Первоначально предполагалось, что дискуссия будет идти между двумя гостями студии – председателем Государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию Натальей Труновой и автором этих строк.
В последний момент в состав участников были внесены некоторые изменения. Так что в 18.20 21 сентября 2012 в прямой эфир в программе «Стакан воды» вышли Наталья Трунова, Гелена Самохвалова (президент ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-Запада «АСТУР») и Николай Соколов (организатор праздника «Яблочный спас» и автомобильных гонок в Новоржевском районе).
Меня оставили на скамейке запасных, чтобы выпустить в самом конце программы вместо Николая Соколова.
Праздник «День Скобаря» в 2011 году «выстрелил» первый раз. Фото: Алексей Семенов
Было бы неправильно предъявлять претензии организатором. Странно, что они вообще решились на то, чтобы пригласили меня в прямой эфир. Как правило, это происходит раз в пять лет. А с предыдущего прямого эфира прошло всего три с половиной года.
В любом случае, разговор о событийном туризме состоялся.
В частности, Наталья Трунова ответила на вопрос: чья это была идея – устроить в прошлом году «День Скобаря»? По версии председателя Государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, эта идея родилась в недрах ее комитета, «в котором работает много талантливых людей».
Люди, причастные к прошлогоднему празднику, были удивлены, услышав это. Считалось, что идея праздника, который устроили 1 октября 2011 года в Музейном квартале, [ 1 ] принадлежала псковским кузнецам, ни один из которых не работает в комитете у Натальи Труновой.
Кроме того, Наталья Трунова рассказала о том, с каким вниманием организаторы относятся к истории. Разумеется, прозвучал рассказ о Петре I, который безуспешно гнул скобы и т. п.
Конечно же, не обошли вниманием светлый образ Деда Скобаря. В последнее время его раскручивают так, как будто хотят канонизировать или как минимум сделать губернатором Псковской области.
«День Скобаря» – хороший праздник с сомнительным названием. В прошлом году, благодаря энтузиазму псковских кузнецов, примкнувших к ним байкеров из «Позитивной механики», художников-митьков и других творческих людей, праздник произвел приятное впечатление. Может быть, так получилось потому, что у организаторов не было желания удивить весь мир. Они не лопались от пафоса и не утопали в деньгах. Но название праздника, на мой взгляд, все-таки неуместно. Это все равно, как если бы в Петербурге устроили «День Гопника» [ 2 ]
Никакой многовековой истории, насколько мне известно, за словом «скобарь» нет.
На эту тему в свое время подробно высказался первый генеральный директор Псковского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Евгений Матвеев. Он был автором идеи и сценаристом 40-минутного документального фильма «Скобари».
Что мы точно знаем о слове «скобарь»? В первую очередь то, что его не знали ни Александр Пушкин, ни Владимир Даль. Не говоря уж о Петре I. До ХХ века такого слова в русском языке не существовало. И это не версия, а факт. По крайней мере, до тех пор, пока не будут обнаружены источники, доказывающие обратное.
Судя по всему, первые упоминания слова «скобарь» относятся к 30-40-м годам ХХ века. В примечаниях к «Поэме без героя» Анна Ахматова написала: «Скобарь – обидное прозвище псковичей». Поэма закончена в 1962 году. К этому времени действительно это уже стало обидным прозвищем.
Попытка ребрендинга слова «скобарь» относится к концу 70-х – началу 80-х годов ХХ века. Тогда были предприняты меры, чтобы «отмыть чёрта добела» и сочинить для «скобаря» альтернативную историю.
Чуть позднее стали появляться литературные сборники местных авторов «Скобари» (сейчас их уже выпущено семь). Стали сочиняться соответствующие песни, делаться сувениры… В прошлом году возле Псковского музея-заповедника даже памятник Скобарю установили. Правда, только на несколько часов и всего лишь из фанеры.
Ребрендинг (стремление наполнить слово новым смыслом), в основном, происходит на отдельно взятой территории – в Псковской области.
За пределами региона под «скобарем» по-прежнему понимают хитроватого провинциала с грубыми манерами. Причем, чаще всего, имеются в виду не псковичи, а просто люди невоспитанные, мелочные. Скобарем может оказаться любой, кто ведет себя не слишком достойно.
В Большом толковом словаре под редакцией С. А. Кузнецова, изданном в 2000 году, среди 130 тысяч слов, в отличие от словаря Даля, можно обнаружить и слово «скобарь» («скобарь – грубый, невоспитанный человек»). На сайте Грамота. ру под скобарем подразумевается «жадный человек, выгадывающий в мелочах».
И никаких ссылок на летописи и другие исторические документы ни в каких серьезных источниках вы не обнаружите. Их просто нет. Поэтому очень нелепо выглядят рассказы о том, как в Куликовской битве «участвовал скобарский полк».
Скорее всего, истоки слова «скобарь» надо искать в Ленинграде. В то время Псков входил в Ленинградскую область. Многие псковичи (пскопские-скопские) в поисках лучшей жизни уезжали на заработки в Ленинград. Два мира – провинциальный и столичный – сталкивались. Иногда между ними проскакивали искры. Скобарями в Ленинграде тогда именовали далеко не всех псковичей, а только тех, кто обращал на себя внимание своей мелочностью и провинциальной агрессивностью.
Впрочем, никто не предлагает похоронить слово «скобарь» как унижающее достоинство.
В конце концов, есть псковичи, а есть – скобари. И у каждого имеется выбор – как себя вести и кем себя считать.
Памятник Деду Скобарю на месте бывшей детской поликлиники. 1 октября 2011 года. Фото: Алексей Семенов
Разговор в программе «Стакан воды» касался не только «Дня скобаря». Все-таки было бы странно, говоря о событийном туризме, не упомянуть о традиционных праздниках, которые насчитывают уже много лет, а то и десятилетий.
Пскову в этом смысле повезло. Уже много лет существуют Всероссийский пушкинский праздник поэзии, Всероссийский пушкинский театральный фестиваль, Всероссийский фестиваль русской музыки имени Мусоргского и Римского-Корсакова… Одним из самых ярких культурных событий последних лет стал фестиваль «Crescendo» [ 3 ]… А одни из самых главных потерь последних лет – исчезновение фестиваля музыки и спорта «Псковский циклон» [ 4 ] и фестиваля раннесредневековой культуры «Исаборг» [ 5 ].
Так что телезритель, позвонивший в студию и сказавший, что все праздники у нас однообразны – едва ли прав.
Но что-то общее у этих праздников действительно есть.
Наталья Трунова любит упоминать слово… нет, не «скобарь», а слово «кластер».
Пора бы уже выпустить на сцену какого-нибудь Деда Кластера. А что? Дед Кластер – звучит громко.
В переводе на русский «кластер» означает «скопление». На мой взгляд, в туристической сфере мы пока что наблюдаем скопление нереализованных возможностей. Конечно, это звучит лучше, чем, допустим, скопление жуликов и воров. Но утешение это – слабое.
Возьмем, например, недавний юбилей Изборска, на который выделили около 5 миллиардов рублей и к которому готовились года два. В областной администрации была специально создана дирекция по подготовке и проведению празднования Изборска.
Теперь, после изборского провала, [ 6 ] представители туриндустрии вполголоса говорят: нас не допустили к празднику. Отсюда и очереди в пустоту (туристы в Изборске стояли за сбитнем, который быстро закончился), отсюда бестолковое шатание по недоделанным дорогам.
Кто-то из организаторов праздника потянул одеяло на себя до такой степени, что содрал кожу.
Как правило, в последние годы в Псковской области отлично получается только то, что готовится где-нибудь за пределами Псковской области, а еще лучше – за пределами России. Пригласить какую-нибудь знаменитость (Владимира Спивакова, Дениса Мацуева, Олесю Головнёву, Большой театр…) и показать высокий класс. Класс потому и высокий, что местные органы управления культурой выступают только принимающей стороной.
Почему-то в соседней Эстонии на «Озерном фестивале Лейго», без всякого комитета по туризму и пространственному развитию, окружающее пространство используется в полной мере. А в Изборске это сделать не смогли. Может быть, потому не смогли, что в Эстонии за дело взялся скромный частный энтузиаст-фермер. Он вырыл пруды, заполнил их водой, пригласил музыкантов со всего мира. В буквальном смысле на пустом месте придумал событие.
А под древним Изборском сцену для Большого театра установили так, что люди, сидевшие на открытой площадке перед сценой, на полном серьезе интересовались: а где здесь крепость? а где здесь озеро? Приходилось отвечать: крепость за деревьями, а озеро слева, внизу…
В псковской областной администрации существует целый комитет, отвечающий за пространственное развитие. Но на изборском юбилее пространство потерялось. Его не использовали. Да и многие люди тоже потерялись.
Я бы на месте тех туристов-новгородцев, которые с недоумением смотрели на организационную неразбериху, в Изборск больше не приехал. Зачем? Общее впечатление они уже получили.
Действительно, препятствия в виде грязи, проливного сентябрьского дождя, брошенных под ноги досок и рулонных газонов явно недостаточно, чтобы назвать этот туризм экстремальным. Но и неэкстремальным его назвать нельзя.
Это какое-то промежуточное состояние: ни то, ни сё.
Символом прошедшего изборского юбилея я бы выбрал пирожок с брусникой, который купил неподалеку от Словенских ключей.
Пирожок с брусникой у продавщицы был один-единственный, зато чёрствый и стоил двадцать пять рублей.
* * *
Раз уж речь зашла о программе «Стакан воды», то в заключении, чтобы запить чёрствый пирожок, имеет смысл вспомнить о стакане.
У Владимира Ульянова-Ленина в 42-м томе Полного собрания сочинений есть совершенно постмодернистский текст под названием «Ещё раз о профсоюзах…». Ульянов-Ленин в нём написал: «Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания, может служить пресс-папье, как помещение для поимки бабочки, стакан может быть ценностью, как предмет с художественной резьбой или рисунком…»
Почти то же самое можно сказать и о событийном туризме. Он может быть тяжелым орудием, которое стреляет по своим. Но и бабочек им тоже успешно можно ловить.
Есть от чего оттолкнуться и есть к чему стремиться.
Алексей СЕМЁНОВ
1 См.: А. Семёнов. Преодоление скованности // «ПГ», № 38 (560) от 5-11 октября 2011 г.
2 ГОП – до революции это было петербургское Городское общество призрения, затем переименованное в Государственное общежитие пролетариата. Отсюда и пошло слово «гопники».
3 См.: А. Семёнов. Истина в огне. Часть первая // «ПГ», № 37 (559) от 28 сентября – 4 октября 2011 г.; А. Семёнов. Истина в огне. Часть вторая // «ПГ», № 38 (560) от 5-11 октября 2011 г.
4 См.: С. Прокопьева. Четырежды экстремальный // «ПГ», № 27 (246) от 13-19 июля 2005 г.; С. Прокопьева. Циклонотерапия // «ПГ», № 28 (297) от 19-25 июля 2006 г.; Д. Новиков. «Ария» псковского лета // «ПГ», № 26 (345) от 4-10 июля 2007 г.; М. Андреев. Ощущение «Циклона» // «ПГ», № 27 (346) от 11-17 июля 2007 г.
5 См.: Л. Шлосберг. «И была сеча добрая…» // «ПГ», № 24 (343) от 20-26 июня 2007 г.; Л. Шлосберг. Подлинному верить // «ПГ», № 24 (393) от 18-24 июня 2008 г.; Крошка айсберга. Интервью с Максимом Колпаковым // «ПГ», № 24 (445) от 24 июня – 1 июля 2009 г.; Л. Шлосберг. Народный круг // «ПГ», № 23 (494) от 16-22 июня 2010 г.
6 См.: Редакция. Освоить Изборск // «ПГ», № 38 (560) от 5-11 октября 2011 г.; Редакция. Законы нарушены, суда не будет // «ПГ», № 38 (560) от 5-11 октября 2011 г.; И. Голубева, Ю. Селиверстов. Четвёртое измерение или «Индейская резервация» русских // «ПГ», № 50 (572) от 28-31 декабря 2011 г.; И. Голубева. Изборский разрыв // «ПГ», № 11 (583) от 21-27 марта 2012 г.; И. Голубева. Изборский разлом. Крепость // «ПГ», № 14 (586) от 11-17 апреля 2012 г.; И. Голубева. Закатать под асфальт // «ПГ», № 25 (597) от 27 июня – 3 июля 2012 г.; И. Голубева. Параллельные миры // «ПГ», № 28 (600) от 18-24 июля 2012 г.; Л. Шлосберг. Не всё коту масленица // «ПГ», № 33 (605) от 29 августа – 4 сентября 2012 г.; И. Голубева. Судьба флигеля // «ПГ», № 33 (605) от 29 августа – 4 сентября 2012 г.; Л. Шлосберг. Удар под родник // «ПГ», № 33 (605) от 29 августа – 4 сентября 2012 г.; Л. Шлосберг. Постояльцы в доме Святого Николы // «ПГ», № 34 (606) от 5-11 сентября 2012 г.: Д. Камалягин. Изборский плюх // «ПГ», № 35 (607) от 12-18 сентября 2012 г.; А. Семёнов. Обитель добра: возмездие // «ПГ», № 35 (607) от 12-18 сентября 2012 г.