Объективно направление Максима Жаворонкова — по тем или иным причинам — в начале года неожиданно заметно ослабло. Замруководителя аппарата на место Романова назначен не был, а на место Владимира Шураева пришла Оксана Иванова — это назначение сродни смене Сергея Иванова на Антона Вайно в администрации президента РФ.
Но не сопоставлять эти два события нельзя, особенно держа в уме недавний приход Сергея Кириенко на пост замруководителя администрации президента и его встречи с вице-губернаторами в конце декабря прошлого года. Видимо, очевидное ослабление информационно-политического блока в сложившейся ситуации должно прогрессивной общественностью восприниматься как своего рода реформа, которая пока, честно говоря, выглядит немного странно. Пока нынешние телодвижения больше вызывают впечатление заметной девальвации информационно-политического крыла.
Сфера ответственности вице-губернатора Максима Жаворонкова вроде бы реформируется, хотя откуда появится новый потенциал, неясно. Фото: Тимур Галимов / «ПГ»
Но тем не менее к президентским выборам администрация Псковской области явно будет готовиться с нынешним руководящим составом. Скорее всего, это и будет главной политической задачей ближайших полутора лет, так что объективной причины ослаблять политическое крыло, пожалуй, не было.
Странности этим медиа- и политическим реформам может добавлять то, что кадровая скамейка у администрации области ни к чёрту, и так выходит, что во главе такой тонкой материи, кузницы демиургов становится, например, Оксана Иванова.
Увольнение Владимира Шураева вообще оказалось очень странным (люди, последовательно и по уму проводящие политические реформы, обычно так не поступают): о своём увольнении он, как оказалось, узнал в день увольнения. Шураев сразу же, причём достаточно резко, прокомментировал своё увольнение, удивившись, что ему не дали доработать до 60-летия всего два месяца. К тому же он однозначно дал понять, что работать в Ассоциации муниципальных образований Псковской области (туда официально отправляли его с поста руководители региона) не станет.
С другой стороны, уход Шураева был делом времени — после того как он покинул пост главы Псковского района, третьего по размеру и важности муниципалитета, его карьера уже шла по ниспадающей: Владимир Васильевич искал возможности трудоустройства в Москве, но уже тогда ему мешало возрастное ограничение для муниципальных служащих. При этом Шураеву удалось устроить дальнейшую политическую карьеру достаточно удачно: сначала он возглавил региональный комитет по местному самоуправлению, а потом стал у руля объединённого управления внутренней политики (сменив Романова). Как оказалось, ему нашлось применение: именно Владимир Шураев взял на себя роль экзекутора в процессе объединения сельских поселений.
Когда-то Владимир Шураев (справа) получал грамоты от Ассоциации муниципальных образований. Фото: Александр Сидоренко
В остальном свершений от него никто не ждал, карьерный рост был исключён, и реальным вектором для Шураева стало всё то же местное самоуправление. К строительству и корректировке политической модели в Псковской области он допущен не был, и последние провалы на информационно-политическом фланге точно не могли быть причиной его увольнения — ну или только в одном случае: когда реальный виновник докладывает губернатору, что во всём виноват Шураев.
Но один из реальных виновников последних политических ошибок, Роман Романов, тоже в темпе покинул аппарат администрации Псковской области. Учитывая «успехи» политического блока последнего времени, решение достаточно предсказуемое. Более того, отставку Романова... нет, не прогнозировали, а просто ждали очень давно, потому что ошибок во внутренней политике было заметно больше, чем в ряде других направлений деятельности администрации. Политический блок делал, порой казалось, демонстративные ляпы и ошибки, показывая, что они всё равно ни на что не влияют.
Да, несмотря на то что претензий к компетентности Романова было много, на выборах губернатора Андрей Турчак одержал безоговорочную победу, набрав 78% голосов. К блоку УВП здесь вопросов быть объективно не может. Впрочем, есть мнение, что здесь больше заслуг медийного блока (включая все подконтрольные СМИ) и регионального избиркома.
Так или нет — формально Романов по итогам 2014 года ушёл на повышение: управление внутренней политики — структурное подразделение аппарата администрации области, который возглавляет Максим Жаворонков. Романов стал его заместителем и фактически «исполнительным директором» аппарата.
Однако уже в июне 2015 года два источника в политических кругах сообщали нам о том, что Романов готов претендовать на место ректора Псковского государственного университета. Эта информация так и не вышла за стены редакции, потому что мало походила на правду, да что там — это казалось, скорее, бредом.
Новый проректор ПсковГУ по воспитательной работе Роман Романов. Фото: Псковское агентство информации
Сегодняшнее назначение говорит в большей степени об обратном: Минобрнауки продлило полномочия ректора вуза Юрия Демьяненко лишь до мая 2017 года, так что в ближайшее время наверняка смена руководства ПсковГУ станет неизбежной. Сам Демьяненко был так же рекрутирован из администрации региона: много лет он был вице-губернатором. Нет сомнения, что и сейчас чиновникам во главе вуза нужен не представитель профессуры, а стандартный администратор-бюрократ. С этой ролью Роман Романов вполне может справиться.
Так что предполагать, что Романов действительно был за что-то наказан (вроде баннеров «Турчака в отставку!») и изгнан с позором или, как Шураев, с явным пренебрежением, вряд ли верно: кадровый вопрос с ПсковГУ тоже необходимо решать. Однако и на его место не нашлось (пока) никого, даже условной Оксаны Ивановой. Было бы логичным предположить, что эту работу переадресуют всё тому же Александру Машкарину, который, во-первых, уже был в этой шкуре, а во-вторых, отправлен работать директором медиахолдинга Псковской области, что, говоря по справедливости, и не так уж пыльно, и уж точно «не про войну».