятелю из сферы управляющих компаний Константину Болотину, который в своем округе имеет устойчивый высокий протестный электорат.
Г-н Соболь был депутатом городской Думы четырех созывов и впервые не смог выбраться в ее состав.
Коммунист Виктор Дуля, который имел все шансы выиграть свой округ, очень много проиграл Любови Николаевой, которой в этот раз не должен был помочь даже её «спасательный круг» - Псковский педагогический комплекс.
Мало кому известный среди избирателей до февраля-марта 2012 года Григорий Турчин без проблем разобрался с оппонентами в своем округе, почти на всех участках набрав порядка 50% голосов. Удивительную поддержку получил единоросс, предприниматель Валерий Лесников, неоднозначный имидж которого в Пскове многим давно и хорошо известен.
«Такое впечатление, что у каждого из них был в запасе еще до голосования мешок голосов процентов в 25-30», - поделился впечатлениями шокированный официальными результатами кандидат в депутаты, позвонивший в понедельник в редакцию «Псковской губернии».
Единственным, кто выиграл с трудом (31% голосов) свой избирательный округ, стал Сергей Никифоров, формально являющийся самовыдвиженцем, но в ближайшем будущем он, скорее всего, вновь примкнет к «Единой России». Тем более что Иван Цецерский не раз называл г-на Никифорова «наш кандидат».
Но сам г-н Цецерский, который, скорее всего, выиграл бы свой округ на общей известности (но с несколько другим результатом), не побрезговал набрать больше всех – более 65% голосов, став самым популярным по уровню поддержки избирателей кандидатов, несмотря на все скандальные связанные с ним перипетии последних трех месяцев.
Правда, те, кто проворачивал схему обмана, не оценил, что среди кандидатов от «Единой России» есть и те, кто изначально не мог выиграть выборы у более сильных соперников от других партий, но все равно победил «с убедительным перевесом».
Судя по всему, сработал эффект круговой поруки: «Все были в доле, все знали об афере, и всех решили вытащить, невзирая на личные рейтинги и репутации. Но так не бывает», – отметил эксперт.
Другие факторы
Четырежды депутат Гордумы Николай Соболь впервые не избрался в Псковскую городскую Думу, неожиданно проиграв в своем одномандатном округе единороссу Константину Болотину. Фото: Александр Сидоренко |
«Мы смогли убедить избирателей, что мы способны изменить себя и партийное руководство в Пскове и пойти навстречу реальными шагами. Я предполагаю, что дело в этом. Конечно, могут и быть другие факторы», - многозначительно объяснил неожиданную для всех победу Иван Николаевич.
Да, члены «команды Цецерского» фактически публично отказались от партии (логотип «Единой России» указывался на биллбордах так мелко, что его не замечали порой даже самые зрячие), назвавшись «командой», а не партией.
В проектах всех избирательных бюллетеней в одномандатных округах они лично вычеркнули из перечня своих должностей все выборные должности в «Единой России»: членство в политсоветах, президиумах и прочих органах правящей партии. Если включить фантазию, то буквально сбрасывали с себя все «медвежьи шкуры». Хотя это действие абсолютно незаконно: если в поданных кандидатами при выдвижении документах указан их партийный статус, то он в обязательном порядке должен быть указан и в избирательном бюллетене. Однако этого сделано не было.
Но если депутаты-единороссы думают, что этим они отстранились от партии власти в глазах людей, это крайне наивно. Более того, это стыдно. После такой комедии партию «Единая Россия» в Пскове впору закрывать как проект.
В результате по итогам голосования и партия, и одномандатники «Единой России» получили баснословные результаты. Наверное, даже выше, чем сами ожидали. Если бы они могли управлять процессом фальсификации, то вбрасывали бы поскромнее и не так равномерно, чтобы не вызывать явных подозрений. А тут, что называется, перестарались. И где задания на отклонения? Как их сформулировать? Кому вбрасывать больше, кому меньше?
Мотивы такого синхронного действия ясны: решили если уж «поднимать рейтинг», то для всех, и поровну.
И вот уже Иван Николаевич Цецерский превосходит по рейтингу Владимира Владимировича Путина.
А вслед за ним к немыслимой для себя планке подтягиваются и совсем уж незаметные для города деятели местной «Единой России», о наличии которых большинство избирателей до этих выборов вообще не знало.
И вот – такой оглушительный успех.
Причины принятия столь радикального подхода понятны: такой способ решал для руководства области сразу несколько задач: «требуемая Москвой высокая поддержка Путина, вытаскивание из зоны вылета всех местных команд, всех одномандатных персон и косвенно – добывание «достоверных» свидетельств поддержки широкими народными массами лично губернатора», полагает эксперт «Псковской губернии».
Кажется, «все в шоколаде толстым слоем», «но – жадность фраеров сгубила, именно эта «толстая-толстая равномерность» вызывает сейчас самые большие подозрения. Так не может быть потому, что так не может быть на выборах никогда», - прокомментировал эксперт по выборам.
В итоге всех манипуляций «Единая Россия» получила 17 мандатов депутатов Псковской городской Думы из 25 возможных. При этом, находясь в эйфории победителей, представители «Единой России» даже заявили о 18-м мандате (7-м по единому округу), который якобы должен им достаться по так называемому остатку после целого при распределении мандатов по единому округу.
Те, кто потрудился сделать несколько арифметических действий еще утром в понедельник, удостоверились, что этот мандат достался Псковскому отделению «ЯБЛОКА», которое заняло на городских выборах третье место и математически правильно должно получить в Пскове два депутатских мандата, став третьей по размеру фракцией в городском парламенте.
Хотя очень смешно и одновременно грустно говорить о размерах, когда вторая по величине фракция в городской Думе – КПРФ – будет состоять из трех человек.
Некоторые члены территориальной избирательной комиссии города Пскова, аккумулировавшей все результаты голосования, в ночь с 4 на 5 марта пребывали в растерянности: результаты на всех участках были одинаковыми и выглядели как написанные как под копирку, нигде даже коммунисты даже близко не смогли подойти к «Единой России».
«Что случилось с народом за три месяца?!» - разводили руками потрясенные члены ТИК.
Коммунист Виктор Дуля неожиданно уступил в одномандатном округе единороссу Любови Николаевой, но все же прошел в Гордуму как лидер списка КПРФ на муниципальных выборах в Пскове. Фото: ПАИ |
«Похоже, КОИБы сделали свое дело. Надо их немедленно отменять», - предположил и вздохнул другой.
Город, узнавший о том, как он проголосовал, гудит. Но что делать – не знает. Организацию митингов и выделение денег на певцов «маршалов» никто из простых людей взять на себя не в силах.
Учитывая общероссийские официальные результаты, и тот факт, что Псковская область на этот раз оказалась на уровне среднестатистического российского голосования, очевидно, что сама схема была разработана не в Псковской области и не только для Псковской области.
«Авторы схемы «особых списков избирателей и особых членов избирательных комиссий» сидят не в областной администрации, она активно применялась Лужковым в Москве на всех выборах после 2000 года, – предполагает ещё один эксперт «Псковской губернии». – Именно у него были впервые использованы эти «спецчлены комиссий», ведущие «спецсписки» и выдающие бюллетени «специзбирателям».
В итоге общество получило городские Думы Пскова и Великих Лук с как минимум 10-12 нелегитимными депутатами в каждой. Фактически – это половина депутатов представительного собрания города. То есть половина депутатов в такой ситуации не представляют честно голосовавший народ, а посажены в депутатские кресла незаконно.
Нелегитимными, незаконными станут и назначенные из числа депутатов главы городов. Кстати, Андрей Турчак уже заявил, что будет рекомендовать на пост главы Пскова Ивана Цецерского.
К слову, в связи с последней выборной кампанией ударил по своему имиджу и легитимности и губернатор, которого думающая и понимающая часть жителей области (а таких много) воспринимает теперь как приятного в общении улыбчивого парня, но не как гаранта честных выборов и защитника голосов местных жителей.
Возможно, власти подумали, что после выборов все закончится и можно будет в очередной раз легко сделать вид, будто бы все закончилось. Или – еще больше – что ничего вообще не было. Ни-че-го.
Но на самом деле все только начинается. Нелегитимной власти и легитимному народу сосуществовать вместе будет ой как непросто.
Денис КАМАЛЯГИН
От редакции. Подробный анализ муниципальных выборов в Псковской области выйдет в следующем номере «Псковской губернии».
1 См.: Д. Камалягин. Прибавка света // «ПГ», № 47 (569) от 7-13 декабря 2011 г.
2 См.: Д. Камалягин. Не стой под стрелой // «ПГ», № 49 (571) от 21-27 декабря 2011 г.; Д. Камалягин. Не в свои сани // «ПГ», № 50 (572) от 28-31 декабря 2011 г.