Валерия Новодворская.
А в политику девятнадцатилетняя Новодворская вошла через Кремлёвский дворец съездов.
Это было невероятно. Купить билет в Кремлёвский дворец съездов на вечер 5 декабря 1969 года, то есть в День Конституции, где по случаю праздника давали оперу «Октябрь», и разбрасывать по залу самодельные листовки – 125 штук, написанных под копирку. В одной из двух листовок были стихи, начинавшиеся со слов:
Спасибо, партия, тебе
За все, что сделала и делаешь,
За нашу нынешнюю ненависть
Спасибо, партия, тебе!
С таким настроением Валерия Новодворская и прожила всю жизнь. Она была благодарным человеком. Ненавидеть умела искренне и благодарностей не скрывала. Не умела и не могла скрывать.
Спасибо, партия, тебе
За все, что предано и продано,
За опозоренную Родину
Спасибо, партия, тебе!
Тогда, когда вводили войска в Чехословакию, партия называлась КПСС. Позднее названия правящей в нашей стране партии менялись, но отношение к партийным начальникам у Новодворской менялось редко.
Она и в пятьдесят, и в шестьдесят лет могла бы с тем же девичьим запалом произнести:
Спасибо, партия, тебе
За рабский полдень двоедушия,
За ложь, измену и удушие
Спасибо, партия, тебе!
Чего не было в самой Новодворской, так это двоедушия. В каких-то вещах мне казалось, что она недостаточно радикальна. Она романтизировала в девяностые годы тех, кто тогда был властью. Месяц назад она опять написала: «Ельцинское время было чудом, робкой попыткой очеловечить огромную, отсталую, злобную страну». Ну что с этим поделать? Такова она была – смелая, наивная, остроумная… Не соглашаться с ней было легче, чем соглашаться. Часто её заносило. Достаточно вспомнить её обращение, начинающееся словами: «Дорогие майданники, герои Украины, дорогой Правый сектор, пан Дмитрий Ярош!..» Она великолепно умела подставляться. Кажется, что с осени 1969 года внутренне она почти не изменилась.
Когда сторонники Путина ходили митинговать на Поклонную гору, а противники Путина - на Болотную площадь, Новодворская чуть ли не в одиночестве митинговала на проспекте Сахарова. Это была её участь.
В своих воспоминаниях о том вечере, когда она вошла в политику, Валерия Новодворская написала: «Всю дорогу, весь час до начала оперы моя воля держала за шкирку барахтающееся в ужасе и тоске бренное тело, которое тихо, про себя вопило: «Не хочу!» А душа и воля тащили его и говорили: «Должно, сможешь и сделаешь»!»
Надо полагать, она часто потом произносила это болезненное: «Должно, сможешь и сделаешь!»
Спасибо, партия, тебе
За все доносы и доносчиков,
За факелы на пражской площади
Спасибо, партия, тебе!
Важно ведь было не только разбросать стишок, но и дождаться ответной реакции. Не сбежать, а сдаться «в лапы правосудия». По словам Новодворской, листовки «разбирали, как глазированные сырки», а из партера прибежала девочка и попросила листовку для них с мамой, «а то нам не досталось». Старенькая, видавшая виды служительница дворца шептала Новодворской: «Уходите скорей!» Но она не уходила, потому что была благодарным человеком. Рассыпала благодарности направо и налево - и не могла не дождаться ответа. (Летом 1970 года Новодворскую этапировали в Казань. С июня 1970 по февраль 1972 года находилась на принудительном лечении в специальной психиатрической больнице в Казани с диагнозом «вялотекущая шизофрения, параноидальное развитие личности». Поседевшая в 22 года Новодворская вышла на свободу в феврале 1972 года и сразу занялась тиражированием и распространением самиздата.) Впереди её ждала казанская «психушка». Новодворская благодарила партию за всё:
За рай заводов и квартир,
На преступлениях построенных,
В застенках старых и сегодняшних
Изломанный и черный мир...
Одну из последних своих публикаций Новодворская посвятила сближению России с Китаем, которую закончила словами: «Путин предал страну на тысячелетие вперед». После смерти Новодворской (диагноз «флегмона левой стопы») председатель правительства РФ Дмитрий Медведев сказал: «Она многое сделала для становления демократии в нашей стране, активно занималась правозащитной деятельностью и никогда не боялась отстаивать свою точку зрения. За это её уважали единомышленники и оппоненты». Да, сделала - в отличие от самого Медведева, которого не уважают ни единомышленники, ни оппоненты.
Незадолго до смерти Валерия Новодворская, говоря о возрождении империи, написала: «Путину ничего не светит: этот монолит силами православных казаков, экстремистов Стрелковых и лживого истеблишмента не восстановить. А если желудки окажутся пустыми хотя бы на одно десятилетие, то, пожалуй, они наполнят возмущением сердца…».
Ведь сказано же было сорок пять лет назад:
Спасибо, партия, тебе
За ночи, полные отчаянья,
За наше подлое молчание
Спасибо, партия, тебе!
Но партия, в отличие от отдельных людей, не умеет быть благодарной.
Новодворская была отдельным человеком.