(авторский взгляд исследователя на данную проблему)
Летопись.
Глава 16-я. Часть 1.
Таисия КРУГЛОВА,
кандидат исторических наук.
Когда и кем была создана древнейшая псковская иноческая обитель? В Новгородской Первой летописи сообщение под 1156-м годом о создании Спасо-Преображенского собора предшествует первому упоминанию Мирожского монастыря. О монашеской обители впервые говорится только под 1188-м годом в рассказе о посещении Пскова новгородским архиепископом Гавриилом (Григорием). В те дни заболел, принял постриг, умер и был похоронен в Спасо-Мирожском монастыре священник Герман Воята, новгородский летописец, предполагаемый автор летописного славословия Нифонту.
В научной литературе по этому вопросу высказывались разные мнения. Н.П. Осипова предположила, что Спасо-Преображенский собор возводился первоначально как приходский храм, а монастырь был создан вскоре после его завершения. По мнению Л.А.Творогова, монастырь за рекой Великой был основан в начале XI века новгородским князем Ярославом Владимировичем и псковским князем Судиславом. Новгородский владыка Нифонт поставил каменный собор на месте древнего деревянного храма. С.В.Белецкий считал, что устройство христианского монастыря близ языческого Пскова было задумано в качестве поддержки псковского князя Судислава и осуществлено совместно со старшими его братьями, занимавшими княжеские столы на Руси. Предлагаю свою версию решения данного вопроса.
Не вызывает сомнений то, что оригинальный тип Спасо-Преображенского собора и история его строительства связаны с именем Нифонта, который занимал владычную кафедру с 1130-го по 1156-й год. Ведь храм упоминается в летописном панегирике под 1156-м годом среди других объектов строительной деятельности этого новгородского пастыря. Ремонтные работы и роспись притворов в Софии Новгородской проводились в 1144-м году, ладожская церковь Св.Климента была поставлена в 1153-м году. Для возведения в Пскове монастырского храма был выбран византийский тип крестово-купольного храма, крестообразный облик которого был подчёркнут пониженными угловыми помещениями.
Однако в процессе строительства первоначальный облик храма был сильно изменён. Когда строительство церкви подходило к концу, зодчие получили задание надстроить с западной стороны угловые палатки, вследствие чего храм приобрёл кубический объём. При сооружении Климентовской церкви в Ладоге за аналогию был взят храм Мирожского монастыря в изменённом виде. Неизбежно возникают вопросы. Почему новгородский архиепископ Нифонт, избрав для строительства византийский тип крестово-купольного храма, внёс в ходе строительства существенные коррективы? Почему величественный и богато украшенный храм появился не в стольном Новгороде, где размещалась епископская кафедра, а в пригородном Пскове?
Спасо-Преображенский собор в Пскове был построен новгородскими мастерами из чередующихся слоев известняковой плиты и плинфы. Плинфа - это плоский и широкий кирпич домонгольского времени, изменения в размерах которого имеют чёткие хронологические привязки. Параметры плинфы Спасо-Преображенского собора архаичны, хотя размеры кирпича Климентовской церкви, созданной той же артелью и тем же заказчиком, соответствуют своему времени. Это обстоятельство также требует объяснений.
Все сведения письменных источников и материалы архитектурно-археологических исследований позволяют с полной долей уверенности приписывать новгородскому архиепископу Нифонту только окончательное возведение Спасо-Преображенского собора и заказ на его роспись, но не инициативу и начальные работы. Как известно, между подготовительными мероприятиями (заготовка плинфы и камня, разбивка стройплощадки на местности, закладка фундамента) и завершением строительных работ иногда проходил длительный отрезок времени, в ходе которого менялись непосредственные заказчики объектов. За примером не надо далеко ходить: церковь Успения на Торгу в Новгороде была заложена по заказу новгородского князя Всеволода Мстиславича в 1135-м году, а завершена только в 1144-м, когда его уже не было в живых, а новгородский стол занимал его родной брат Святополк. Подобная задержка была вызвана определенными обстоятельствами.
В 1136-м году по решению веча, на котором кроме новгородцев присутствовали представители Пскова и Ладоги, был лишен новгородского княжеского стола Всеволод Мстиславич. Вместе с князем город покинули его семья, двор и, вероятно, княжеская строительная артель. Новые князья, приглашённые новгородцами из черниговского, ростово-суздальского и смоленского домов, своих зодчих не имели, поэтому вплоть до 1142-го года строительные работы в Новгороде не велись. После смерти Всеволода Мстиславича артель перешла к его младшему брату Святополку Мстиславичу, с прибытием которого в Новгород на княжеский стол в 1142-м году, судя по летописи, работы возобновились. Изменения архитектурного замысла и архаичный размер плинфы Спасо-Преображенского собора в Пскове свидетельствуют в пользу того, что между начальным и завершающим этапами работ прошел определённый отрезок времени, в рамках которого мог поменяться заказчик. Чтобы прояснить туманную историю этого монастыря, следует поискать предполагаемого инициатора строительства Спасо-Преображенского собора среди исторических лиц того времени.
Если исходить из реальных размеров плинфы, то начало работ по строительству храма приходится на 20-е годы ХII века. В это время владычную кафедру в Новгороде занимал Иоанн Попьян, непосредственный предшественник Нифонта. В Новгородской Первой летописи сведений об этом архиерее предельно мало. В 1110-м году архиепископ Иоанн пришел в Новгород, а двадцать лет спустя, в 1130-м году «отвержеся архиепископ Иоанн Новагорода, и поставиша архиепископа Нифонта...». В статье «А се новгородскыи епископы» Комиссионного списка Новгородской Первой летописи младшего извода, составленной в 20-е годы XV века, о нем сказано: «Иван Попьян, седев 20 лет, отвержеся архиепископья, сего не поминают». Следовательно, Иоанн Попьян по своей инициативе оставил кафедру после двадцати лет святительства. Позже его имя было вычеркнуто из поминальных списков новгородских пастырей, а память о нём предана забвению. Причина отставки новгородского владыки и его дальнейшая судьба до сих пор неизвестны.
Своеобразную интерпретацию судьбы этой загадочной личности предложил В.Л.Янин. Занимаясь некрополем Новгородского Софийского собора, исследователь высказал ряд предположений о судьбе загадочной гробницы неизвестного святителя в Мартирьевской паперти, украшенной в 1144-м году фреской с семифигурным «Деисусом» (Спаситель и поясные изображения шести предстоящих). Эта гробница вскоре после захоронения в ней святителя была разорена и попрана другой, возведённой из плинфы в 50-60-е годы ХII века. По мнению В.Л.Янина, этим неизвестным святителем был Иоанн Попьян. Около 1144-го года (время исполнения фрески) при новгородском архиепископе Нифонте в этой гробнице был погребён скончавшийся Иоанн Попьян. Вскоре его прах был извержен, сам саркофаг попран помпезной гробницей умершего в 1163-м году Аркадия, первого избранного всенародно новгородцами архиерея, занимавшего новгородскую кафедру после Нифонта. До Аркадия все епископы присылались в Новгород из Киева. Именно к 1163-ему году В.Л.Янин относит запрет на поминание в Новгороде Иоанна Попьяна, расправу над его останками в Софии Новгородской, редактирование текста новгородской летописи по изъятию сведений о его пастырской деятельности. Причину подобной расправы он видит в том, что Иоанн Попьян заявил себя решительным сторонником князя и противником республиканских преобразований в Новгороде.
(Продолжение следует).
На фото:
Апостол Петр. Фрагмент фрески из Мартирьевской патерти. XII в.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Деисус. Фреска XII в.