Статья опубликована в №46 (668) от 27 ноября-03 ноября 2013
Культура

По курсу любви

Новые работы Ирины Кросс напоминают о сдержанности, а сдержанность рождает недосказанность
Алексей СЕМЁНОВ Алексей СЕМЁНОВ 30 ноября 1999, 00:00

Новые работы Ирины Кросс напоминают о сдержанности, а сдержанность рождает недосказанность

Недавно прошедшая в псковской галерее «Дар» персональная выставка Ирины Кросс называлась «Образ и цвет». Если в чёрно-белом газетном формате при печатании иллюстрации убрать цвет, то что останется? Один образ? Нет. Цвет всё же не исчезнет. Он угадывается.

Ирина Кросс. По курсу любви. Холст, масло. 1998.

Свои работы Ирина Кросс, обычно, пишет быстро, в один присест, часа за три. [ 1]

Наверное, и впечатления о выставке надо записывать быстро. Увидеть и быстро пересказать - за полчаса. Важны порыв, искренность, эмоциональность – как в самих работах Ирины Кросс.

То есть одна из движущих сил - непосредственность.

Слишком часто, когда нет непосредственности, возникает посредственность.

Хотя обычно про непосредственность вспоминают, когда говорят о наивном искусстве. Но это не тот случай.

Живописная школа у Ирины Кросс крепкая, да и опыт богатый. Персональных выставок в Пскове до этого у неё было немало – пять.

Ирина Кросс поясняет, что большая часть работ, представленных на выставке – «итог двухлетней работы».

Это так, но работы, написанные давным-давно, на эту выставку тоже попали и гармонии не нарушили.

Часто бывает, что художники, стараясь показать себя во всём многообразии, теряют чувство меры.

Здесь с чувством меры всё было в порядке. Несмотря на повышенную эмоциональность, о которой так часто вспоминают применительно к творчеству Ирины Кросс.

Ирина Кросс. Аквамарин мечты. Холст, масло. 2013.

На картинах, собранных в галерее «Дар», какой-то чрезмерной эмоциональности заметно не было. Почти.

Возможно, именно это имела в виду искусствовед Ольга Кошелькова, когда говорила о том, что «Ирина Кросс себя нашла».

Не то чтобы она нашла себя вчера. Очевидно, что это та же рука, что и раньше, то же отношение к жизни.

Для одних художников такие слова - похвала, для других – порицание.

Есть художники, которые не любят повторяться и в панике бегут от себя вчерашнего. Другие, наоборот, до последнего держатся за прошлое, разрабатывают привычные темы, всё никак не могут наглядеться на полюбившиеся пейзажи.

И те, и другие художники правы, если они не теряют свежести восприятия и не выходят в тираж.

Выражение «себя нашла» ко многому обязывает и в то же время совсем не означает, что на этом поиски останавливаются.

Не менее важно и то, чтобы любители живописи в конце концов нашли своего художника, чьи поиски образа и цвета не противоречат их представлениям об искусстве.

Ирина Кросс сказала, что в работах, представленных на выставке, есть «восхищение осенью».

Но одной осенью она не ограничилась. Иначе бы не было «Прощания с летом», «Нового года» и других картин.

Ирина Кросс. Куст гортензии. Холст, масло. 2012.

Восхищение чаще всего сдержанное. Сдержанность рождает недосказанность. Взять хотя бы «Кувшин снега».

Кувшин снега – это вам не кувшин молока или вина.

Осенью многое останавливается. Замирает. Самое время браться за кисть.

У Ирины Кросс осень не золотая. Золото она оставила другим.

Зрителям, пришедшим на выставку «Образ и цвет», достались «Сок рябины», «Смородина», «Иван-чай».

Люди на картинах появляются только тогда, когда без них совсем нельзя обойтись.

Без ярких пятен, конечно, тоже не обошлось: «Коррида», «Аквамарин мечты».

Коррида – это символ действия, наступления, мужской силы и агрессии, которые наиболее заметны в присутствии женщины.

Но большинство работ наводят на мысль об ожидании, как в случае с «Кустом гортензии».

Кажется, что ещё немного, и что-то произойдёт. Только что?

Хотя курс в конечном итоге всё же обозначен недвусмысленно. Он в названии и в настроении работы «По курсу любви», и здесь уже не важны осень, зима, весна… Не надо прощаться с летом, потому что в силу вступает, по выражению Анны Ахматовой, «пятое время года» - любовь, когда «легки очертанья вещей».

Когда очертания вещей легки, художнику становится легче.

Алексей СЕМЁНОВ

 

1. См.: И. Шевелёва. На ковре из жёлтых листьев // «ПГ», № 42 (62) от 25-31 октября 2001 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.