Статья опубликована в №32 (604) от 22 августа-28 августа 2012
Общество

Носители чепухи

Российские светские и церковные власти превращают страну в театр абсурда, в котором может случиться что угодно
Алексей СЕМЁНОВ Алексей СЕМЁНОВ 22 августа 2012, 00:00

Российские светские и церковные власти превращают страну в театр абсурда, в котором может случиться что угодно

«Три человека сидели на крыше сложа руки, в полном покое. Над ними летали воробьи.
Первый. Вот видишь ли ты, я беру верёвку. Она крепка. Она уже намылена.
Второй. Что тут говорить. Я вынимаю пистолет. Он уже намылен.
Третий. А вот и река. Вот прорубь. Она уже намылена».
Некоторое количество разговоров (6. Разговор о непосредственном продолжении).
Александр Введенский.

«За разжигание религиозной вражды и ненависти»

В приговоре по делу Pussy Riot судья Хамовнического суда Марина Сырова упомянула поэта Александра Введенского. Его фамилия попала в приговор [ 1 ] потому, что обвиняемая Надежда Толоконникова во время одного из судебных заседаний назвала поэта-обэриута Введенского автором, повлиявшим на ее творчество.

Не уверен, что это влияние было так уж велико. Но влияние мастера абсурда Александра Введенского на творчество самой судьи Марины Сыровой очевидно.

Как писал Введенский:
во сне носилась чепуха
и все кругом насмешливо
пред смертью улыбалось вежливо
доставши бабушкин цилиндр
и кофту бумазейну
молил я Бога исцели…

В 30-е годы XX века чепухи и во сне, и наяву носилось ничуть не меньше, чем сейчас.

Введенский был арестован в 1931 году за то, что якобы произнес тост в честь Николая II. Так что большевики в 1931 году не только взрывали храмы, в том числе храм Христа Спасителя. У них находилось время и для борьбы с поэтами-абсурдистами.

После первого ареста Введенский попал в ссылку. Погиб же поэт позднее, в 1941 году. 27 сентября 1941 года Введенского арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации, и он умер 19 декабря 1941 года во время этапирования.

И вот 17 августа 2012 года его имя вдруг прозвучало в здании Хамовнического суда.

Как сказано у Введенского:
жили были в Ангаре
три девицы на горе

В феврале 2012 года девицы нашли свою дорогу в храм.
будем девы песни петь
и от этого глупеть
девы охают поют
из фонтана речки бьют
в это время из камина
появляется домина…

Фактически, это краткий пересказ того, что произошло на солее храма Христа Спасителя. Правда, написан он в январе 1929 года.
и я глядел в окно смешное
и в трех шагах
гулял один иеромонах…

В августе 2012 года вокруг тоже гулял иеромонах. И казаки гуляли.

Казаки – так те вообще возле Хамовнического суда 17 августа пытались в прямом смысле разжечь костер, чтобы «спалить на нем ведьм». Но «ведьм», скованных наручниками и посаженных в «аквариум», приговорили к двум годам заключения – «за разжигание религиозной вражды и ненависти ко всем православным», и казакам пришлось сжигать только их портреты.

«О внеземной роли Путина»

Давным-давно, в феврале 2012 года, [ 2 ] это был незаметный огонек, искра, от которой ни жарко, ни светло. Тогда несколько участниц Pussy Riot явились в храм, едва успели «цинично расчехлить гитару» (так сказано в приговоре), произнести самодельную молитву и сделать несколько танцевальных движений. Но их быстро выпроводили за пределы храма и отпустили с миром.

Однако по воле российских властей малозаметное событие, продолжавшееся 40 секунд в почти пустом храме, превратилось в шоу всемирного значения, которое длится уже полгода и еще неизвестно, когда и чем закончится.

За всю историю российской культуры не было ни одного другого события, по поводу которого почти одновременно высказывались сотни выдающихся деятелей культуры – и отечественных, и зарубежных. [ 3 ] И десятки политиков, включая президентов России и США.

Ни одна русская великая книга, ни один великий спектакль, выставка и или музыкальная премьера не удостаивались такого внимания. Мышь родила гору.

Верхом абсурда стала прямая трансляция из зала суда, когда на весь мир из уст судьи Марины Сыровой разносилось: «Свою музыкальную карьеру они продолжили после заявлений о внеземной роли Путина…»

Если Путину нравится выглядеть одновременно и посмешищем, и тираном, то он добился того, чего хотел.

Если РПЦ нравится быть гонимой и подвергаться ежедневным насмешкам, то всё получилось как нельзя лучше.

Если потребовалось сделать так, чтобы от власти и примкнувшей к ней РПЦ отшатнулось множество приличных людей, то цель достигнута.

Как будто те, кто готовил уголовный процесс, все время задавались одной и той же недалекой мыслью: как бы сделать так, чтобы стрелка абсурда еще больше зашкалила? Что бы еще сотворить, чтобы ни у кого не было сомнений в нашем идиотизме?

В день оглашения приговора над участницами Pussy Riot информационные агентства разнесли весть о том, что Псков тоже не остался в стороне от мировой тенденции: в ночь с 16 на 17 августа неизвестные написали на стенах Собора Иоанна Предтечи: «Доло… церковных мракобесов» (видимо, букву «й» «художники» приберегли для какого-нибудь другого слова).

Если бы власти поступили в соответствии с законом и здравым смыслом, то не было бы ни всемирной славы Pussy Riot, ни разрисованной стены псковского собора Иоанна Предтечи, ни надписи на стене Свято-Вознесенского кафедрального собора в Великих Луках, ни спиленного Поклонного креста в Киеве, ни попытки поджога кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота, ни взлома сайта Хамовнического суда, ни всеобщего ожесточения…

К тому же, жизнь чуть ли не каждый день подбрасывала криминальные истории с участием российских православных священников. Их роскошный быт, аварии со смертельным исходом и прочие скандальные подробности стали предметом пристального внимания СМИ и пользователей социальных сетей.

Как будто множество людей на Земле задались одной единственной целью – прославить Pussy Riot на весь мир, и чтобы Россия при этом выглядела отсталым средневековым государством.

В костер этот дровишки подбрасывали все кто угодно, но прежде всего –российские власти.

В приговоре Хамовнического суда есть фраза: «Лишили граждан общественного спокойствия». Всё верно, лишили. Только Pussy Riot делали это 40 секунд в храме и минуту в любительском клипе, а вот раздували мировой пожар российские власти, провоцируя ответную реакцию.

«Глава церкви публично поддерживает главу государства, склонного к репрессиям»

В июле, когда участницам панк-молебна в изолятор написали письмо музыканты Red Hot Chili Peppers и Franz Ferdinand, я в статье «Неуправляемое пламя» предположил: «Если так дело пойдет и дальше, то скоро письма в российскую тюрьму будет писать Пол Маккартни». [ 4 ]

В то время у российской власти еще была возможность до этого дело не доводить. Но она такой возможностью не воспользовалась. И Пол Маккартни накануне вынесения приговора в Хамовническом суде все-таки написал письмо в российскую тюрьму:

«Дорогие Надя, Катя и Маша, я пишу, чтобы поддержать вас в это трудное время. Хочу, чтобы вы знали: я очень надеюсь, что российские власти будут соблюдать принцип свободы слова для всех граждан вашей страны и не накажут вас за ваш протест. В цивилизованном мире многие люди имеют право высказывать свое мнение, если это не приносит никому вреда, и я уверен, что это наилучшая практика для любого общества. Я надеюсь, что вы останетесь сильными и уверен, что я, также как и многие другие люди, которые, как и я, верят в свободу слова, сделают все возможное для того, чтобы поддержать вас и принцип свободы творчества. Желаю вам удачи, Пол Маккартни».

А потом слово снова взял один из основателей группы Genesis Питер Гэбриэл. Недели две назад он уже чиркнул несколько строк арестованным участницам панк-молебна, но на этот раз он написал целую статью – в газету «Таймс».

Из статьи следует, что Питер Гэбриэл явно не восторге от «творчества» Pussy Riot (он охарактеризовал ее как «панк-группу, играющую грубую, подрывную музыку в соборе – в которой и оскорбление, и богохульство, и святотатство в одной упаковке». Питер Гэбриэл уверен, что «большая часть музыкантов, поддержавших Pussy Riot, не выбрали бы собор для выражения протеста».

И все же он вынужден был оторваться от своих музыкальных дел и писать статью в солидную газету, потому что много лет занимался не только рок-музыкой, но и правозащитной деятельностью: «Когда глава церкви публично поддерживает главу государства, склонного к репрессиям, когда глава церкви следует доктрине, очень не похожей на христианскую, – что-то явно не так», – написал Питер Гэбриэл 17 августа 2012 года.

«Россию сейчас регулярно характеризуют как бандитское государство, – сказано в этой статье, – где протестующих обычно бросают в тюрьму и избивают; где журналистов, ведущих расследования, убивают (...) где снова есть лишь две возможности выбора, две рубашки, на одной из которых написано «иностранный агент», а на другой – «агент государства»».

При этом английский музыкант вынужден заступаться за русских, рассказывая английским читателям, что не все они похожи на Владимира Путина или патриарха Кирилла.

«Русские очень умные, талантливые и независимые люди, которые, конечно, определят, кто и как будет ими управлять, – пишет Питер Гэбриэл и формулирует ту задачу, которую лично он намерен выполнять: – Мы, посторонние люди (и музыканты), сейчас должны помочь им скинуть тяжелую завесу молчания, впустить немного света в самые темные уголки России».

«Русские очень умные, талантливые и независимые люди», как написал Питер Гэбриэл. Но на первый план почему-то часто вылезают глупые, бездарные и услужливые. Именно они очень часто формируют государственную повестку дня и пытаются диктовать условия в политике, экономике, культуре, религиозных делах…

В приговоре Хамовнического суда сказано, что суд не нашел в акции политических мотивов и что она была направлена исключительно «на разжигание религиозной вражды и ненависти». Более того, там говорится, что во время панк-молебна ни одна фамилия ни одного политика не прозвучала.

Стало быть, делает вывод судья, политика здесь ни при чем, а два года лишения свободы осужденные получили за то, что совершали «бесовское дрыганье» и тем самым привели «в оцепенение» присутствующих, причинив им «горечь и боль».

Однако во время почти трехчасового зачитывания приговора фамилия Путина звучала множество раз («как-никак, песня Pussy Riot называется «Богородица, Путина прогони».) Можно сказать, фамилия Путина в суде склонялась неоднократно.

Тем не менее, логика Хамовнического суда такова, что всё это относится к клипу, снятому по мотивам панк-молебна, а судили участниц Pussy Riot не за клип, а за хулиганство.

В таком случае, не понятно, зачем надо было в приговоре цитировать слова песни про Путина и вызывать свидетелями в суд людей, которые в Храме Христа Спасителя во время акции Pussy Riot отсутствовали и видели только растиражированный клип.

Судебный приговор вообще полон противоречий. Он производит впечатление пьесы абсурда в духе все того же Введенского. Только у Введенского пьесы были гораздо лаконичнее.

Нет, совершенно не случайно утром 17 августа – за час до оглашения приговора в Хамовническом суде, в лондонском театре «Ройал Корт» прошел спектакль, посвященный судебному процессу над участницами группы Pussy Riot. В основу спектакля легли слова, прозвучавшие в суде.

Очевидно, что теперь спектаклей, фильмов, песен и книг на эту тему появится множество. Жизнь подбросила так много фактов, от которых невозможно отмахнуться.

В приговоре, например, говорится, что о Надежде Толоконниковой эксперты написали, будто у нее «есть смешанное расстройство личности в виде активной жизненной позиции, стремления к самореализации».

«Смешанное расстройство личности в виде активной жизненной позиции» – это очень серьезно. Если бы человек вел себя менее активно, не высовывался и не упоминал бы в своих песенках Путина, то до скамьи подсудимых дело бы, скорее всего, не дошло.

А у Екатерины Самуцевич эксперты обнаружили отклонения в форме «склонности к оппозиционным формам поведения». Если бы формы ее поведения оказались провластными, вряд ли Екатерина Самуцевич была осуждена на два года.

За год до первого своего ареста, в 1930 году, Александр Введенский написал стихотворение с очень актуальным названием «Суд ушел»:

это входит прокурор
кто мажор а он минор…

Теперь вслед за Введенским остается повторить: суд ушел. Причем ушел уже давно и очень далеко. Отсюда не видно – куда. И процесс над Pussy Riot – всего лишь очередное доказательство. Ничего нового не произошло. Новое только то, что известие об этом долетело до самых отдаленных уголков планеты.

Спасибо Полу Маккартни, Питеру Гэбриэлу, Питу Таунсенду, Стингу, Энни Ленокс… Но, в первую очередь, спасибо российским властям, которые довели всё до точки кипения. Власти обожглись сами и расплескали кипяток на окружающих. Больше всего досталось РПЦ. [ 5 ]

Абсурда хватало не только в зале Хамовнического суда, но и рядом с ним.

Поддержать подсудимых пришли несколько сот человек, в том числе Борис Акунин и Гарри Каспаров.

В то время когда Каспаров спокойно давал интервью «Радио Свобода» о важности ненасильственных действий, к нему подбежали семеро полицейских и поволокли его в автозак.

Всё это происходило на глазах многочисленных свидетелей. У Гарри Каспарова имеется видео и фото, на которых видно, как полицейские его избивают. Следы от побоев в тот же вечер были задокументированы в травмпункте.

Когда Каспарова в автозаке доставили в отделение полиции, то там один из полицейских поинтересовался у 13-го чемпиона мира по шахматам: «Кто был шестым чемпионом мира по шахматам?» (полицейский отгадывал кроссворд). «Ботвинник», – ответил Гарри Каспаров, учившийся в школе Михаила Ботвинника.

Вскоре Каспарова отпустили, но теперь ему грозит до 5 лет лишения свободы за то, что он якобы укусил прапорщика второго оперативного полка. 13-й чемпион мира по шахматам, правда, высказал предположение, что прапорщика укусила служебная собака. В ответ полицейские предложили провести «сравнительную экспертизу зубов Каспарова и зубов служебных собак».

Всё это – вполне подходящий материал для очередной пьесы абсурда. Ботвинник, укушенный прапорщик, кроссворд, Пол Макартни, Владимир Гундяев (он же патриарх Кирилл), Владимир Путин (он же «лидер нации»), уходящий в туманную даль суд, разъяренные лица казаков в отблесках костра, разноцветные балаклавы на московских памятниках Пушкину, Гончаровой, Ломоносову и Абаю, «расстройство личности в виде активной жизненной позиции», слова адвоката потерпевших: «патриарх имеет признаки сакральности», прокурорское обвинение в том, что было «нарушено сакраментальное пространство», патриаршья нанопыль на вышерасположенной квартире бывшего министра здравоохранения, призывы сжечь «ведьм» на костре, «бесовское дрыганье»…

* * *

И все-таки даже Александр Введенский, несмотря на смертельную дозу абсурда вокруг, иногда позволял себе лирические отступления и изрекал:
Господи, как мир волшебен,
как всё в мире хорошо.
Я пою богам молебен,

Но потом, правда, немедленно добавлял:
я стираюсь в порошок…

Очень похоже на то, что здравый смысл в России тоже сейчас активно стирают в порошок (или в нанопыль). Процесс этот слабо управляем, в отличие от уголовного процесса в Хамовническом суде.

Недаром новая песенка оставшихся на свободе участниц Pussy Riot, со словами «чем больше арестов – тем больше счастья», вышедшая в день оглашения приговора, называется «Путин зажигает костры революций».

Алексей СЕМЁНОВ

 

1 Участницы «панк-молебна» в Храме Христа Спасителя Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич приговорены к двум годам колонии общего режима каждая.

2 См.: А. Семёнов. Возня возле алтаря // «ПГ», № 11 (583) от 21-27 марта 2012 г.

3 «Pussy Riot в данный момент – крутейшая группа на планете. Они вызвали такой шок и трепет, о котором Sex Pistols могли только мечтать». См.: «Pussy Riot…», Carole Cadwalladr // The Observer от 19 августа 2012 г.

4 См.: А. Семёнов. «Неуправляемое пламя» // «ПГ» № 29 (601) от 25-31 июля 2012 г.

5 См.: А. Семёнов. Информированный источник // «ПГ», № 26 (598) от 4-10 июля 2012 г.; А. Семёнов. Низкопоклонство // «ПГ», № 29 (601) от 25-31 июля 2012 г.; А. Семёнов. Священный дурман // «ПГ», № 21 (593) от 30 мая – 5 июня 2012 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.