Лакские родственники Любови (Рукижат) Джалаловны Гейченко требуют уважения к праву ее дочери беспрепятственно жить в доме родителей: «Наверное, можно заняться судебными тяжбами, но правильнее было бы руководствоваться правилами приличий»
В «Псковскую губернию» пришло письмо из Дагестана. Его автор – профессиональный журналист Залму Абдурахманова, корреспондент республиканской газеты «Илчи» (г. Махачкала). Письмо (по существу статья) написано по просьбе родных и знакомых семьи Рукижат Джалаловны Сулеймановой, супруги Семёна Степановича ГЕЙЧЕНКО.
Прапрадед Любови Джалаловны Гейченко – шейх Джамалэддин Казикумухский, философ-богослов. |
Письмо вызвано общероссийским общественным резонансом, возникшим после публикации в «Псковской губернии» цикла статей о конфликте, внезапно возникшем между дочерью супругов Гейченко Татьяной Семёновной и администрацией воссозданного ее отцом после Великой Отечественной войны Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» из-за права на доступ и работу дочери Гейченко в отчем доме, где она некогда родилась [ 1].
Печальная во всех смыслах история не спешит завершаться счастливо и Бог знает, что еще произойдёт.
Но публикации в «Псковской губернии» продолжают читаться и вызывать отклики. Сегодня мы с благодарностью к автору публикуем статью-отклик Залму АБДУРАХМАНОВОЙ.
Статья чрезвычайно интересна большим объемом не известных широко фактов, в том числе связанных с Псковской губернией.
Редакция продолжает надеяться, что драматическая история завершится благополучно.
Что за пыль там на дороге,
Что за люди там идут?
То не лакских ли героев
В ссылку дальнюю ведут?
Ой, как львы неустрашимым,
Чьи сердца стремились вширь,
На спине связали руки,
Гонят в дальнюю Сибирь!
Доброй всем дороги братья!
Много бед она сулит.
Где, в каком краю Сибири
Белый царь вас поселит?
Семья Рукижат Джалаловны Сулеймановой. Она – в третьем ряду слева. Фото 1934 года. |
Из песни о восстании 1877 года.
135 лет назад в Дагестане не слышали об Александре Пушкине, селе Михайловском, но знали город Опочка Псковской губернии. Сегодня больше знают село Михайловское, где прожила свою жизнь Любовь (Рукижат) Джалаловна Гейченко-Сулейманова, оказавшись связанной с Псковской землей не в одном поколении.
Любовь Джалаловна происходит из древнего лакского селения Кази-Кумух. А. С. Пушкин упоминает в «Истории Петра» Сурхая Казикумухского хана, чье вмешательство в «дела Персидские понудило Петра спешить и ускорить поход целым годом».
В начале нашей эры это была столица царства Гумик, где с IV века исповедовалось христианство, а в VIII веке его жители первыми в Дагестане стали проповедовать ислам, за что получили приставку «Кази».
Все три монотеистические религии впервые в нашей стране начали исповедоваться на территории современного Дагестана, полагают ученые.
С VIII века ислам утвердился на всей территории Дагестана.
Традиционно здесь проповедовали известные просветители-богословы. Одним из них был прапрадед Любови Джалаловны – шейх Джамалэддин Казикумухский. Его религиозно-философский трактат «Адабуль Марзия» (Правила достодолжных приличий) был опубликован на русском языке в 1869 году. И уже в наше время – в Оксфорде. Он был широко известен на востоке.
Вот некоторые из его наставлений:
«Главное условие этого высокого пути (к Богу) составляет любовь. Любовь не совершается между двумя личностями до тех пор, пока один другому не скажет: «я есмь ты». Но такая любовь не подходит под категорию приобретаемых, так как она есть особенный дар Божий, которым Бог награждает кого захочет из своих рабов. И этой любви достаточно для пути к Богу. Поэтому любовь есть сущая истина».
О Джамалэддине писал князь Орбелиани, освободившись из плена горцев, в своих показаниях, данных властям: «Но есть один человек в Дагестане, который со времени первых имамов и доныне встречается везде с большим благоговением, который тихою и смирною жизнью, беспристрастием и справедливостью, ученостью и происхождением, строгостью в исполнении шариата, как первоначальный проповедник этого учения и как учитель Кази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля приобрел в народном мнении наименование и значение святого».
Справедливость этой оценки подтверждают и слова Джамалэддина, сказанные на прощальной встрече с Орбелиани: «Скажи русским, сын мой, что я им желаю добра, как мусульманам. Да поможет всем нам Аллах. Я дервиш и мулла, и знаю, что хотя мы не одной веры, но всех нас создал один Творец, и поэтому грешно нам проклинать друг друга».
Любовь Джалаловна не любила рассказывать о себе, предпочитая оставаться в тени Семёна Степановича Гейченко. Расул Гамзатов называл ее «закулисная хозяйка Пушкинского заповедника» и не очень удивился, обнаружив ее в Михайловском.
В Дагестане есть поговорка: «Разрежь арбуз – и там найдешь лакца».
В 1868 году А. В. Комаров писал: «Почти все взрослые мужчины отправляются искать себе работу в разные места. Казикумухца можно встретить везде от Оренбурга до Тавриза». Это были ремесленники – отходники (лудильщики, медики, оружейники, ювелиры). Ювелиром и оружейным мастером был и отец Любови Джалаловны, живший в г. Кутаиси с дореволюционных времен.
На Псковщине и в Дагестане известна история семьи Гейченко, известно, как молодая Любовь Джалаловна в эвакогоспитале познакомилась со своим будущим мужем и из теплых краев переселилась в землянку к Семену Степановичу в разрушенном Михайловском.
Судьба определила ей участвовать в замечательном культурном проекте – воссоздании Пушкинских мест.
Но мир тесен – оказалось, что ее мать Шамай родилась на Псковской земле в городе Опочке в 1883 году. Начало истории восходит к восстанию 1877 года, когда из Дагестана было выслано на каторжные работы 4875 человек. Народная песня об этом событии приведена в эпиграфе.
Многие погибли от лишений и непривычного климата.
Наби Аминтаев, свояк Семена Степановича Гейченко. Известный в довоенные годы авиатор, мировой рекордсмен по парашютным прыжкам, один из пионеров ВДВ СССР. |
Для высланных целыми семьями Казикумухцев «Сибирью» оказался город Опочка Псковской губернии.
Местная община милосердно отнеслась к ссыльным. Известен эпизод, когда сын великого поэта Григорий Пушкин вмешался и урегулировал конфликт из-за отказа ссыльных заселяться в конюшни. Ссыльные использовались на разработках торфа. Мать Любови Джалаловны родилась в ссылке, ее впоследствии называли Урус Шамай (русская Шамай).
По рассказам предков, семье с малыми детьми были выделены корова и лошадь.
Хорошее не забывается, и потомки вернувшихся из ссылки прислали из Казикумуха жителям г. Опочки в 1914 году телеграмму поздравления с 500-летним юбилеем города.
В 1882 году в г. Опочке родился и Саид Габиев, известный государственный деятель, упоминаемый на сайте среди персоналий Опочки. Возможно, о нем была лакская частушка «о бедном студенте, обутом вместо сапог в опочки», – так в народе прозвали полуботинки, появившиеся вместе с вернувшимися из опочецкой ссылки.
На фото 1934 года: семья Любови Джалаловны. Она – в третьем ряду слева, во втором ряду ее отец Джалал, мать Шамай (справа) со старшей сестрой Загидат. Дети, которых они родили и растили, стали достойными гражданами и, как в капле воды, отражают жизнь нашей страны.
Мальчик в первом ряду – Омар Сулейманов, младший брат, погиб под Сталинградом. Кстати, последний из ныне здравствующих Героев Советского Союза в Дагестане Яков Сулейманов является ближайшим родственником Любови Джалаловны Гейченко.
Старший брат Сулейман Сулейманов – известный инженер–конструктор, участвовавший в проектировании и строительстве многих уникальных объектов, в том числе Останкинской телебашни.
Могилы Любови Джалаловны (1920-1991) и Семёна Степановича (1903-1993) Гейченко. Тригорское, городище Воронич. Фото: Лев Шлосберг |
Сын тети Загидат – Наби Аминтаев, свояк Семена Степановича Гейченко. Известный в довоенные годы авиатор, мировой рекордсмен по парашютным прыжкам, являлся одним из пионеров ВДВ страны, погиб в 1945 году. Знаменитый командующий ВДВ генерал Василий Маргелов был его близким другом и считал себя учеником Наби.
Внучка тети Загидат – Аза Аминтаева, Заслуженный деятель искусств РСФСР, преподавала в Московской консерватории и 25 лет была концертмейстером Мстислава Ростроповича.
Сама же Любовь Джалаловна вместе с Семеном Степановичем большую часть жизни посвятила Пушкинским местам, родила здесь дочь Татьяну, выросшую в Михайловском в деревянном доме. В этом же одноэтажном домике завершили родители свою жизнь, оставив добрую о себе память.
Мы рассказали о предках, выживших 135 лет назад благодаря доброжелательным жителям г. Опочки, и сегодня испытываем большую симпатию к их потомкам.
Однако поводом для этой статьи послужила информация о том, что Татьяну Гейченко пытаются лишить отцовского дома, который объявляется собственностью Пушкинского заповедника, поскольку не был вовремя приватизирован.
Наверное, можно заняться судебными тяжбами, но правильнее было бы руководствоваться правилами приличий.
Родительский дом неприкосновенен – это вечное правило у всех народов. Об этом мы и просим дирекцию Пушкинского заповедника в память о жизни, достойной подражания и почитания, Семёна и Любови Гейченко.
От имени близких семьи Гейченко и лакской интеллигенции, Залму АБДУРАХМАНОВА, корреспондент республиканской газеты «Илчи», г. Махачкала, специально для «Псковской губернии»
1 См.: Отчий дом // «ПГ», № 35 (607) от 12-18 сентября 2012 г.; «И от недружеского взора счастливый домик охрани!» // «ПГ», № 37 (609) от 26 сентября – 2 октября 2012 г.; Орган и организация // «ПГ», № 39 (611) от 9-16 октября 2012 г.; Р. Иезуитова. «Не оставляя по себе следов» // «ПГ», № 50 (622) от 26-31 декабря 2012 г.; Редакция. Неюбилейные споры о материальном праве на память // «ПГ», № 6 (628) от 13-19 февраля 2013 г.