Статья опубликована в №45 (817) от 23 ноября-29 ноября 2016
Регион

Перешли все границы

На кладбище в деревне Устье начинают хоронить людей в старых могилах, погост в деревне Камно уже перешагнул на территорию новой волости
Павел ДМИТРИЕВ Павел ДМИТРИЕВ 28 ноября 2016, 17:01

Вокруг церквей и в охранных зонах в Псковском районе расширяются кладбища, говорила «Псковской губернии» в сентябре председатель местного отдела ВООПИиК Ирина Голубева. «Претензии к руководству района: почему они позволяют расширяться несанкционированным кладбищам? У них что, план есть? Нет. Просто люди приезжают - и им выделяют землю для захоронения. Из старых прицерковных оград кладбища уже выплёскиваются», - негодовала Голубева. 

В деревне Устье Псковского района находится памятник архитектуры XVI века - церковь Николая Чудотворца: здесь разработаны зоны охраны, территория кладбища включена в неприкосновенную зону памятника. Прицерковное кладбище несанкционированно вышло из старых границ: с двух сторон оно зажато дорогой и озером, с третьей – обрыв. С четвёртой стороны находится болото, но до него оставался небольшой треугольник земли, на который и выплеснулся погост. «И вот они на этом треугольничке приютились, сколько хватило места. На дорогу выходить? Там частные владения. В болото или, тем более в озеро никто не пойдёт: больше некуда. Сейчас оно приостановилось в своём распространении дальше», - рассказывает Голубева.

В деревне Камно возле церкви святого Георгия Победоносца кладбище также расширяется только в одну сторону – к трассе между Псковом и Старым Изборском, в отличие от Устья оно пока не остановилось: последняя могила здесь датирована летом 2016 года. «Там может быть выделено официально место? Уж больно активно [хоронят]. Если где-то видно, что взяли и подхоронили, а здесь впечатление, будто официально: дорожки проложены, будто и комендант уже есть. Не священник же выделяет им места», - удивляется Ирина Голубева.

Кладбище в Устье шесть лет назад обнесли забором. Фото: Тимур Галимов / ПГ

Перечисленные кладбища – закрытые, уверяет глава сельского поселения «Логозовская волость» Любовь Фильчагина. Оба погоста находятся на её территории. Волость ведёт реестр, человек должен обратиться в администрацию сельского поселения, получить разрешение на захоронение, а затем предоставить копию свидетельства о смерти, которую заносят её в реестр. Никакому гражданину на этих кладбищах похоронить родственников не дадут, если это не местный житель, и если не будет подхоронения, поясняет Фильчагина. Например, жителям деревни Малая Листовка, у которых 20-30 лет назад умер родственник и похоронен на кладбище в Устье, можно подхоронить. Если это гражданин городской, то мы разрешения не даём, подчёркивает она. Не согласна глава поселения и с тем, что погосты расширяются. Кладбище в деревне Устье стоит на кадастровом учёте, оно обнесено забором, и ни за забор, ни влево, ни вправо [не уходит]. Шесть лет тому назад это кладбище огородили, поставили на кадастровый учёт, потому что оно является муниципальным, рассказывает Фильчагина.

Кладбище в Устье действительно со стороны болота огорожено сетчатым забором, последние могилы здесь датированы 2010 годом. Но Ирина Голубева не перестаёт беспокоиться об этом погосте: «Я боюсь, что они тогда полезут в старое кладбище, начнут в старых могилах рыться. А старые там – это помещики Назимовы, владельцы Щиглиц, похоронены и серьёзные деятели культуры в том числе. Там и так плиты уже смещены, надгробиями дорожки вымащивают, уже нарушена ситуация. Если очень захотят, то всё выкинут и сами похоронятся. Вот чего не хотелось бы, а там очень древний слой, там даже находили 12-й век», - объясняет председатель регионального отделения ВООПИиК.

Местные жители бьют тревогу: им уже негде хоронить родственников, если на кладбище в Устье кто-то не похоронен. В районе пока не закрыто кладбище в деревне Корлы, где уже начали хоронить людей из Малой Листовки и не только, поясняет Фильчагина.

У церкви Георгия Победоносца в Камно по факту нет ни территории, ни охранной зоны, продолжает Голубева. Сейчас по новому законодательству ввели так называемые защитные зоны: в сельской местности до 350 метров от памятника территория должна быть неприкосновенной. Но это только с этого года, а захоронения-то там давно, усмехается Ирина Голубева. И практически нет никакой защиты ни у церкви, ни у кладбища. Такое впечатление, что захоронения идут на законных основаниях, как если бы землю выделяла волость. Сюда и из города хоронить ездят, знает Голубева.

Последние могилы в Камно датированы 2016 годом. Фото: Тимур Галимов / ПГ

По кладбищу в Камно Любовь Фильчагина комментирует лишь то, что по генплану только его часть принадлежит администрации сельского поселения, другая – Завеличенской волости. Впрочем, судя по местным правилам застройки и землепользования, как минимум часть расширившегося кладбища относится к Логозовской волости, но оно уже вышло за территорию своего сельского поселения. Вряд ли приезжающие сюда люди в курсе, что новые могилы находятся уже в другой волости. До грунтовой дороги, по которой можно доехать до церкви в Камно, кладбищу осталось преодолеть пару десятков метров, затем оно, скорее всего, перешагнёт через дорогу и пойдёт дальше в сторону трассы.

Тема эта непростая и для всей области, уверена Ирина Голубева. В августе «ПГ» писала про Изборское кладбище. На нём также разрешалось хоронить только местных жителей, что не останавливало приезжих, в том числе из Москвы и Петербурга. Через два месяца после публикации муниципальные кладбища «Изборск» и «Малы» закрыли для новых захоронений. Местные жители могут хоронить родственников на кладбище «Булатное». Документ подписала глава администрации городского поселения «Печоры» Екатерина Морозова. Региональное отделение ВООПИиК поддержало решение местной администрации.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.