Статья опубликована в №6 (6) от 21 сентября-27 сентября 2000
Культура

МЕТАМОРФОЗЫ

 Ирина ШЕВЕЛЕВА. 21 сентября 2000, 00:00

В считанные дни (8-19 сентября) пролетела выставка Игоря Афанасьева в зале Союза художников. «Метаморфозы» – название экспозиции графики, живописи, деревянной скульптуры, ковки, гнутья – виды перетекают друг в друга.

Художник «воскресного дня» поначалу, И. Афанасьев развивает способности. Начав рисовать в 23 года в свободное время, Игорь Михайлович постепенно повышает уровень своего мастерства. Работая на ТЭСО, учится в художественной школе рабочей молодежи; столярничая в «Реставрационных мастерских», ваяет из дерева. С 1998 года принят мастером в Дом Ремесел, участвует в областных выставках народных мастеров.

Разные техники, запас энергии творчества позволили художнику открыть первую персональную выставку. Позавидуешь такому интересу к портрету (по несколько в раме), желанию рисовать и записывать в момент откровения («У отца Николая»), постоянному сопереживанию красоте. Непрофессиональный художник со всеми последствиями - невыдержанностью композиции, разностильем в рисунках, детской живописью - остается занимателен. Он очаровывает отсутствием стиля, актерского к себе отношения и малой рефлексией по поводу места в настоящем и прошлом искусства. Хотя - несделанность, непредсказуемость и наивность кажутся порой признаком стиля.

И. Афанасьев показывает себя мыслящим художником с резцом в руке. Реалистичный, авангардный и примитивистский стили в дереве, как ни странно, в полной мере удаются творцу. Будь то интеллектуальные пальцы рук в духовном касании неба, мяч головы или существо все в молитве. Безусловной находкой мастера является серия деревянных ангелов на подставках-стержнях. «Ангел грозящий» с карательным мечом завораживает строгостью. Скульптура «Ангел с колокольчиком» инкрустирована камнем, что притягивает смысл - свет.

«Мусульманин» сгруппирован в подсвечник, на его чалме должна плавиться-плакать свечка от нежных или грустных мыслей. Чувственность восточных людей, внутренний жар, самодостаточность, гордость выражены в маленьком произведении И. Афанасьева. И в то же время христианская тема – сгорания тела, света души. Живя в Пскове, городе многовековой христианской традиции, мусульманин соприкасается с православием. Здесь открывается принципиально иное наполнение человека - Духом Святым. В Коране Мухамед только пророк - человек, через которого проходит божественный текст. Иисус Христос в Новом Завете - сын Божий.

Темы скульптуры перекликаются, создают общее представление о ментальности современных людей. Деревянным работам перечит кованое железо, гнутье, гайки с завода. Авангардный подсвечник из болтов, сверла, переходников и фрезы растаскивает предполагаемую классиками скульптуру на точки в пространстве. В «Танце» выворачиваются ноги и руки в нелепом движении. Метаморфозы характерны для творчества: превращение дерева в огонь, подсвечника в танец, ислама в христианство. Представленные вещи позволяют судить о даровании И.Афанасьева - резчика дерева. Только за обилием невыбранных зарисовок теряются маленькие вещицы, наполненные какими-то чудесными мыслями.

Ирина Шевелева.

Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.