Сказочные скульптуры в Пскове ещё раз доказали, что красота – это страшная сила
«Ни свет ни заря к Ёжику с Медвежонком прибежал Заяц.
— Эй! — закричал он. — Эгей! Эге-ге-гей!
— Ну что? Говори, — сказал Медвежонок.
— Эге-ге-ге-ге! — вопил Заяц.
— Да говори же! — Ёжик начал сердиться.
— Эге-ге-ге-ге! Ге-гей! Ге-гей! — И Заяц убежал.
— Чего это он?
— Не знаю, — сказал Медвежонок».
Сергей Козлов. Вольный осенний ветер.
Как сказано в одной наружной псковской рекламе: «Борщ не последняя надежда, а единственная». На самом деле там первоначально было написано несколько иначе: не Борщ, а Бог. Однако кто-то шустрый внёс правку.
Уличная реклама говорит о главном. Фото: Алексей Семёнов |
Так часто бывает. Человек собирается сделать что-то важное и большое. А потом жизнь вносит коррективы.
Точнее, коррективы вносят другие люди. Они тоже хотят сделать что-нибудь важное и большое.
Городская среда Пскова давно стала ареной для экспериментов. Все они направлены исключительно на создание чего-нибудь важного и большого. Чем больше, тем лучше.
Никто не хочет мелочиться. Заделывать какие-то там дырки в асфальте. Зато желающих крупно удивить предостаточно. Тем более что удивление иногда неплохо оплачивается.
На фоне экспериментов на набережных и в Детском парке перемены в Ботаническом саду возле площади Победы кажутся скромными.
Но это смотря как посмотреть.
Это медведь. Фото: Алексей Семёнов |
В своё время в Москве на Манежной площади всех удивил скульптор Зураб Церетели. Неподалеку от Александровского сада и Вечного огня появилась скульптурная композиция сомнительной ценности. Церетели изобразил сказочных и басенных персонажей: лису, журавля, золотую рыбку, царевну-лягушку, русалку…
В Пскове хоть и с запозданием, но нашлись свои герои-сказочники. Они имеют отношение к небезызвестной нефтегазовой компании, которая, как следует из пафосной таблички, появившейся недавно за памятником героям партизанам на площади Победы, 23 июля 2013 года подарила жителям города Пскова деревянную композицию.
В сущности, компания подарила Пскову сказку.
Правда, эту сказку не рекомендуется рассказывать на ночь. Но именно поздними вечерами и ночами там как раз и происходит самое интересное.
Это другой медведь. Фото: Алексей Семёнов |
Люди собираются вокруг сказочных персонажей, чтобы отметить наступление новых суток и проводить старые. То есть попросту – крепко выпить.
Деревянные медведи, ежи, зайцы, совы и грибы их не пугают. В темноте они не так страшны, как на свету.
Пень – тот, что между тремя медведями, очень удобно использовать как столик.
К большим грибам хорошо прислоняться самому (гриб помогает выстоять) или прислонять велосипед.
Это ещё один медведь. Фото: Алексей Семёнов |
Огромные белые грибы выглядят очень натуралистично. В будущем, когда народ совсем измельчает, так, наверное, будут выглядеть все грибные места.
Пока же в России самые грибные места связаны с нефтью и газом.
Когда-то на площади Победы долго стоял одинокий камень, на котором было написано, что в этом месте соорудят памятник псковским партизанам.
Потом камней стало значительно больше. Всё это официально назвали памятником псковским партизанам.
Это ёжик. Фото: Алексей Семёнов |
И вот спустя двадцать пять лет вокруг появилась скульптурная композиция, от ежей до медведей включительно.
Сравнивать их с партизанами было бы неправильно. Но и не сравнивать их сложно.
Сказочные скульптуры, выставленные в Ботаническом саду, – это довольно топорная работа.
Странно, что представителям нефтегазовой компании не пришло в голову подарить псковичам белых лебедей, нарезанных из автомобильных покрышек.
Это зайцы. Фото: Алексей Семёнов |
Как раз на прошлой неделе псковичам ещё раз напомнили, что после реконструкции улиц Пушкина и Ленина [ 1] в соответствии с туристическим кластером «Псковский» рядом с драмтеатром появятся ещё две уличные скульптуры – «Памятник Наталье Гончаровой» и «Памятник театральной тумбе».
В принципе, если одного из медведей из Ботанического театра перебросить к театру, то можно немного сэкономить. Останется только слегка подработать медведя топором или бензопилой. И тогда скульптуру можно будет назвать «Н. Н. Гончарова».
А если Гончарова будет сама на себя не похожа, то хотя бы «Памятник театральной тумбе» должен получиться.
В условиях, когда в городе многое делается через пень-колоду, в условиях, когда в Пскове уже много лет нет главного архитектора, здесь возможно всё что угодно.
В крайнем случае, если опять ничего хорошего не получится, виновными назначат ежей и зайцев.
Алексей СЕМЁНОВ
1 См.: А. Семёнов. Комплекс освоения бюджета // № 33 (655) от 28 августа – 3 сентября 2013 г.