Организаторы псковского туристического кластера пытаются избежать ошибок при составлении техзадания к очередному этапу работ
Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия получил для оценки и обсуждения проект технического задания на разработку проектно-сметной документации на очередной объект туристического кластера; 12 февраля проект впервые обсудил Научно-методический и экспертный совет при комитете. По всей видимости, организаторы кластера пытаются избежать ошибок, которые на старте программы легли в основу продолжительных общественных конфликтов, не вполне утихших до настоящего времени.
Сквер павших борцов в Пскове уже много лет нуждается как минимум в ремонте. Фото: Светлана Прокопьева |
Туристско-рекреационный кластер «Псковский» [1], хоть и стал синонимом скандала, потихоньку движется своим ходом. Набережную Псковы под Кремлем открыли для показа, на набережную Великой уже привезли бетонные фартуки, которыми закроют металлический шпунт, на улицах Пушкина и Ленина пилят деревья. Очередной этап кластера затронет масштабную территорию вдоль улицы Свердлова – от Советской и Калинина до Воровского. В границах реконструируемой территории оказались и Ботанический сад, и Летний сад, и Сквер павших борцов – давно сложившиеся архитектурные комплексы, хотя и потрёпанные временем. С новым проектом вкупе с рассмотренными ранее кластер закроет практически всю территорию исторического центра Пскова.
На предыдущих этапах кураторы программы [2] столкнулись с массовой критикой, главным образом связанной с небрежным отношением к объектам культурного наследия. Мало того что ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 гг.» не позволяет тратить средства на реставрацию, так и проекты благоустройства, за редким исключением, разрабатывались без оглядки на охранные зоны памятников.
Одновременно горожане раскритиковали массовый спил деревьев и отсутствие разного рода удобств в новых общественных пространствах. Власти и сами ощутили некоторый дискомфорт, осознав, что в том же Детском парке придётся дополнительно тратить деньги на ремонт лестницы и ограждения – про них составители техзадания банально забыли.
Избежать такого рода ошибок можно на стадии обсуждения технического задания на проектирование – что не было сделано в случае с набережными, Детским парком, улицей Калинина и кварталом вокруг драмтеатра, но происходит теперь, перед началом нового этапа реализации программы.
Кластер по стену
Председатель Госкомитета по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева. Фото: Александр Сидоренко |
- Кластер идёт сам по себе, а памятники продолжают разрушаться сами по себе, - обозначила проблему 12 февраля председатель комитета по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева.
Новый комитет пытается запрыгнуть в идущий полным ходом поезд «Псков – кластер», чтобы защитить оказавшиеся в зоне реконструкции исторические памятники, в частности крепостные стены Окольного города. Тем не менее, напомнила Елена Александровна, ФЦП финансирует реконструкцию современных городских пространств, поэтому и в названии проекта стоит: «Реконструкция улицы Свердлова». Проектировщики должны будут остановиться буквально «по стену».
Елена Яковлева предложила членам совета подумать над вопросом: нельзя ли предусмотреть в техзадании нулевой этап градостроительного осмысления территории, захваченной кластером, чтобы «эта территория как общественное пространство города была концептуально осознана во всём своём многообразии».
У Научно-методического совета есть две возможные стратегии, отметила первый заместитель председателя комитета Наталья Cергеева. Совет может ограничиться пожеланием соблюсти требования охраны памятников истории и культуры (и потом оценить, как это поймет проектировщик) или же включить в техзадание свои конкретные предложения, сузив таким образом простор для манёвра.
С ходу никаких предложений, как и следовало ожидать, не появилось. Чтобы их сформулировать, у комитета по охране объектов культурного наследия будет порядка двух недель.
«Все-таки лучше, чем ничего»
Искусствовед Игорь Лагунин. Фото: Александр Сидоренко |
Между тем часть экспертов Научно-методического совета вообще выступила против любых работ на территории памятников федерального значения, кроме реставрационных. Искусствовед-архитектор Игорь Лагунин обратил внимание на то, что в центре Пскова, где сплошная охранная зона, нужно идти от памятников, а не наоборот.
- Туризм должен опираться на объекты показа, а получается, что он в данном случае их игнорирует, - говорит он.
Комментируя ситуацию для «Псковской губернии», Игорь Иванович отметил, что его удручает отношение к псковской фортификации начала XVIII века – крупнейшей в России, созданной непосредственно под руководством Петра Великого, где сейчас «наставлены колёса, танцплощадки, установлены балаганы детские, прямо на этом выдающемся памятнике инженерного искусства»:
- Это такой спекулятивный подход, потому что используется уже готовая фактура, сложившиеся памятники – готовые архитектурные решения. Что, архитекторы не могут создать новые, собственные художественные объекты, зачем нужно хвататься за старые?
По мнению искусствоведа, проектировщикам стоило бы обратить внимание на современные районы Пскова, обделенные благоустроенными общественными пространствами. А исторический центр лучше оставить реставраторам:
- Если мы будем подходить к памятникам так, как того требует закон, все остальные моменты можно будет утрясти, - считает искусствовед.
С другой стороны, и Летний сад, и Сквер павших бойцов давно и остро нуждаются в ремонте, но денег в городском бюджете на эти цели нет и не будет в обозримом будущем. Даже самые строгие поборники исторического наследия понимают искушение отремонтировать газоны и дорожки по программе развития туризма.
Задача сегодня заключается в том, чтобы использовать кластерные деньги с максимальной пользой для города, считает архитектор Лариса Нуколова.
Такая возможность есть: большие надежды Лариса Александровна возлагает на тот пункт проекта технического задания, где прописано требование провести эскизный конкурс перед началом проектирования, причем на основе историко-архитектурного опорного плана. Это тот самый нулевой этап, на котором можно концептуально осмыслить предназначение территории и обсудить возможные ошибки проекта. По уму, творческий конкурс должен был пройти отдельно, до того как будет разыгран контракт на проектирование. Однако денег на это нет, поэтому бремя концептуального поиска деликатно перекладывается на плечи будущего подрядчика.
- Если в техническом задании все-таки оставят этот конкурс, первоначальный этап, то, на мой взгляд, это будет все-таки лучше, чем ничего, - говорит Лариса Нуколова.
«Полная дисфункция, хотя и нарядно»
- Эти проекты не должны быть зациклены на одном только благоустройстве, - говорит научный руководитель Института регионального развития Сергей Дамберг. - Мы должны понимать, что это вмешательство в городскую среду, и оно должно быть функциональным. Нужно обустраивать общественные пространства под практики – отталкиваясь от того, как они сложились уже сейчас, и предлагая варианты развития.
У социологов свои претензии к ТРК «Псковский». Социологи согласны с архитекторами в том, что нормальный порядок вещей нарушен, только с другой (точнее, еще одной) стороны – функциональной. Родоначальники кластера позабыли не только про памятники истории Пскова, но и о том, что здесь живут люди.
Ни одно из техзаданий до сих пор не давало ответа на вопрос: «Зачем?». Что будет происходить на обновлённых набережных и пешеходных улицах? Зачем туда пойдут люди и чем будут там заниматься?
- К сожалению, мы сейчас находимся в ситуации, когда необходима доводка тех проектов, которые уже есть. Хотя должно бы быть наоборот: сначала функциональное решение, потом – эстетическое и инженерное, - констатирует Сергей Дамберг.
По мнению научного руководителя ИРР, у современного Пскова две градостроительные беды:
- Первая – это хаотичная коммерция, «как хочу, так и строю». И вторая беда – вот это благоустройство ради благоустройства. Это когда мы хотим, чтобы были газоны, и нам плевать, что трава там не растёт. Мы хотим, чтобы были причудливые изгибы дорожек, и нам плевать, что люди так не ходят. Мы можем придумать дорожку – как уже сделано на набережной – шириной на одного человека, и нам плевать, что люди не ходят строем (свободные люди, ещё не осуждённые). Или мы хотим, чтобы у нас везде были розочки, и нам плевать, что это полная дисфункция, хотя и нарядно.
ИРР по собственной инициативе изучает городские практики и составляет социальную карту города [3]. Плюс институт провел специальное исследование для разработки проектно-сметной документации на реконструкцию Ботанического сада. Отметим, что средства на эти цели идут по линии международного проекта «Тарту, Резекне, Псков: управление зелеными территориями для планирования и развития эстонско-латвийско-российских приграничных «столиц» (Программа трансграничного сотрудничества Эстония-Латвия-Россия) [4]. В рамках того же проекта в 2013 году в Пскове был создан Мирожский дендропарк.
- По Ботаническому саду исследование завершено, на его основе можно делать техзадание, проектно-сметную документацию и приступать к работам, - рассказывает Сергей Дамберг. - Каково функциональное наполнение улицы Свердлова – не могу сказать, но здесь тоже есть большое опасение, что благоустройство и инженерная задача будут решены, а функционально – опять «улица как улица». И если в городе все «улицы как улицы», это нас возвращает в индустриальную эпоху, что очень плохо. Нам нужно понимать, каково индивидуальное лицо каждой улицы, каждого квартала, исходя из тех практик, к которым город готов в этом месте, которые могут здесь развиваться.
Светлана ПРОКОПЬЕВА
1. См.: Л. Шлосберг. Определяющий эффект // "ПГ", № 29 (601) от 25-31 июля 2012 г.; С. Прокопьева. Освоение кластера // «ПГ», № 48 (670) от 11-17 декабря 2013 г.
2. Первоначально это был комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию под председательством Натальи Труновой, сейчас – отдел развития туризма в структуре госкомитета по культуре.
3. См.: С. Прокопьева. Свой мост // «ПГ», № 5 (677) от 5-11 февраля 2014 г.
4. В прочих случаях разработка проектно-сметной докментации выполняется за счет собственных средств региона и засчитывается как софинансирование по программе развития туризма.