Статья опубликована в №7 (78) от 14 февраля-20 февраля 2002
Общество

Сладкий бизнес со слезами на глазах

 Игорь ЗИНАТУЛИН. 14 февраля 2002, 00:00

C начала года президент страны исправно радует сограждан неожиданными заявлениями. Первым сюрпризом стал легкий наезд на социальные министерства и департаменты в связи с прозвучавшим на встрече Владимира Путина с Валентиной Матвиенко докладом о количестве беспризорных и безнадзорных детей в России. Тогда министр озвучила цифру в один миллион человек, но тут же со всех сторон посыпались иные данные – два, три, четыре миллиона… сама собой навязывалась аналогия со спором, сколько же человек погибло во время второй мировой войны.

Сравнение с Великой Отечественной прозвучало из уст самого президента. Он подчеркнул, что даже после всех ее перипетий в нашей стране не было столько бездомных детей, сколько есть сейчас.

Немедленно поднятую тему подхватили журналисты. О миллионах несчастных детей сняли несколько телевизионных программ. Телеканал НТВ преподнес чрезвычайно мрачный репортаж о положении беспризорных ребятишек в северной столице. В отличие от Москвы, где подавляющее большинство беспризорных приезжие, в Петербурге беспризорные сплошь местные, что недвусмысленно говорит о катастрофической социальной ситуации, сложившейся за последние годы в величественном мегаполисе.

Уличные предприниматели

Однако вернемся со столичных небес на провинциальную землю. В нашем городе беспризорных (бездомных) и безнадзорных (детей с неблагополучными родителями) тоже хватает. Летом несколько раз за день можно услышать в людных местах тоскливое «дяденька, дайте копеечку на хлеб…». С наступлением зимней стужи дети прячутся по подвалам да чердакам, деньги просят там, где потеплее, чаще всего в крупных магазинах. Добросердечный русский народ помогает, чем может. Кто даст эту самую копеечку, кто купит шоколадку, кто даже в дом пригласит. И вроде бы все просто и понятно: родителей у ребенка либо вовсе нет, либо те хронически злоупотребляют алкоголем, дети же вынуждены попрошайничать на улицах, а значит, грех им не помочь.

В то же время специалисты Псковского отделения Российского Детского фонда полагают, что доля детей, реально нуждающихся в хлебе и одежде, составляет не многим более 10% от общего количества бездомных детей. Подавляющее большинство безнадзорных и беспризорных вовлечено в организованный полупреступный бизнес, и вряд ли сами они пожелают иной участи для своей юной души. В Детский фонд неодно-кратно приходили продавцы из магазинов, где часто промышляют «несчастные дети». Вот как, по словам продавцов, выглядит предпринимательская деятельность «а-ля попрошайничество».

Контролируют и владеют бизнесом так называемые «пастухи», хорошо одетые парни 16-18 лет. На пополнение их кошельков работает целая бригада юных дельцов, которые за день выпрашивают вполне приличные суммы. Деньги впоследствии складываются в общий фонд, который расходуется на дорогие сладости, сигареты, алкогольные напитки и даже наркотики.

Ольга Старостина, координатор проектов Детского фонда, советует не давать маленьким попрошайкам деньги, а купить им продукты. Этим вы сами определите, кто перед вами стоит с протянутой рукой – голодное дитя или сытый юный бизнесмен. Часто бывало, что хлеб, купленный добросердечным прохожим на последние деньги, «несчастные беспризорники» ...выбрасывали за углом, и подобных примеров, к сожалению, очень много.

В Пскове немало благотворительных организаций и социальных фондов, которые регулярно дарят ребятишкам добротную одежду, организовывают для них систему бесплатного питания. Удивительно, но только единицы приходят в бесплатные столовые. Остальным, по всей видимости, безразлично беспокойство о них социальных служб.

Тому есть элементарная причина - нравственное состояние современного российского общества. Проблема безнадзорных детей, которые, прогуливая занятия в школе, попрошайничают на улицах, напрямую связана со сложившимся менталитетом их взрослых родителей. Мы в большинстве своем не хотим упорно работать для того, чтобы жить хорошо. У нас нет «американской мечты», когда в человеке присутствует здоровое честолюбие, любовь к труду и уважение к деньгам. Получается, что в России труд не любят, а деньги не уважают.

На заметке у работников Детского фонда стоят тысячи семей, которые ежемесячно обивают пороги всех существующих фондов, некоммерческих организаций и социальных служб в поисках «халявной» еды, одежды и денег. Работники этих учреждений удивляются, как можно на протяжении нескольких лет здоровым молодым родителям не найти работу в относительно стабильных условиях рыночной экономики. Растущее у таких родителей поколение, не мудрствуя лукаво, выбирает тот же путь – путь наименьшего сопротивления. Для примера, на Запсковье живет вполне благополучная семья, один из членов которой инвалид, получающий приличную пенсию и регулярные пожертвования из разных фондов. В семье растет маленькая девочка. С недавних пор до родителей стали доходить невероятные слухи о том, что их дочка сидит целыми днями на паперти и выпрашивает деньги. Впоследствии слухи подтвердились. Девочка не только сама «зарабатывала деньги на сладости», но и привлекла к этому выгодному занятию свою подружку из такой же благополучной семьи.

Другой пример. В центре города был задержан мальчуган, просящий милостыню. В беседе с ним выяснилось, что мальчик, действительно, без надзора… но временно, так как его родители «уехали за товаром в Европу».

Проблема шокирует, но совсем в другом плане. Детям нравится быть беспризорниками и нравится легко зарабатывать деньги. Кстати, если мальчики-беспризорники в дальнейшем делают карьеру «пастуха», то девочки зачастую идут на панель. Как с этим эффективно бороться, социальные работники не знают. Говорят лишь, что «нужно работать с семьями».

Бездомная миграция

В милиции на это другая точка зрения. Там считают, что проблема не стала такой острой, как в Москве и Петербурге. В нашем небольшом городе милиция держит данную ситуацию под контролем. Во всяком случае, так говорит Надежда Тимофеева, начальник подразделения по делам несовершеннолетних УВД Пскова. Веским аргументом в пользу слов Надежды Анатольевны служат данные рейда, проведенного городской милицией в конце января. В рейде участвовали сотрудники патрульно-постовой службы и участковые-уполномоченные милиции. Были проверены все чердаки, подвалы, злачные городские места. В результате трехчасового рейда было обнаружено трое беспризорников и одиннадцать безнадзорных детей. Для крупного областного центра подобный «улов» совсем не показателен. Стоит отметить, что рейд проводился в вечернее время, когда ребятишек найти проще.

Все задержанные беспризорники не псковичи. Как объяснили в милиции, беспризорники из Пскова встречаются крайне редко. В основном бездомные дети приезжают в провинцию на летние заработки из крупных городов. С наступлением зимних холодов дети организованно возвращаются в столицы, где в любое время года можно найти легкий заработок.

Реально существующие ежегодные миграции беспризорников по нашей необъятной стране сам собой наталкивает на мысль, что реальное количество бездомных детей не занижено, а завышено.

Допустим, гостит летом в разных городах России приличная группа бездомных из Москвы. В каждом городе ребятишки попадают в местные милицейские протоколы, из которых в дальнейшем складывается неутешительная общероссийская статистика. Выходит, что объявленное многомиллионное число беспризорников надо делить на «мультипликатор беспризорности» - своеобразный коэффициент частоты переездов детей из города в город. В милиции эту дерзкую теорию опровергают, ссылаясь на единую национальную статистическую базу, куда якобы моментально попадают данные со всей страны, что позволяет избежать повторного прохождения в статистику одних и тех же лиц.

Мы идем искать

На этот раз очередной рейд отличился уклоном в социальную сторону. Помимо милиционеров в рейде участвовали работники комиссии по делам несовершеннолетних, органов социальной опеки, наркологического диспансера и психологической помощи. Дружной компанией мы посетили добрую половину псковских общежитий, универмагов, рынков и злачных притонов. В итоге удалось обнаружить всего одного «полубезнадзорного» паренька, который мирно спускал свой «заработок» на игровых автоматах в универсаме «Надежда».

Мальчуган назвался Олегом. По его словам, родители сидят дома, «ругаются и пьют», пареньку приходится содержать себя самостоятельно.

Вторая часть рейда вышла гораздо более удачной. Сыграл фактор времени, - эту часть провели поздно вечером. Беспризорников найти не удалось, но сотрудники правоохранительных органов обнаружили 21 безнадзорного ребенка.

ИзлечимА ли семья?

Сегодня модно вспоминать о том, как эффективно боролись с беспризорностью в Советском Союзе. Мол, не было проблем с определением ребенка в интернат или организацией детского досуга. Возможно, понастроив сейчас в каждом российском городе интернатов и обеспечив всем необходимым все детские кружки и секции, удалось бы отчасти решить эту проблему. Но реальность гораздо сложнее – беда в том, что беспризорность сейчас не играет столь уж весомой роли, во всяком случае для нестоличных городов. Невозможно бороться с современной безнадзорностью, когда существуют миллионы семей, в которых дети обделены родительским вниманием и заботой. И не важно, в какой форме это невнимание выражается – в нескончаемых попойках или разъездах по заграницам. Детям в любом случае не хватает тепла и ласки.

Их ребенку на психологическом уровне вполне заменит участливое слово прохожего и сладость, купленная на дареные деньги. Отцовское плечо заменит чувство братства с такими же детьми улиц.

Все начинается и заканчивается семьей. Как это ни банально, но семья была и есть главной ячейкой любого общества. Сегодня многие ячейки в здании российского общества тяжело больны. И, к сожалению, пока неизвестно, найдется ли в ближайшем будущем эффективное лекарство от болезни с названием «неблагополучная семья».

Игорь ЗИНАТУЛИН.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.