24 марта в деревне Бугрово Пушкиногорского района Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Псковской области «Псковский фермер» предстала во всеоружии. На собрание приехали более 50 земледельцев, а после собрания ассоциация пополнилась семью новыми членами. Своих представителей в Бугрово направили Россельхозбанк, УФАС Псковской области, голландский производитель семян фирма «Бейо», Псковский НИИ сельского хозяйства и Всероссийская ассоциация фермеров АККОР (из Москвы приехал почетный президент Владимир Башмачников). Региональное управление сельского хозяйства было скромно представлено Викторией Рогаткиной, начальником отдела социального развития села, что без особой натяжки можно расценить как капитуляцию руководителя управления Николая Романова.
Перед докладами и выступлениями в конференц-зале отеля «Арина Р» прозвучал гимн Российской Федерации. Этот патриотический штрих был не лишним, учитывая, что все остальное в этом зале в адрес российского государства звучало уже критично. «Псковский фермер» проповедует иной подход к развитию сельского хозяйства, нежели органы государственной власти.
Разница в том, что государство (и конкретно администрация Псковской области) делает ставку на крупных инвесторов, тогда как фермеры уверены, что важнее поддерживать местных жителей, которые работают на земле. Инвестор, как выразился Владимир Башмачников, в любой момент может скрыться в офшоре, а вот фермеры делают свою землю по-настоящему живой.
Тем не менее, львиная доля господдержки достается инвесторам в виде компенсации ставок по сельхозкредитам. Президент Ассоциации «Псковский фермер» Александр Конашенков посчитал, что если бы все деньги, отданные банкам, распределить на несвязанную поддержку, выйдет порядка 12 тыс. рублей за гектар. А не 250 руб./га, как было до этого года. Получались суммы, ради которых многие фермеры даже не тратили время на оформление документов.
Ассоциация «Псковский фермер» первой в России поставила вопрос о полном переходе на погектарную поддержку, отчитался в своем докладе Конашенков. Субсидия, выплачиваемая за поддержание плодородия почв, во-первых, мотивирует к вводу в оборот запущенных участков, а во-вторых, помогает фермерам с началом полевых работ (причем 12 тыс. рублей за гектар позволили бы вообще отказаться от весенних кредитов). Пока что удалось добиться увеличения размера субсидии почти в три раза – до 600 рублей за гектар. Уже что-то.
Но тут возникла новая проблема: теоретически денег должно быть больше, а на практике их не дают. По данным ассоциации, ни одно из сельхозпредприятий Псковской области на сегодняшний день не получило несвязанную поддержку. То ли регион не получил на эти цели средств из федерального бюджета, то ли просто нарушает установленный порядок выплат – через 15 дней после подачи документов.
Плюс неприятная новация: с этого года региональное управление требует, помимо сведений о размере используемой земли, еще и правоустанавливающие документы. Как подсчитала ассоциация, около 20% земли в Псковской области обрабатывается без оформления по причине, чаще всего, нерасторопности районных администраций. Так, СХПК «Ершовское» после введения новых правил лишился субсидии на 50% обрабатываемой земли.
Фермер Иван Иванов, Опочецкий район. Фото: Светлана Прокопьева
С такой же проблемой столкнулся фермер Иван Иванов из Опочки: испокон веков он получал несвязанную поддержку за одни и те же гектары, а в этом году потребовалось предъявить свидетельства на право собственности. «Теперь ищи этих людей – один живет в Санкт-Петербурге, другой – в Могилеве», - посетовал Иван Михайлович.
Кроме погектарной поддержки, опочецкий фермер не может получить и положенную субсидию на покупку племенного скота. Впрочем, после того как проблема прозвучала на собрании ассоциации, руководитель сельхозуправления пообещал Иванову решить вопрос в течение двух дней. То есть к моменту выхода этой статьи.
Земельные споры – одна из основных тем в дискуссиях между фермерами и властью. Ассоциация не согласна с новой политикой администрации области в отношении невостребованных паев (их собираются изымать в фонд перераспределения). Александр Конашенков сравнил крестьянский пай с ваучером – это ресурс, которым пока нет возможности воспользоваться.
Фермер Ольга Качур, Порховский район. Фото: Светлана Прокопьева
Будет ли региональная и муниципальная власть более эффективным собственником – еще вопрос. На собрании выступила фермер Ольга Качур из Порховского района. Она разводит гусей, и места на участке уже не хватает. Рядом зарастают несколько гектаров земли, но ни купить их, ни арендовать женщине не позволяют – администрация района уже трижды отказала без объяснения причин. Теперь ее проблемой займется УФАС по Псковской области и, возможно, прокуратура.
Посредничество между фермерами и госорганами – ценная функция ассоциации. Не без гордости президент «Псковского фермера» сообщил, что от крестьянско-фермерских хозяйств до замминистра информация о конкретной проблеме доходит за 4 часа.
Ассоциация сочла работу своего руководства за 2015 год удовлетворительной. Впервые в этом году у фермеров появилась возможность взять в лизинг сельхозтехнику под символические 3% годовых. Минсельхоз начинает всерьез обсуждать вопрос о погектарной поддержке. Торгово-промышленная палата области пригласила «Псковского фермера» вступить в свои ряды. Одиночные сельские производители, объединившись, заметно выигрывают в весе.